Скоростное и высокоскоростное движение

Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок обеспечит улучшение транспортных связей, создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути, что позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения также обеспечит сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.

При разработке в 2006 году "Программы развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО "РЖД" на перспективу до 2020 года" отраслевыми институтами, совместно со специалистами железных дорог и территориальных органов власти, были проанализированы пассажиропотоки по всем видам транспорта в т.ч. и по сети ОАО "РЖД", и определены основные направления для организации скоростного движения исходя из устойчивости транспортных связей, привлекательности направлений для пассажиров, обеспечения удобного времени прибытия и отправления пассажиров, а также стоимости реконструкции железнодорожной инфраструктуры и срока окупаемости проектов. На основе указанных критериев был определен полигон организации скоростного движения на 21 направлении общей протяженностью 7,7 тыс. км, из которых 10 были отнесены к коммерчески эффективным проектам.

При разработке Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года был уточнен ряд параметров Программы развития скоростного движения до 2020 года с учетом произошедших изменений в пассажиропотоках и социально-экономической ситуации в стране и отдельных регионах.

В результате, общий полигон скоростного пассажирского сообщения (со скоростью до 160 км/ч и выше), был увеличен почти до 11 тыс. км в период до 2030 года.

При этом также планируется создание высокоскоростного пассажирского сообщения (со скоростями до 350-400 км/ч), полигон которого к 2030 году при реализации максимального варианта развития превысит 1,5 тыс. км.

За прошедший период с 2006 по 2009 гг. был реализован целый ряд мероприятий, предусмотренной Программой развития скоростного и высокоскоростного движения и Стратегией развития железнодорожного транспорта.

К наиболее значимым из них можно отнести:

  • завершение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на участке Санкт-Петербург – Москва и организация высокоскоростного движения электропоездов "Сапсан" в конце 2009г.;
  • завершение проектно-изыскательских и выполнение строительно-монтажных работ на участке Москва – Нижний Новгород с организацией скоростного движения электропоездов "Сапсан" в середине 2010г.
  • завершение проектно-изыскательских и выполнение строительно-монтажных работ на участке Санкт-Петербург - Бусловская с организацией скоростного движения электропоездов "Pendolino" в 2011г. Общий объем инвестиций по проекту согласно Инвестиционному паспорту составляет 79,7 млрд. руб., в т.ч. 51,7 млрд. руб. за счет средств ОАО "РЖД", 28,0 млрд. руб. за счет средств инвестиционного фонда РФ. К концу 2009 года освоение по проекту силами ОАО "РЖД" составило 27,1 млрд. руб. с НДС (52,5% от общей стоимости работ за счет средств ОАО "РЖД").

Кроме того, в 2007-2008 гг. были проведены проектно-изыскательские работы по организации скоростного пассажирского движения на направлении Москва – Адлер (Центр - Юг), с модернизацией Курского хода и строительством обходов Украины Прохоровка – Журавка и Журавка – Чертково, а в 2008-2009 гг. ОАО "РЖД" было разработано технико-экономическое обоснование строительства высокоскоростной специализированной пассажирской магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург – Москва.

В 2009 году Россия присоединилась к  странам, имеющим высокоскоростное железнодорожное движение.

17 декабря 2009г. началось регулярное движение поездов "Сапсан" между Москвой и Санкт-Петербургом, позволяющее проделать путь между двумя российскими столицами всего за 3 часа 45 минут.

Это событие открыло новую эру в развитии Российских железных дорог и по своему значению выходит далеко за рамки Компании и отрасли.

Начало высокоскоростных перевозок – это реальный вклад Компании в решение задач модернизации страны, поставленных Президентом России Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ.

Следующий этап – реализация международного скоростного пассажирского сообщения Санкт-Петербург – Хельсинки с применением скоростных электропоездов типа Пендолино.

В сложившихся условиях мирового финансово-экономического кризиса и ограниченности инвестиционных средств ОАО "РЖД" представляется целесообразной концентрация усилий по реализации вышеназванных проектов скоростного и высокоскоростного движения. В частности, по проекту ВСМ Санкт-Петербург – Москва после прохождения Главгосэкспертизы и определения участников и их степени участия в реализации проекта, необходимо приступить к строительно-монтажным работам со сроком окончания в 2017 году. В рамках проекта Москва – Адлер (Центр – Юг) целесообразно выделение первоочередного участка Москва – Курск для организации скоростного пассажирского движения с продлением до Белгорода.

В соответствии с проведенными предпроектными проработками был определен предварительный набор и стоимость мероприятий по организации скоростного движения пассажирских поездов до 200 км/ч на участке Москва – Курск.

Необходимо отметить, что часть мероприятий предусмотрена к реализации в рамках других инвестиционных проектов, в частности – строительство вышеперечисленных дополнительных главных путей уже предусмотрено Генеральной схемой развития Московского железнодорожного узла. В связи с этим, общая стоимость мероприятий, необходимых к реализации непосредственно в связи с организацией скоростного движения, экспертно оценивается на уровне 40-50 млрд. руб.

Для более точной оценки потребных объемов инвестиций необходима разработка соответствующей проектной документации.

Организация скоростного движения на направлении Москва – Курск – Белгород позволит:

  • подготовить инфраструктуру для реализации крупномасштабного проекта скоростного пассажирского движения в сообщении Москва – Адлер (Центр – Юг);
  • распространить положительный опыт организации скоростного пассажирского сообщения на еще одном пассажиронапряженном направлении сети железных дорог ОАО "РЖД";
  • расширить ассортимент и повысить качество услуг железнодорожного транспорта в секторе дальних пассажирских перевозок, и, соответственно, усилить конкурентную позицию ОАО "РЖД" в данной сфере деятельности.

Помимо направления Москва – Курск и ВСМ Санкт-Петербург – Москва в период до 2015 года с точки перспективных пассажиропотоков в качестве первоочередных для проведения предпроектных и проектно-изыскательских работ представляются следующие направления:

  • Скоростное движение до 160-200 км/ч – Москва – Ярославль, Москва – Саратов – Самара, Екатеринбург – Челябинск, Новосибирск – Омск, а также Москва – Смоленск – Красное и Москва – Брянск – Суземка с продлением до Минска и Киева соответственно в рамках развития "Пространства 1520".
  • Высокоскоростные магистрали до 350-400 км/ч Москва – Нижний Новгород (с продлением до Екатеринбурга) и Москва – Смоленск – Красное (с продлением до Берлина).
Версия для печати
screenRenderTime=1