XIV. Финансово-экономические результаты

В 2009 году – в непростых макроэкономических условиях Компания сохранила устойчивость и эффективность железнодорожного обслуживания экономики и населения страны.

Одобренный советом директоров ОАО "РЖД" план антикризисных мер, направленный на концентрацию и мобилизацию внутренних резервов, эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов контроль над расходами, в полном объеме реализован.

В период финансово-экономического кризиса и сокращения объемов промышленного производства основное внимание руководства ОАО "РЖД" было направлено на обеспечение устойчивости и финансовой сбалансированности работы Компании.

Реализованные в 2009 году мероприятия по оптимизации численности работников, позволили Компании, в первую очередь, оптимизировать использование трудовых ресурсов и сократить затраты на оплату труда, обеспечив при этом сохранение кадрового потенциала холдинга и основных социальных льгот для работников.

Об этом свидетельствуют итоги года: почти все параметры улучшены по сравнению с показателями, планируемыми в течение 2009 года.

Производственная деятельность

  • Улучшены производственные параметры – снижение погрузки к 2008 году составило 15% вместо ранее прогнозируемых 19%.
  • В 2009 году был реализован пакет антикризисных мероприятий на общую сумму 202 млрд. руб.
  • В 2009 году компания реализовала максимально возможный объем инвестиционной программы в размере 265,7 млрд. руб. за счет всех источников финансирования.

Маркетинг

  • Политика тарифообразования на перевозки в дальнем следовании и реализованная широкомасштабная маркетинговая акция по снижению стоимости проезда (скидки) позволила по итогам года сохранить объем доходов от перевозок пассажиров  на уровне 2008 год.
  • В условиях снижения основных рынков Компанией были приняты исчерпывающие меры по сохранению рыночной позиции, в результате доходы от неперевозочных видов деятельности были получены в размере 93,4 млрд. руб., с приростом к уровню 2008 года на 6,2 млрд. руб. (+7,1%).

Ликвидность и финансовые рисками

  • Эффективное управление оборотным капиталом Компании в условиях финансового кризиса смогло препятствовать негативным тенденциям снижения ликвидности. Так, в рамках Холдинга выстроена единая финансовая политика управления денежными средствами на основе стратегической и оперативной системы управления ликвидностью.
  • В конце 2008 года – начале 2009 года ведущие международные рейтинговые агентства пересмотрели рейтинг ОАО "РЖД" в сторону понижения в связи с аналогичным снижением кредитного рейтинга Российской Федерации. В течение 2009 года кредитный рейтинг Компании сохранился на уровне суверенного рейтинга Российской Федерации: Baa1 (Moody’s), BBB (Standard & Poor’s) и BBB (Fitch), а в 4 квартале официальный прогноз рейтинговых агентств был улучшен с "негативного" на "стабильный"
  • В 2009 году Обществом проведена комплексная работа по оптимизации структуры заемного капитала, в результате которой был увеличен средний срок кредитования, снижена доля валютных обязательств за счет их замещениях рублевыми заимствованиями, а также снижена средняя стоимость заемного капитала, что позволило сэкономить около 2 млрд. рублей по процентным платежам от первоначальных планов.
  • В 2009 году  сформирован проект консолидированного финансового плана Группы компаний "РЖД" на 2010 год, включающий финансовые планы ключевых дочерних обществ ОАО "РЖД", который был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 10  декабря 2009 года.
  • В настоящее время в холдинге сформирована структура управления и минимизации финансовых рисков с определением ответственных на каждом уровне управления.

Взаимоотношения с Государством

  • В 2009 году в счет оплаты текущих налогов направлено 194,3 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет – 24,4 млрд. руб., в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – 95,3 млрд. руб., в фонды обязательного социального страхования – 74,7 млрд. руб.
  • Благодаря активной работе с органами государственной власти, выработан перечень антикризисных мероприятий по финансовой поддержке ОАО "РЖД" со стороны государства и обеспечению её стабильной работы: государственные средства составили более 100 млрд. руб.

По итогам 2009 года компания вышла на положительные итоги работы - сумма чистой прибыли составила более 14,4 млрд. руб., с увеличением к предыдущему году на 7,5%.

Наряду с достижением основных ключевых показателей работы Компании нам удалось обеспечить максимально эффективное финансовое управление холдингом, осуществив мобилизацию денежных средств на наиболее приоритетных направления хозяйствования Компании. Основные мероприятия сконцентрированы на мобилизации внутренних резервов, проведении активной маркетинговой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов, реализации проектов международной деятельности, являющихся дополнительным источником доходов для Российских железных дорог.

Финансовые результаты, млрд. руб.

Показатель

Ед. изм.

2008 факт

2009 год

% факт к плану

% факт 09 к факту 08

План

Факт

Всего доходов

млрд. руб.

1 101,7

1 035,0

1 050,2

101,5

95,3

Всего доходов от перевозок

млрд. руб.

1 014,5

948,3

956,8

100,9

94,3

- От пассажирских перевозок

млрд. руб.

150,4

151,6

151,0

99,6

100,4

из них в дальнем следовании

млрд. руб.

130,7

133,7

132,6

99,3

101,5

пригородном сообщении

млрд. руб.

19,7

17,9

18,4

102,8

93,4

- От грузовых перевозок

млрд. руб.

847,0

775,5

783,0

101,0

92,4

-От предоставления услуг локомотивной тяги

млрд. руб.

10,6

10,6

11,0

103,8

103,8

-От предоставления услуг инфраструктуры

млрд. руб.

6,5

10,6

11,7

110,4

182,8

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от прочих видов деятельности

млрд. руб.

87,2

86,5

93,4

108

107,1

Всего расходов

млрд. руб.

1 035,3

1 002,0

999,9

100

96,6

Расходы от перевозок, в т.ч.

млрд. руб.

952,1

919,8

913,8

99

96,0

- От пассажирских перевозок

млрд. руб.

216,9

203,3

203,3

100

93,7

из них в дальнем следовании

млрд. руб.

162,4

157,2

160,1

102

98,6

пригородном сообщении

млрд. руб.

54,5

46,1

43,2

94

79,3

- От грузовых перевозок

млрд. руб.

722,7

696,9

691,1

99

95,6%

- От предоставления услуг локомотивной тяги

млрд. руб.

7,8

8,2

8,3

101

105,1

- От предоставления услуг инфраструктуры

млрд. руб.

4,7

11,3

11,1

98

236,2

Расходы от прочих видов деятельности

млрд. руб.

83,1

82,0

86,1

105

103,6

Всего прибыль от продаж

млрд. руб.

66,4

33,1

50,2

152

75,6

Прибыль по перевозкам, в т.ч.

млрд. руб.

62,3

28,5

43,0

151

68,9

- От пассажирских перевозок, в т.ч.:

млрд. руб.

-66,5

-51,7

-52,3

101

78,6

- В дальнем следовании

млрд. руб.

-31,7

-23,5

-27,5

117

86,8

- В пригородном сообщении

млрд. руб.

-34,8

-28,2

-24,8

88

71,3

- От грузовых перевозок

млрд. руб.

124,3

78,6

91,9

117

73,9

- От предоставления услуг локомотивной тяги

млрд. руб.

2,7

2,4

2,7

113

100,0

- От предоставления услуг инфраструктуры

млрд. руб.

1,8

-0,7

0,6

-86

33,3

Прибыль от прочих видов деятельности

млрд. руб.

4,1

4,5

7,2

162

178,0

Себестоимость перевозок

Коп. на 10 км

366,2

380,5

376,8

99

102,9

Результат от прочих доходов и расходов

млрд. руб.

-11,6

4,9

10,1

206

-87,1

Прибыль до налогообложения

млрд. руб.

54,8

38,0

60,3

159

110,0

Чистая прибыль

млрд. руб.

13,4

2,1

14,4

686

107,5

 

Показатели доходности и себестоимости

Ед.

2008

2009

+/-

%

Средняя доходная ставка по перевозкам

коп/10прив. ткм

390,2

394,6

+4,3

101,1

Себестоимость перевозок  без амортизации

коп/10прив. ткм

(301,2)

(304,5)

+3,2

101,1

 

Рентабельность

Рентабельность

2008

2009

+/-

%

перевозок

7%

5%

-2 п.п.

71,9

грузовых перевозок

17%

13%

-4 п.п.

77,3

грузовых перевозок с учетом компенсации

17%

19%

2 п.п.

111,5

пассажирских перевозок

-31%

-26%

5 п.п.

83,9

пассажирских перевозок в дальнем следовании

-20%

-17%

2 п.п.

88,0

пассажирских перевозок в дальнем следовании с учетом компенсации

-8%

5%

13 п.п.

-70,4

пассажирских перевозок  в пригородном сообщении

-64%

-57%

6 п.п.

89,9

пассажирских перевозок  в пригородном сообщении с учетом компенсаций

-60%

-53%

7 п.п.

87,7

прочих видов деятельности

5%

8%

3 п.п.

172,1

Версия для печати
screenRenderTime=1