Оптимизация расходов Компании в 2009 году

В 4 квартале 2008 года, в преддверии мирового финансово-экономического кризиса ОАО "РЖД" было одной из первых компаний, которые не только смогли оценить для себя последствия и глубину надвигающихся негативных явлений, но и принять ряд своевременных упреждающих мер.

Изменение погрузки в 2009 году
к уровню 2008 года

Годовая программа оптимизации
расходов в 2009 годуПрогноз по снижению объемов перевозок и, соответственно, доходных поступлений потребовал принятия  срочных мер по сокращению расходов. В результате ОАО "РЖД" был принят пакет антикризисных мероприятий на общую сумму 202 млрд. руб. по сравнению с первоначальным планом, рассмотренным на заседании Правительства Российской Федерации 13 ноября 2008 года.

Пакет мер был сформирован как непосредственно по принимаемым мерам, так и по элементам затрат. При этом заложенное в них объективное снижение расходов, связанное со снижением объемов перевозок составляет 19% от общей величины экономии, остальные мероприятия – это непосредственные усилия компании, направленные на достижение финансовой сбалансированности деятельности.

Основными направлениями оптимизации явились:

Затраты на оплату труда

Принимая во внимание социальную ответственность и необходимость сохранения квалифицированного персонала при наступлении посткризисного периода, , высвобождение численности в основном было осуществлено за счет естественного оттока и выхода на пенсию лиц, достигших пенсионного возраста.

Для дальнейшей оптимизации расходов и сохранения кадрового потенциала компании, как ключевого фактора посткризисного развития, был введен режим неполного рабочего времени и предоставление отпусков без сохранения заработной платы.

Данными режимами в среднем в месяц было хвачено около 475 тыс. работников компании, что позволило обеспечить рост производительности труда на 1,8% к прошлому году, при падении производительности труда в целом по РФ на 6%.

Поддержание соответствующего уровня заработной платы работников компании в течение 2009 года осуществлялось в условиях значительного снижения объемов перевозок и принятия жестких мер по экономии всех видов затрат, в том числе по фонду оплаты труда, что позволило в снизить расходы на оплат труда с учетом отчислений на социальные нужды на  55,8 млрд. руб.

Оптимизация затрат на оплату
труда

Программа капитального ремонта основных фондов компании

Другим значимым направлением оптимизации расходов в кризис явилось снижение программы капитального ремонта основных фондов. Программа была пересмотрена в сторону уменьшения практически на 30%, были выбраны приоритетные объекты в первую очередь связанные с безопасностью движения. В результате из программы капитального ремонта полностью исключен ремонт зданий и сооружений (за исключением находящихся в аварийном состоянии).

В 2009 году средства были направлены на ремонт железнодорожного пути. В общей сложности всеми видами ремонта  отремонтировано и сдано в эксплуатацию 7,4 тыс. км пути. Из них  за счет инвестиционных средств на 1,7 тыс. км.

При этом по тяговому подвижному составу физические объемы капитального ремонта сохранены на максимально возможном в кризис уровне.

Общее снижение программы капитального ремонта в 2009 году составило порядка 45 млрд. руб.

Ценовая политика

В течение всего года ОАО "РЖД" проводило активную политику по сдерживанию цен на закупаемые материально-производственные запасы, снижению стоимости строительных и ремонтных работ и доведению их до уровня 4-го квартала 2007 года. В результате постоянного мониторинга цен на закупаемую продукцию (работы, услуги), отслеживания конъюнктуры отечественного и зарубежных рынков стало возможным проведение переговоров с такими поставщиками, как "ЕвразХолдинг", "Белорецкий металлургический комбинат", "Магнитогорский металлургический комбинат", "Северсталь-Метиз" на предмет снижения цен. Цены на продукцию этих и других предприятий были снижены в среднем на 20%.

Оптимизация цен на потребляемую
продукцию

Версия для печати
screenRenderTime=1