Эффективность инвестиционной программы ОАО "РЖД"

Инвестиционная программа ОАО "РЖД" формируется с учетом Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта ОАО "РЖД".

На первом этапе стратегического развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации (2008-2015 годы) определяющим фактором является модернизация всех его элементов, в результате чего должны быть обеспечены необходимые пропускные способности на основных железнодорожных направлениях, расширенная модернизация существующих объектов инфраструктуры, обновление парка подвижного состава с исключением подвижного состава с истекшими сроками службы, будут разработаны новые технические требования к технике и технологии, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых перспективных железнодорожных линий. Соответственно главными задачами, решаемыми в рамках инвестиционной программы и заложенными в ее основу, являются:

  • ликвидация "узких мест" в пропускных способностях на основных направлениях сети железных дорог с учетом перспективных объемов перевозок до 2015 года;
  • обеспечение беспрепятственного пропуска грузовых поездов весом 6000 - 6300 тонн и длиной 71 условный вагон с установленными интервалами по устройствам СЦБ и электроэнергетики;
  • осуществление управления планированием развития объектов инфраструктуры с целью минимизации инвестиционных и эксплуатационных затрат при обеспечении потребных объемов перевозок на планируемый инвестиционный период;
  • формирование единой централизованной системы управления перевозочным процессом на базе внедрения автоматизированных систем.
  • обновление парка подвижного состава ОАО "РЖД" с целью обеспечения прогнозируемых грузо- и пассажиропотоков.

Для выполнения поставленных задач в инвестиционной программе ОАО "РЖД" предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих освоить перспективные объемы перевозок за счет строительства дополнительных главных путей и двухпутных вставок, развития железнодорожных станций, строительства обходов крупных железнодорожных узлов.

Реализация инвестиционной программы сказывается на количественных и качественных показателях работы ОАО "РЖД", как правило, только после полного завершения проекта. Основной эффект достигается чаще всего через повышение провозной способности (либо путем ликвидации "узких мест", либо путем повышения эксплуатационной надёжности). В ряде проектов основная цель заключалась в обеспечении инфраструктуры железных дорог новыми эксплуатационными качествами (возможности пропуска пассажирских поездов с более высокими скоростями или обращения подвижного состава с новыми габаритами).

В период до 2008 года, когда наблюдался устойчивый рост объёмов перевозок, более 90% проектов были нацелены на ликвидацию "узких мест", повышение эксплуатационных характеристик железнодорожных направлений.

Протяжённость "узких мест" по пропускной способности сети на начало 2006 года составляла 4 520 км. При прогнозируемом росте объёмов перевозок на некоторых направлениях без проведения мер по их развитию и усилению к 2010 году появились бы новые "узкие места" протяженностью 15,4  тыс. км и их общая протяженность могла составить почти 20 тысяч км, 50% из которых находились  бы на основных направлениях сети железных дорог, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы ж.д. транспорта.

В результате выполнения мероприятий инвестиционной программы направленных на развитие пропускных способностей, протяженность "узких мест" на начало 2009 года было снижена и составила 3,5 тыс. км.

Инвестиционный бюджет 2009 года был окончательно сформирован с учетом актуализированного прогноза по формированию доходов от осуществления хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" и возможностей привлечения финансовых ресурсов с рынков капитала в условиях финансового кризиса. Общие плановые объемы инвестиционного бюджета  2009 года, с учетом корректировок, существенно упали в сравнении с фактическими показателями  2008 года.  

В целом проекты реконструкции и обновления существующей инфраструктуры в первую очередь направлены на обеспечение безопасности перевозочного процесса при осуществлении перевозок.

Это достигается за счет мероприятий, направленных на снижение износа основных фондов, увеличение надежности работы устройств, оборудования, машин и механизмов, а также на обеспечение соответствия их современным требованиям перевозочного процесса.

Кроме того, в ходе реализации проектов обновления и реконструкции основных фондов компании, вместо выбывающего оборудования, машин и механизмов внедряются передовые разработки, при этом осуществляется переход на новые технологические и инновационные решения.

Реализация заданий инвестиционной программы позволила удовлетворить спрос на перевозки грузов и пассажиров в полном объёме с высокими качественными показателями, зависящими от реализации инвестиционных проектов.

Этот вывод подтверждается динамикой изменения качественных показателей использования подвижного состава на сети железных дорог. В 2009 году обеспечено улучшение большинства качественных показателей эксплуатационной работы. В частности, за 2009 год средний оборот грузового вагона ускорен на 3,4 часа, средняя участковая скорость движения поездов возросла на 1,0 км/час, среднесуточная производительность грузового локомотива увеличена на 50 тыс. ткм брутто, средний вес брутто грузового поезда повышен на 40 тонн.

Версия для печати
screenRenderTime=0