XV. Инвестиционная деятельность

С момента создания Компании инвестиционные расходы ее имеют четко выраженную тенденцию к увеличению, как по абсолютной величине, так и по удельному весу в общих расходах.

Приоритетом инвестиционной политики ОАО "РЖД в этот период является развитие и обновление инфраструктуры, в первую очередь, на основных транзитных и экспортно-ориентированных направлениях. В период с момента образования ОАО "РЖД" осуществлены значительные инвестиции в развитие и совершенствование инфраструктуры важнейших железнодорожных направлений Кузбасс-Северо-Запад, Кузбасс-Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс-Азово-Черноморский транспортный узел, по которым осуществляются подавляющие объемы перевозок массовых грузов, ориентированных на морские порты Мурманска, Балтийского моря, Дальнего Востока, Черного и Азовского морей. Продолжались работы по электрификации направлений на Октябрьской, Северной, Юго-Восточной, Куйбышевской, Приволжской, Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорогах. Производились и производятся работы по реконструкции крупных мостов и тоннелей по всей сети железных дорог, выполнению берегоукрепительных мероприятий, обеспечивающих безопасность движения на участке Туапсе-Адлер, реконструкции Сахалинской железной дороги. Построены и реконструированы ряд крупных сортировочных и припортовых станций, осуществляется модернизация и переоснащение объектов локомотивного, вагонного и путевого хозяйств, вводится в эксплуатацию и реконструируется новые вокзальные комплексы.

На основе утвержденных регламентов в области инвестиционной деятельности автоматизированы пообъектное планирование и сбор данных о выполнении инвестиционных бюджетов Компании, включая казначейский контроль целевого использования средств.

Также в введены функции контроля наличия проектно – сметной документации, организации конкурсных процедур, проверки соответствия заключаемых договоров утвержденным лимитам.

Реализован блок оперативного анализа бюджетных показателей по всем объектам с учетом исторических данных за весь период реализации объекта.

Все это позволило организовать эффективное управление инвестиционным процессом как в условиях значительного роста инвестиционного бюджета (2006-2008 годы), так и практически при двукратном его сокращении.

В условиях финансового кризиса в сжатые сроки удалось сформировать сценарные варианты инвестиционного бюджета на 2009 год и минимизировать возможные риски финансовых потерь, которые могли возникнуть у Компании.

С учетом складывающейся финансово-экономической ситуации, в целях недопущения роста объемов незавершенного строительства и возникновения обязательств ОАО "РЖД", не обеспеченных источниками финансирования, реализация инвестиционного бюджета на 2009 год была развернута в объеме первой очереди: 252,4 млрд. руб.

По результатам рассмотрения итогов работы Компании за 6 месяцев и прогнозируемых результатов работы во 2 полугодии на заседании совета директоров ОАО "РЖД" 30 октября 2009 года была одобрена корректировка инвестиционного бюджета Компании. Уточненный бюджет 2009 года составляет 262,8 млрд. руб.

На реализацию "собственных" проектов Компании из указанного объема направлено 215,5 млрд. руб., остальная сумма – это проекты, связанные с подготовкой и проведением Олимпийских игр в г. Сочи.

Указанный инвестиционный бюджет был окончательно сформирован с учетом актуализированного прогноза по формированию доходов от осуществления хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" и возможностей привлечения финансовых ресурсов с рынков капитала в условиях финансового кризиса. Наибольшее снижение приходится на раздел "выделенные инвестиционные проекты" - более чем в два раза, на раздел "проекты хозяйств" – также снижение в 1,8 раза. В 1,3 раза уменьшены расходы на обновление подвижного состава.

Проекты Компании, млрд. руб. без НДС (за счет всех источников финансирования)

 

План года

Факт

% к плану года

1.

Всего:

262,8

265,7

101,1

2.

"Олимпийские" проекты

47,4

47,8

101,8

3.

"Собственные" проекты Общества, в том числе:

215,5

217,9

101,1

4.

Выделенные проекты

94,2

100,0

106,1

5.

Обновление подвижного состава

60,4

58,7

97,1

6.

Проекты хозяйств

54,2

54,2

100,0

7.

Прочие

6,6

5,0

75,8

Перевыполнение по выделенным проектам сформировалось в связи с досрочной поставкой четырех электропоездов по проекту "Приобретение высокоскоростного подвижного состава Siemens AG".

В 2009 году работы по олимпийским объектам осуществлялись в соответствии с планами и, в частности, обеспечено завершение работ по сооружению железнодорожных грузовых дворов в Имеретинской низменности, необходимых для организации завоза грузов для строительства олимпийских объектов в г. Сочи. В целом по Олимпийским проектам выполнен объем работ в сумме 47,8 млрд. рублей при годовом лимите 47,4 млрд. рублей.

Инвестиции в развитие и совершенствование инфраструктуры

В период с момента образования ОАО "РЖД" осуществлены значительные инвестиции в развитие и совершенствование инфраструктуры важнейших железнодорожных направлений Кузбасс-Северо-Запад, Кузбасс-Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс-Азово-Черноморский транспортный узел, по которым осуществляются подавляющие объемы перевозок массовых грузов, ориентированных на морские порты Мурманска, Балтийского моря, Дальнего Востока, Черного и Азовского морей. При этом построено свыше 950 км новых линий и вторых путей, более 930 км станционных путей, электрифицировано около 780 км. Совокупный объем инвестиций компании с момента образования составляют свыше 1,35 трлн. руб. в ценах соответствующих лет.

Выполнены работы по электрификации направлений на Октябрьской, Северной, Юго-Восточной, Куйбышевской, Приволжской, Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорогах. При этом, завершена полная электрификация Транссибирской магистрали, направлений: Санкт-Петербург - Мурманск, Саратов - Волгоград - Тихорецкая, Старый Оскол - Валуйки, Маленга - Сумской-Посад - Обозерская, направления Сызрань - Сенная. 

Осуществлены работы по реконструкции крупных мостов и тоннелей по всей сети железных дорог, выполнению берегоукрепительных мероприятий, обеспечивающих безопасность движения на участке Туапсе-Адлер, реконструкции Сахалинской железной дороги. Завершены работы и обеспечен ввод Северо-Муйского тоннеля на западном участке БАМа Восточно-Сибирской ж. протяженностью 15 км, Тарманчуканского, Кузнецовского и Лагар-Аульского на Дальневосточной ж.д., ряда тоннелей на Северо-Кавказской и Восточно–Сибирской железных дорогах.

Построены и реконструированы ряд крупных сортировочных и припортовых станций: Автово, Орехово-Зуево, Бекасово, Лоста, Новоярославская, Лянгасово, Лиски, Кинель, Пенза, Находка-Восточная, Туапсе, Новороссийск и др.

Созданы единые дорожные центры управления перевозками на Октябрьской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Приволжской, Южно-Уральской, Свердловской, Дальневосточной железных дорогах, обеспечивающие условия для внедрения новых информационных технологий управления.

Значительные капитальные вложения осуществлены в переоснащение и модернизацию объектов локомотивного, вагонного и путевого хозяйств, в программы безопасности, информатизации и ресурсосбережения.

Введены в эксплуатацию новые и проведена реконструкция вокзальных комплексов в городах: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Омск, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Ижевск и ряд других.

Реализованы проекты организации скоростного тактового движения пригородных поездов на участках: Москва - Люберцы - Раменское, Москва-Белорусская - Шереметьево, Санкт-Петербург-Московский - Колпино, Екатеринбург - аэропорт Кольцово и Москва - Лосиноостровская - Мытищи - Пушкино.

Одной из важнейших задач, решаемых в рамках Инвестиционной программы, является обновление подвижного состава ОАО "РЖД". С момента создания Компании на железные дороги, в т.ч. с использованием лизинга, поставлено более 1680 локомотивов, около 4,5 тысяч пассажирских вагонов, более 59 тысяч грузовых вагонов, более 4 тысяч секций мотор-вагонного подвижного состава.

Решая социальные вопросы работников железнодорожного транспорта, построено порядка 1 млн. кв. метров жилья, модернизировано значительное количество объектов здравоохранения и образования, построен ряд спортивных сооружений и других объектов.

В приоритетном порядке финансировались также работы по организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки, усилению подходов к портам Ванино и Советская Гавань с реконструкцией участка Оуэн - Высокогорная и строительством нового Кузнецовского тоннеля, строительству 53-км обхода зоны техногенной аварии в районе г. Березники, развитию подходов к новому нефтяному терминалу на Дальнем Востоке.

В 2009 году завершена реализация инвестиционных проектов "Организация высокоскоростного движения на направлении Москва - Санкт-Петербург", что обеспечивает постоянное обращение высокоскоростных поездов "Сапсан" на направлении Москва – Санкт–Петербург, и позволяет сократить время хода поездов на участке Москва – Санкт–Петербург до 3 часа 45 минут.

На обновление подвижного состава в 2009 году направлено 60,4 млрд. руб., при этом обеспечена закупка 355 локомотивов, 643 пассажирских вагонов локомотивной тяги, 292 грузовых вагонов и 695 вагонов моторвагонного подвижного состава, а также модернизировать 22,6 тыс. грузовых вагонов, 158 локомотивов, 110 пассажирских вагонов и 22 вагонов моторвагонного подвижного состава.

В приоритетном порядке финансировались проекты, получившие целевое финансирование и государственную поддержку.

Средства федерального бюджета, полученные в качестве увеличения уставного капитала ОАО "РЖД" были направлены на реализацию проектов:

  • "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер-горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" (проектные и изыскательские работы, строительство)" - 41,5 млрд. руб.;
  • Приобретение продукции открытого акционерного общества "Тверской вагоностроительный завод" - 3,0 млрд. руб.;
  • "Строительство нового железнодорожного участка Яйва – Соликамск Свердловской железной дороги в обход района техногенной аварии" - 6,0 млрд. руб.

За счет средств, полученных от дополнительной индексации тарифов на грузовые перевозки в среднем на 1% в 2009 году, финансировались проекты:

  • "Организация интермодальных перевозок на участке линии Сочи - Адлер – аэропорт Сочи";
  • "Усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе-Адлер";
  • "Организация грузовых дворов для обеспечения приема поступающих для строительства олимпийских объектов грузов".

Кроме того, на условиях софинансирования в 2009 году финансировались проекты:

1) за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации:

  • "Реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань";
  • "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Хельсинки".

2) за счет Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года":

  • "Расширение разъезда Хмыловский Дальневосточной железной дороги и строительство железнодорожной инфраструктуры на участке Кузнецово, Находка-Хмыловский".

При этом следует отметить, что заказчиком при реализации указанных проектов со стороны государства, в части, финансируемой из Инвестиционного фонда Российской Федерации, является Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

За счет других внешних источников на программу капитальных вложений использовано около 0,6 млрд. рублей. Привлеченные средства в первую очередь использованы на финансирование превентивных мероприятий программы безопасности движения и расходов по присоединению к путям общего пользования ведомственных подъездных путей, а также совместное финансирование объектов строительства вокзалов и др.

Ввод основных фондов

В целом стоимость введенных основных фондов в 2009 году осуществлена в объеме более 273,1 млрд. руб., при этом, впервые за все время существования Компании, превысила годовой объем капитальных вложений.

В 2009 году обеспечен ввод: 47,7 км новых линий, 81,6 км вторых и около 161,9 км станционных путей, а также реконструировать 167,2 км контактной сети, 1 671,9 км верхнего строения пути.

Кроме того, введен ряд других важных объектов, в том числе:

  • 2-ая очередь совмещённого моста через р. Амур Дальневосточной железной дороги – 2600 пм, которая за счет ликвидации последнего однопутного участка на всей Транссибирской магистрали позволяет увеличить пропускную способность дальневосточной части Транссиба в 1,6 раза;
  • Лагар-Аульский тоннель на участке Архара - Хабаровск, Нанчхульский тоннель Дальневосточной железной дороги;
  • Навагинский тоннель на участке Армавир-Туапсе и Большой Новороссийский тоннель Северо-Кавказской ж.д.
  • Мост через реку Обь на 605 км линии Омск - Алтайская Западно – Сибирской железной дороги;
  • Мост через реку Чуна на 124 км линии Тайшет - Лена Восточно – Сибирской железной дороги;
  • Второй путь на перегоне 338 км - Кармыш участка Тобольск - Сургут Свердловской железной дороги;
  • Бесстыковой путь на участках Ага - Булак, рзд 114 - Шахтерская, Борзя – рзд 115, рзд 83 - Даурия, Билютуй - Мациевская Забайкальской железной дороги;
  • Первый этап реконструкции моторвагонного депо Металлострой для обслуживания высокоскоростных поездов на Октябрьской железной дороге;
  • Вокзал на 400 пассажиров на ст. Ижевск Горьковской  железной дороги;
  • Вокзал на ст. Ин Дальневосточной железной дороги;
  • ПТО на ст. Сковородино Забайкальской железной дороги и др.

С целью обеспечения перевозки нефтяных маршрутов в объёме 15 млн. тонн проведена реконструкция разъезда Хмыловский Дальневосточной железной дороги и строительство железнодорожной инфраструктуры на участке Находка-Хмыловский, которая осуществлялась в рамках реализации проекта "Строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан".

Введены в эксплуатацию реконструированные станции Аксака и Дюанка, входящие в титул "Комплексная реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля".

Открыто движение поездов по новому железнодорожному 53-км участку Яйва – Соликамск в обход района техногенной аварии в Пермском крае.

Реализация инвестиционной программы ОАО "РЖД" обеспечивает системный рост эффективности и качества транспортного обслуживания экономики страны, что полностью соответствует целям структурной реформы Компании.

Версия для печати
screenRenderTime=2