Господдержка ОАО "РЖД" в 2009 году: субсидии, дополнительные взносы в уставный капитал и влияние на результаты деятельности

Спад в российской экономике, произошедший вследствие мирового финансово-экономического кризиса, ознаменовался спадом интереса крупных инвесторов к масштабным инвестиционным проектам, в том числе осуществляемым в рамках государственно-частного партнерства. В связи с этим сменился общий тренд предоставления государственной поддержки, и в первую очередь, был расширен арсенал возможных механизмов поддержки стратегических предприятий страны.

Перечень системообразующих организаций России был разработан Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики в декабре 2008 года. Организации, попавшие в список, становятся приоритетными объектами поддержки государства в условиях кризиса.

Как и предусмотрено антикризисной программой мер, направленных на эффективную поддержку отраслей экономики, предприятий и населения, государственная поддержка ОАО "РЖД", в первую очередь, ориентирована на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию и развитие инноваций в стране.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса государство располагает достаточно широким спектром инструментов оказания государственной поддержки стратегическим предприятиям. При этом по каждой из предусмотренных мер государственной поддержки предусматриваются прозрачные условия ее обоснования и предоставления.

Итоги 2009 года показывают активное взаимодействие и поддержку компании со стороны государства в условиях нестабильного макроэкономического фона. В результате согласованной работы Правительства Российской Федерации, причастных министерств и ведомств и ОАО "РЖД" был выработан перечень эффективных направлений взаимодействия с государством и антикризисных мероприятий по поддержке ОАО "РЖД" в 2009г.:

 Бюджетные средства, поступившие в 2009 году, млрд. руб.

Наименование

Сумма

1

Субсидии на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации

0,3

2

Субсидии на компенсацию потерь в доходах, связанных с установлением исключительных тарифов на перевозку нефелинового концентрата по направлению ст.Апатиты-ст.Пикалево 2 Октябрьской железной дороги

0,1

3

Субсидии на перевозку железнодорожным транспортом новых легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа

0,1

4

Субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)

36,0

5

Субсидия на компенсацию потерь в доходах от снижения индексации тарифов на грузовые перевозки

40,7

6

Субсидия на реализацию мероприятий по защите инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на направлении Москва-Санкт-Петербург от актов незаконного вмешательства

1,0

7

Взнос в уставный капитал ОАО "РЖД" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.07.2009г. № 918-р и постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2009г. № 551, от 31.12.2009г. № 1209 "О внесении изменений в устав ОАО "РЖД", в том числе:

11,3

 

Взнос в уставный капитал ОАО "РЖД" в целях приобретения Компанией вагонов производства ОАО "Тверьвагонзавод".

 3,0

8

Взнос в уставный капитал ОАО "РЖД" (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2008г. № 1877-р "Об увеличении уставного капитала ОАО "РЖД") в целях реализации инвестиционной программы ОАО "РЖД" в части создания объектов транспортной инфраструктуры для Олимпиады-2014.

 16,9

 

ИТОГО

106,4

Подобные меры помогли компании сохранить финансово-экономическую стабильность в 2009 году, реализовать ряд ключевых инвестиционных проектов и оказать максимально возможную поддержку смежным отраслям экономики.

Заметное оживления экономики и обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде являются важнейшим достижением в реализации антикризисных мер как со стороны государства, так и "компаний-доноров" экономики, на которых возложены эти функции.

Оказываемая государственная поддержка, наряду с инвестиционной и стратегической направленностью, является базой для модернизационных действий компании, направленных на поддержку социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты работников ОАО "РЖД" и населения страны.

Подобное частичное смещение акцентов позволит не только компенсировать накопленное отставание от  инновационной политики развития инфраструктуры страны, но усилить социальную и экономическую значимость компании в восстановительный – посткризисный период.

Версия для печати
screenRenderTime=1