Перспективы развития

Развитие ОАО "РЖД", в первую очередь, направлено на формирование высокоэффективного холдинга "РЖД", расширение его рыночного потенциала, рост капитализации, повышение инвестиционной привлекательности и усиление конкурентных преимуществ на стратегически значимых рынках.

В ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте проявился ряд проблемных вопросов, которые требуют решения для эффективного развития железнодорожного транспорта.

Для решения этих вопросов важнейшее значение имеет Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на перспективу до 2015 года, которая разработана по инициативе Общества и одобрена Общественной палатой Российской Федерации. В соответствии с проектом Целевой модели предусмотрено формирование института локальных перевозчиков и создание максимально устойчивой эффективной для отрасли инвестиционно-привлекательной модели развития частных грузовых операторов. Приоритетными задачами на 2010 год являются:

  • эффективное транспортное обслуживание экономики страны на основе повышения качества работы и инновационного развития ОАО "РЖД";
  • эффективное управление холдингом ОАО "РЖД" на основе Стратегии развития и целевых параметров до 2015 года;
  • эффективное взаимодействие с государственными структурами по стратегическому развитию железнодорожного транспорта на основе финансовой модели холдинга ОАО "РЖД";
  • разработку и согласование с федеральными органами исполнительной власти основных направлений дальнейших структурных преобразований.

На рынке грузовых перевозок будет развиваться конкуренция в сфере услуг по предоставлению грузовых вагонов среди частных компаний. Основной задачей на 2010 год для ОАО "РЖД" - это создание ОАО "Вторая грузовая компания" и переход к полному дерегулированию вагонной составляющей.

Вторая грузовая компания

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации о необходимости создания равных условий на рынке предоставления грузовых вагонов под перевозку и дальнейшего реформирования операторского сегмента в 2009 году разработан проект концепции реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовыми вагонами и создания Второй грузовой компании. Подходы к созданию Второй грузовой компании одобрены Межведомственной комиссией по реформе на железнодорожном транспорте и правлением ОАО "РЖД".

Осуществляется разработка бизнес-плана Второй грузовой компании, который показывает, что у данного бизнеса есть хороший потенциал развития при условии решения целого ряда системных задач по формированию эффективной модели перевозочного процесса в условиях работы исключительно приватных грузовых вагонов, выработке схемы работы приватных российских вагонов на территории сопредельных государств, обеспечению совершенствования системы тарифного регулирования для эффективного функционирования рынка в новых условиях.

 Основными стратегическими направлениями развития ОАО "РЖД" на рынке грузовых перевозок являются:

  • обеспечение конкурентоспособности в доходных сегментах рынка;
  • предложение комплексных транспортных услуг;
  • ускоренное развитие контейнерных перевозок;
  • обеспечение максимальной эффективности перевозок массовых грузов на основе использования эффекта масштаба и внедрения логистических технологий, активная модернизация технических средств и технологий в сфере грузовых перевозок.

 Максимальное привлечение к перевозкам потенциальной грузовой базы, формируемой российскими и зарубежными производителям, переход к стимулированию спроса на перевозки, решение вопроса дерегулирования тарифов в конкурентных сегментах рынка грузовых перевозок с целью формирования равно выгодных тарифно-экономических условий для обеспечения реальной конкуренции между различными видами транспорта в процессе завершения третьего этапа структурного реформирования железнодорожного транспорта.

На рынке пассажирских перевозок одним из важнейших направлений развития рынка пассажирских перевозок являются:

  • развитие высокоскоростного и скоростного пассажирского движения;
  • обеспечение качественной оптимизации логистики пассажирских перевозок;
  • организация систем взаимодействия с федеральными и региональными органами власти по обеспечению транспортного обслуживания населения на договорной основе;
  • обеспечение начала функциональной деятельности Федеральной пассажирской компании и достижения целевого состояния пригородного комплекса в соответствии с программой его реформирования;
  • разработка и внедрение комплексных инвестиционных проектов по развитию новых предложений на рынке пассажирских перевозок.

Также планируется продолжить создание дочерних обществ ОАО "РЖД" по пригородным перевозкам с участием субъектов Российской Федерации.

Главным стратегическим направлением действий холдинга "РЖД" на международном рынке является обеспечение за счет активного сотрудничества с зарубежными железнодорожными администрациями, Компаниями и специализированными международными организациями максимально благоприятных условий для повышения эффективности международных грузовых (в т.ч. транзитных) и пассажирских перевозок, научно-технического и технологического сотрудничества, вывода российских передовых разработок в железнодорожной сфере и строительных услуг на зарубежные рынки.

Большое внимание будет уделено вопросам проведения социальной политики и повышения престижности работы на железнодорожном транспорте. Одними из самых важных вопросов здесь являются: повышения конкурентоспособности Компании на рынке труда и совершенствование системы обучения и подготовки персонала для обеспечения качественного процесса перевозок грузов и пассажиров. При этом основной принцип – это формирование оплаты труда в соответствие с сохранением экономически обоснованного соотношения между ростом производительности труда и реальной заработной платы в долгосрочном периоде. Инвестиционная программа компании сформирована как портфель инвестиционных проектов с утвержденными бюджетами проектов и сроками их реализации. Этот подход позволит более гибко реагировать в среднесрочной перспективе на изменения прогнозов социально-экономического развития страны в целом и наиболее важных, грузообразующих регионов.

Учитывая сниженный объем затрат в результате переноса ремонтных программ по инфраструктуре и подвижному составу в кризисный период, Компанией выделены приоритеты в части восстановления основных средств в посткризисный период: в первоочередном порядке будут ремонтироваться: путь, искусственные сооружения, пассажирские вагоны и электропоезда, линии электропередач, связи, автоматики и др., т.е. объекты непосредственно связанные с производственной и перевозочной деятельностью, и влияющие на безопасность движения поездов. Активно проводится работа по пересмотру нормативно-технической документации, регламентирующей производство ремонтов и техническое обслуживание основных средств. Пересмотр нормативной базы направлен, прежде всего, на ужесточение норм расхода сырья, материалов и запасных частей не только при производстве ремонтов, но и при текущем содержании и обслуживании.

На рынке предоставления услуг инфраструктуры основные направления развития – это:

  • ускоренная модернизация объектов инфраструктуры;
  • ликвидация барьерных мест на существующей сети железных дорог и повышение эффективности перевозок (повышение скоростей, нагрузки на ось, снижение издержек и т.д.);
  • развитие инфраструктуры в соответствии с прогнозируемыми на перспективу темпами роста производства, мощностями других видов транспорта Российской Федерации;
  • транспортное обеспечение новых промышленных центров и освоения месторождений;
  • внедрение новой модели управление инфраструктурным комплексом на пилотных железных дорогах;
  • разработка и внедрение новых типов путевых машин для обеспечения продления срока службы материалов верхнего строения пути и сокращения затрат на ремонтные работы и т.д.

Кроме того, ОАО "РЖД" активно выполняет данное государством поручение по усиленному развитию инноваций, энергоэффективности, обеспечению безопасности объектов железнодорожного транспорта во всех отраслях экономики.

Впервые в России внедрена энергоустановка на топливных водородных элементах в системах автоматики и связи. При ремонте подвижного состава и инфраструктуры нашли практическое применение нанотехнологии.

Эффективное инновационное развитие ОАО "РЖД" предусматривает решение таких задач как:

  • выполнение основных положений Концепции единой технической политики холдинга "Российские железные дороги";
  • проведение эффективной политики в сфере технического регулирования на железнодорожном транспорте;
  • решение задач научно-технического развития ОАО "РЖД", включая последовательный переход к "интеллектуальному железнодорожному транспорту", разработку нового подвижного состава, объектов инфраструктуры и технических средств с учетом стоимости их жизненного цикла;
  • повышение энергоэффективности деятельности Холдинга.

Повышение энергоэффективности
Компании

Приоритетной задачей является снижение энергоемкости перевозочного процесса.

Обеспечение в первую очередь безопасности грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок является основной дальнейшего развития и модернизации железнодорожной отрасли.

Новая антикризисная архитектура как Компании, так и страны в целом должна обладать всеми качествами, обеспечивающими системное решение проблем и превентивное реагирование на вероятные новые угрозы и вызовы. Повышение уровня обеспечения безопасности движения поездов связана с совершенствованием системы предупреждения и оперативного реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

Реализация инвестиционной программы компании будет способствовать обеспечению эффективной работы ОАО "РЖД": повышению эффективности использования активов Общества и в первую очередь – подвижного состава, сокращению эксплуатационных расходов, росту производительности труда, дальнейшему развитию организации управления перевозками на основе информационных технологий и внедрению ресурсосберегающих технологий.

В проекте инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" на 2010-2012 годы на обновление и развитие железнодорожной инфраструктуры предусмотрены средства в объеме 855,4 млрд. руб., в том числе 2010г.- 270,5 млрд. руб., 2011г.- 285,0 млрд. руб., 2012г.- 299,8 млрд. руб.

В 2010 году Компания планирует направить на реализацию "собственных" проектов Общества – 210,5 млрд. руб. (с учетом "олимпийских" проектов реализуемых за счет собственных источников Компании).

Кроме того, на реализацию проекта Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" планируется направить 60 млрд. руб., проект реализуется за счет взносов в уставный капитал ОАО "РЖД".

Весьма важными задачами 2010 года в инвестиционной программе представляются:

  • Организация движения скоростных поездов "Сапсан" по участкам Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород поезда Сапсан на Октябрьской, Московской и Горьковской железных дорогах;
  • Завершение всех работ по 53 километровому электрифицированному участку Яйва – Соликамск на Свердловской ж.д.

Среди других проектов, на которых запланированы значительные объемы ввода мощностей, следует обратить внимание на проекты:

  • "Комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина -Веймарн-Ивангород и ж.д. подходов к портам на южном берегу Финского залива" на Октябрьской железной дороге;
  • "Комплексная реконструкция участка М.Горький -  Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского узла" на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах;
  • "Перевозки нефти на Китай  (2 этап)" на Забайкальской ж.д.;
  • "Реконструкции верхнего строения и комплексной реконструкции железнодорожного пути" на всех железных дорогах и ряд других выделенных проектов.
Версия для печати
screenRenderTime=2