Эффективное управление кадровым составом ОАО "РЖД"

По состоянию на 01 января 2010г. численность работников ОАО "Российские железные дороги" снижена к уровню 2008 года на 7,7% и составила 1 075 700 человека, в том числе 305,8 тыс. руководителей и специалистов, среди которых 165,5 тыс. инженеров и 117,7 тыс. техников. Выросла обеспеченность Компании инженерами на 1,7% и численность работников со средне-специальным образованием на 1,2%. Кадрового дефицита основных рабочих профессий Компании в  целом за 2009 год не наблюдалось. Укомплектованность по сети железных дорог и основным функциональным филиалам составляет 97,9% к штатному расписанию.

Доля молодых работников Компании в возрасте до 30 лет составила в 2009 году 22,9%. Средний возраст работников Общества составляет 40 лет. Количество женщин в Общества ОАО "РЖД", занимающих должности руководителей и специалистов, составляет 55%.

Возраст всех работников, состоящих
в списочном составе

В целях укрепления руководства филиалов и структурных подразделений приказами по  ОАО "РЖД" назначено 380 руководителей. Приказами начальников железных дорог назначено 3,2 тыс. руководителей, приказами начальников отделений железных дорог – 5,2 тыс. чел., приказами руководителей функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" - 0,8 тыс. чел.

Текучесть кадров по сети железных дорог в целом в сравнении с 2008 годом снизилась на 2,4%  и составила 8,7%. Вместе с тем в  разрезе основных профессий текучесть возросла среди дежурных по станции с 5,4% до 6,1%, машинистов электровозов – с 4,0% до 4,4%, машинистов тепловозов – с 5,6% до 6,8%, приемосдатчиков груза и багажа – с 8,0% до 9,5%.

Развитие кадрового потенциала

Система управления персоналом в ОАО "РЖД" осуществляется в соответствии со "Стратегией развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" на период до 2015 года", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 августа 2009г. № 1819р. Задачей актуализации Стратегии явилось определение главной стратегической  цели, функциональных задач, ключевых направлений и мероприятий по их реализации на период до 2015 года в сфере управления персоналом с учетом формирования холдинга ОАО "РЖД".

Стратегия развития кадрового потенциала способствует созданию надежных механизмов, которые позволяют достичь главной цели – повышения эффективности деятельности и вовлеченности персонала в реализацию корпоративных задач холдинга "Российские железные дороги". Главная цель Стратегии с учетом развития сильных сторон, сопутствующих рисков и возможностей, принципов реализации может быть достигнута через решение следующих функциональных задач:

  • обеспечение персоналом;
  • вовлечение персонала в эффективную реализацию корпоративных задач и совершенствование системы мотивации;
  • непрерывное развитие персонала и переход к обучающейся организации;
  • жизнеобеспечение персонала во внепроизводственной среде;
  • проведение эффективной молодежной политики;
  • совершенствование корпоративной социальной ответственности и социального партнерства;
  • развитие корпоративной системы управления персоналом в холдинге.

Основные в кризисный 2009 год были направлены на оптимизацию численности Компании и приведение ее к сократившимся объемам выполняемой работы. Для планомерного выведения излишнего персонала и приведения численности к выполняемому объему работ была разработана и утверждена целевая Программа содействия занятости высвобождаемых работников ОАО "РЖД" на 2009-2011 годы. Основное высвобождение численности произошло за счет естественного оттока, по сокращению численности или штата организации в Компании уволено  только 1,1% работников (12,5 тыс. чел.). Это не больше, чем в  докризисном 2008 году. Кроме того, Компания выполнила свои обязательства по приему студентов, окончивших Вузы и техникумы по целевому набору, и лиц, вернувшихся из рядов Вооруженных Сил России - 13,5 тыс. чел.

В основном все задачи, поставленные на 2009 год правлением, в области управления персоналом выполнены и принятые меры позволили обеспечить реализацию поставленных задач перед Компанией.

Проводимая в 2009 году работа по реализации Стратегии развития кадрового потенциала в целом обеспечила потребности филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" в квалифицированных кадрах. Особое внимание  было уделено  реализации антикризисных мер – переподготовке персонала, обучению работников Общества вторым (смежным) профессиям, повышению их квалификации.

Еще одним  важным направлением работы в 2009 году является дальнейшее развитие существующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО "РЖД", а  также  её адаптация к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

В 2009 году утверждена Концепция создания системы дополнительного корпоративного образования руководящего состава ОАО "РЖД" (Корпоративный Университет ОАО "РЖД"), утверждены соответствующие документы Советом директоров ОАО "РЖД". Корпоративный Университет начнет свою работу с 1 июля 2010 года.

В 2009 году по рабочим профессиям обучено 60 тыс. человек, в том числе 41 тыс. чел. в порядке переподготовки и вторым (смежным) профессиям, 157 тыс. рабочих повысили  квалификацию, из них более 25 тыс. чел.  повысили свой квалификационный разряд.

В 2009 году создан и начал работать Координационно-методический совет по вопросам подготовки рабочих кадров, внедрены дистанционное обучение и тестовый контроль знаний учащихся технических школ и учебных центров. Продолжается работа по переработке примерных учебных планов и программ по основным рабочим профессиям с учетом современных требований. В 2009 году  было переработано более 22 примерных учебных планов и программ профессиональной подготовки рабочих локомотивного, вагонного, путевого и других хозяйств.

Большое внимание уделено подготовке специалистов в вузах и техникумах. На очную форму обучения филиалами и ДЗО ОАО "РЖД"  было направлено в  вузы железнодорожного транспорта 3 934 чел.; в техникумы и колледжи – 3500 чел., что соответствует потребностям Общества в специалистах. 

Всего по очной форме обучения на условиях целевой подготовки обучается в вузах железнодорожного транспорта  17,2  тыс. чел., в техникумах и колледжах -  13,5 тыс. человек.

В текущем году в филиалах и других структурных подразделениях ОАО "РЖД" прошли практику 12,8 тыс. студентов вузов, в том числе на оплачиваемых рабочих местах  4,4 тыс. чел.  и  9,5 тыс. студентов техникумов, в том числе на оплачиваемых рабочих местах 3,3 тыс. чел.

Студентам и аспирантам учебных заведений железнодорожного транспорта присуждены 200 именных стипендий ОАО "РЖД" в размере от 1,5 до 4,5 тысяч рублей в месяц; 500 грантов ОАО "РЖД" на разработку дипломных проектов в размере 35 тыс. руб. для студентов вузов и 25 тыс. руб. для студентов техникумов; установлены доплаты в размере от 1 до 2 тыс. руб. в месяц к государственной стипендии студентам-целевикам, обучающимся на "хорошо" и "отлично", а также относящимся к категории малообеспеченных и социально незащищенных граждан.

В 2009 году повысили квалификацию 72 тыс. руководителей и специалистов. В том числе 94 руководителя прошли зарубежную стажировку на предприятиях железнодорожного транспорта.

В настоящее время по программам МВА в ведущих российских бизнес-школах  обучается 186 перспективных руководителей ОАО "РЖД". Успешно закончили обучение 203 человека, в том числе в 2009 году - 111 человек, из них 12 работников Общества поступили для обучения по программам МВА в престижные зарубежные бизнес-школы. Организована подготовка к поступлению еще 16 человек.

Для системной поддержки мер по повышению качества предоставляемых услуг организовано каскадное обучение системе менеджмента качества, безопасности движения. В системе менеджмента качества и лидерства на 5 каскадном уровне прошли обучение около 4300 руководителей.

Реализация коллективного договора

Регулирование социально-трудовых отношений является одним из важнейших в деятельности ОАО "Российские железные дороги".

Правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в Компании, является Коллективный договор ОАО "РЖД", который заключен  между Компанией и единым представительным Органом первичных  профсоюзных организаций Роспрофжела на 2008-2010 гг. на основе принципов социального партнерства.

За годы своего действия  он доказал свою жизнеспособность и позволил достаточно успешно регулировать социально – трудовые отношения на железнодорожном транспорте, в значительной степени обеспечил успешное проведение нашей реформы.

С его помощью создан реально работающий  механизм по урегулированию коллективных и индивидуальных трудовых споров, а также по социальной защите работников и ветеранов Компании.

В течение 2009 года Компанией выполнялись все обязательства по Коллективному договору ОАО "РЖД" на 2008-2010 гг. В 2009 году на эти цели использовано 83 млрд. руб. С учетом оздоровления в домах отдыха и санаториях, медицинского обслуживания и других социальных гарантий расходы на каждого работника дороги составили 51,8 тыс. рублей, а расходы на неработающего пенсионера – 8,4 тыс. рублей.

Соревнования

Ежеквартально правление Компании подводит итоги сетевого соревнования среди коллективов железных дорог, других филиалов, структурных подразделений и работников ОАО "РЖД".

В 2009 году 683 коллектива занимали призовые места в отраслевом соревновании. Среди двадцати коллективов добившихся наивысших результатов и занимавшие первое место в течение года признаны победителями по итогам года коллективы Октябрьской, Северо-Кавказской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, а также коллективы Муромского отделения Горьковской железной дороги, Белгородского отделения Юго-Восточной железной дороги и Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги.

Наряду с дорогами победителями по итогам года, в 2009 году первенство завоевывали в 1 квартале коллективы: Северо-Кавказской, Южно-Уральской, Восточно-Сибирской, во 2-ом квартале Октябрьской, Горьковской, Свердловской, в 3 квартале Октябрьской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог.

По итогам соревнования за 2009 год присвоены звания:

  • "Лучший руководитель среднего звена на железнодорожном транспорте" - 103 чел.;
  • "Лучший мастер на железнодорожном транспорте" - 77 чел.;
  • "Лучший по профессии на железнодорожном транспорте" - 242 чел.;
  • "Лучший коллектив бригады (колонны, участка, смены)" - 202 коллективам, в которых трудится 3859 работников Общества.

Поощрения

В 2009 году проводилась работа по мотивации труда железнодорожников, поощрению их за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд. Всеми видами наград отмечено 6 985 работников Общества и лиц, не работающих в ОАО "РЖД". Государственных наград удостоены 115 работников, наградами Минтранса России отмечены 1 123 работника; 5 747 работников поощрены корпоративными наградами, из них 336 удостоены высшей награды Общества – знака "Почетный железнодорожник ОАО "Российские железные дороги".

Перспективы развития

Главная задача Компании в отношении трудовых ресурсов - постепенный отказ, в зависимости от объема перевозок, от применения таких антикризисных инструментов, как неполный рабочий день, уход в отпуска без сохранения заработной платы, а также возобновление индексации заработной платы.

Проведение единой кадровой политики в холдинге "РЖД", направленной на реализацию функциональных задач Стратегии развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" на период до 2015 года, прежде всего:

  • на укомплектование квалифицированным персоналом, создание надежного кадрового резерва, включая резерв ДЗО;
  • непрерывное его развитие, повышение эффективности деятельности персонала и вовлечение его в решение корпоративных задач.

В 2010 году планируется переход к системному развитию и обучению ТОП-менеджмента Общества в корпоративном университете ОАО "РЖД" на уровне лучших мировых практик.

Версия для печати
screenRenderTime=2