Оборотные активы

Одной из первоочередных задач ОАО "РЖД" в условиях финансово-экономического кризиса в 2009 г. являлось обеспечение потребности компании источниками финансирования в т.ч. за счет максимального сокращения финансового цикла для скорейшего высвобождения денежных средств и направления их на финансирование своей текущей и инвестиционной деятельности, а также изменение структуры обязательств в сторону долгосрочных пассивов в целях повышения ликвидности компании.

Мероприятия по управлению оборотным
капиталом и ликвидностью в 2009 г.

Управление материальными запасами

Наличие и движение материально-производственных запасов, млрд. руб.

 

Остаток на 01.01.09

Поступило в 2009

Выбыло в 2009

Остаток на 31.12.09

Отклонение

+ / -

Запасы всего:

80,8

1 524,9

1 527,4

78,3

-2,5

в том числе:

 

 

 

 

 

сырье, материалы, аналогичные ценности

64,1

275,2

277,5

64,0

-2,3

Затраты в незавершенном производстве

2,8

1 200,8

1 203,3

0,3

-2,5

готовая продукция и товары для перепродажи

0,4

7,4

7,5

0,3

-0,1

расходы будущих периодов

11,2

41,5

39,1

13,6

2,4

По итогам 2009 года запасы МТР составили 64,0 млрд. руб., со снижением к началу года на 2,4 млрд. руб.

Планирование финансирования закупок материально-технических ресурсов осуществлялось с учетом имеющихся в наличии запасов, поступления запасов из собственного производства, использования старогодних материалов и межфилиального перераспределения. По излишним и длительно неиспользуемым запасам материально-технических ресурсов определялись плановые задания по их вовлечению в хозяйственный оборот. На фоне инфраструктурных изменений, вывода из Компании отдельных видов деятельности к настоящему времени основную долю запасов (24,9 млрд. руб. или 31,8%) составляют запасы материалов верхнего строения пути.

Дебиторская задолженность ОАО "РЖД", млрд. руб.

 

2008

2009

+/-

%

За перевозку

20,9

18,1

-2,8

86,6%

Задолженность покупателей и заказчиков

12,2

10,0

-2,2

82,1%

Авансы выданные

25,5

28,9

3,4

113,4%

Налоги и сборы

10,4

1,0

-9,3

9,6%

Векселя к получению

0,06

0,04

-0,01

77,5%

Расчеты с персоналом по оплате труда, по прочим операциям с подотчетными лицами

0,32

0,30

-0,02

94,9%

Расчеты по претензиям

0,64

0,65

0,01

101,3%

Прочие дебиторы

30,2

21,4

-8,8

70,8%

ВСЕГО

100,2

80,4

-19,8 

80,3%

Даже в условиях финансово-экономического кризиса Компании удалось не допустить увеличения доли просроченной дебиторской задолженности, которая составила лишь 2% от объема задолженности.

Кредиторская задолженность ОАО "РЖД", млрд. руб.

 

2008

2009

+/-

%

Задолженность перед поставщиками и подрядчиками

100,9

63,4

-37,4

62,9

- материалы верхнего строения пути

4,3

3,4

-0,8

80,9

- сырье, материалы и запчасти

15,9

8,3

-7,6

52,2

- топливо

3,0

2,7

-0,3

90,2

- расчеты за электроэнергию, предоставленную поставщикам

0,2

0,4

0,2

200,0

- выполненные работы по ремонту объектов

10,3

6,7

-3,6

65,2

- приобретение основных средств

13,0

6,7

-6,3

51,6

- выполненные работы по строительству объектов

38,3

21,0

-17,3

54,8

- выполненные работы и оказанные услуги

15,0

12,5

-2,6

83,0

- приобретенные товары и готовая продукция

0,3

0,4

0,1

129,8

- прочая задолженность

0,6

1,3

0,7

216,7

Авансы полученные по прочим операциям

17,6

17,3

-0,3

98,3

Предварительная оплата перевозок

40,5

48,0

7,5

118,7

Прочая кредиторская задолженность

50,5

179,7

129,2

355,8

- задолженность перед персоналом по оплате труда и операциям с подотчетными лицами

14,7

14,4

-0,3

98,0

- задолженность по социальному страхованию и обеспечению

4,5

4,3

-0,2

94,3

- задолженность перед бюджетом по налогам и сборам

8,8

14,8

6,0

167,7

- прочие

22,5

146,2

123,7

647,8

из них: задолженность в уставные капиталы дочерних обществ

15,1

137,2

122,1

908,6

ВСЕГО

209,5

308,4

98,9

147,2

Кредиторская задолженность ОАО "РЖД" по состоянию на 31.12.2009г. составила 308,4 млрд. руб. с увеличением к началу года на 98,9 млрд. руб. (или на 47,2%), за счет статьи "прочие кредиторы" на 123,6 млрд. руб. (без учета взноса в уставный капитал ДЗО), или на 547,6%, за счет увеличения задолженности по взносам в уставные капиталы дочерних обществ на 122,1 млрд. руб., (или на 808,6%) в связи с созданием ОАО "Федеральная пассажирская компания" в ноябре 2009 года, и внесением имущества в уставный капитал ДО в 2010 году.

Таким образом, без учета увеличения задолженности по взносам в уставные капиталы дочерних обществ, кредиторская задолженность по Компании снизилась на 23,2 млрд. руб.

Контроль сроков оплаты обязательств в Общества минимизирует риск появления просроченной задолженности, о чем свидетельствуют показатели доли просроченной кредиторской задолженности, которая составила менее 0,5% в общем объеме задолженности.

Версия для печати
screenRenderTime=1