IX. Инновации и технологическое развитие ОАО "РЖД"

Инновационное развитие Общества и реализация единой технической политики

ОАО "РЖД" продолжило реализацию мероприятий по повышению эффективности взаимодействия с железными дорогами стран СНГ и Балтии с колеей 1520 мм – нашими ближайшими соседями и основными партнерами по грузоперевозкам и пассажирскому сообщению.

Бесспорными преимуществами "пространства 1520" с общей колеей являются единые технологические стандарты,  исторически сложившиеся долгосрочные деловые связи, единое информационное пространство, уникальное геоэкономическое положение с точки зрения огромного транзитного потенциала, работоспособные механизмы  формирования конкурентоспособных тарифов, дальнейшей гармонизации нормативно-правовой базы, осуществления совместных инвестиций в развитие инфраструктуры. Выработка согласованных подходов к определению стратегии развития "пространства 1520" позволяет компаниям железнодорожного комплекса  оптимизировать использование ресурсов и достигать эффективных результатов. Растущий рынок "пространства 1520" становится все более привлекательным для крупных мировых производителей железнодорожной техники и технологий, что открывает широкие возможности для международной кооперации.

ОАО "РЖД" стремится активно использовать указанные преимущества, взаимодействуя с зарубежными партнерами как в рамках "производственного" Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, так и в формате делового форума "Стратегическое партнерство – 1520".

Показатели результативности инновационной
деятельности за 2007-2009 гг.

Концепция ЕТП служит логическим продолжением "Концепции системы управления Общества холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО "РЖД" и детализирует формирование блока единой технической политики.

В разработанном документе определены цели, задачи, основные принципы, механизмы инженерной деятельности в сфере технического и технологического развития, обеспечения эффективности единого технологического процесса оказания транспортных услуг, проведен анализ основных рисков несоблюдения принципов единства технической политики, разработаны мероприятия, обеспечивающие переход к целевому состоянию в сфере единой технической политики при реформировании.

В рамках реализации единой технической политики в компании созданы Управление по вопросам интеллектуальной собственности, Центр инновационного развития (коммерциализация, организация экспертизы, привлечение внешних инвестиций, взаимодействие с научными организациями и компаниями - производителями). Также полностью пересмотрены подходы к обеспечению научно-технической информации. Для этого был создан Центр научно-технической информации и библиотек.

Единая научно-техническая политика
ОАО

Также, создан Объединенный ученый совет ОАО "РЖД", включающий не только ведущих отраслевых ученых, но и представителей "смежных" отраслей науки, в том числе – академической, что позволит обеспечить синергию фундаментальных и прикладных исследований, создание эффективного моста между фундаментальной наукой и практической деятельностью. В составе Совета – восемь академиков, членов-корреспондентов РАН; шесть ректоров крупнейших вузов страны.

Совет должен обеспечить концентрацию лучших научных идей, заложить долгосрочную основу для эффективного обмена информацией между бизнесом и наукой и осуществлять свою работу на принципах открытости, трансформируя результаты научных дискуссий в практические решения инновационного развития транспортной отрасли.

Созданная система инновационного менеджмента предусматривает использование процессного подхода в реализации стратегических задач развития холдинга "РЖД". Определяет место и роль каждого субъекта научно-технического комплекса Общества, в том числе использование научного потенциала Российской академии наук, ведущих научных институтов, зарубежных научных центров и компаний производителей. Предусматривает повышение эффективности результатов интеллектуальной деятельности, привлечения внешних государственных и частных инвестиций для реализации инновационных проектов в кооперации с российскими и зарубежными партнерами.

Для нормативного обеспечения инновационной деятельности холдинга "РЖД" в 2009г. были разработаны "Требования к инновационным проектам в области железнодорожного транспорта" и шесть отраслевых стандартов.

Отраслевая наука в настоящее время обладает наиболее глубокими знаниями технологий, применяемых на железных дорогах. Именно благодаря их кропотливому труду в последние годы Компания перешла к созданию сквозных комплексных технологий перевозочного процесса и обеспечения его безопасности применительно к конкретным направлениям и видам деятельности холдинга "РЖД". Важнейшим шагом является активное их тиражирование на сеть дорог.

Вот некоторые из них:

1.Системы управления перевозками на направлении Исилькуль – Челябинск – Кропачево (протяженностью 1000 км), и Автоматизированного программно-технического комплекса управления движением поездов для главного пассажирского хода страны Москва – Санкт-Петербург.

2.Комплексная технология автоматизированного управления направлением Челябинск – Рыбное (1920 км).

3.Внедрение энергооптимальных графиков движения поездов на основных направлениях сети железных дорог. В настоящее время по таким графикам курсируют более трехсот пассажирских поездов, что уже дало годовую экономию электроэнергии более 3,5 млн. кВт часов.

Важнейшим направлением снижения издержек и сокращения времени проектных работ стало внедрение различных методов имитационного математического моделирования. Уже сегодня их использование позволило  существенно сократить затраты на строительство при проектировании транспортной системы "Сочи-2014".

Применение математических моделей позволило сэкономить при реконструкции ст. Карымская 1 млрд. 200 млн. руб., а также полностью изменить схему проектируемой ст. Лужская

Эти методы станут обязательными при разработке проектов развития инфраструктуры, включая вновь строящиеся и реконструируемые сортировочные станции.

С использованием математического моделирования проводятся испытания конструкций пассажирских вагонов, оценка предельных значений статических и динамических воздействий.

Компанией сделаны конкретные шаги по переходу к "интеллектуальному" железнодорожному транспорту, который предусматривает развитие компьютерных систем обеспечения безопасности движения, спутниковых технологий управления и сквозных логистических технологий.

В рамках комплекса "Автодиспетчер" отрабатываются системные решения для централизованного управления движением поездов с функциями формирования прогнозных и управляющих решений для исключения конфликтных ситуаций, что обеспечит стабильность графика движения на уровне мировых требований: отклонение не более 30 секунд. При этом система управления движением поездов будет полностью соответствовать по функциям Европейской ERTMS (уровень 2), а организация передачи ответственной информации обеспечивает нормы безопасности SINELEC.

Главный инновационный ресурс – это не только новая, современная техника, но и талантливые, творческие и энергичные люди. Особая роль в разработке и внедрении инноваций отводится молодым специалистам.

В Обществе реализуется комплексная программа "Молодежь ОАО "РЖД", в рамках которой действует отлаженный механизм управления и стимулирования научно-технического творчества молодежи.

В рамках развития молодежной политики в ОАО "РЖД", начиная с 2008 года, проводится ежегодный общесетевой молодежный конкурс инновационных проектов "Новое звено", направленный на повышение эффективности деятельности ОАО "РЖД".

За два года проведения конкурса в нем приняли участие более 1200 молодых сотрудников, было разработано 246 конкурсных проектов, из которых 40 финалистов получили организационную и финансовую поддержку руководства Общества.

В целях сохранения и развития интеллектуального потенциала ОАО "РЖД" и привлечения молодежи к проведению научных исследований, учреждены гранты ОАО "РЖД" для молодых ученых на проведение научных исследований, результаты которых могут быть внедрены в ОАО "РЖД".

Развитие нормативной базы

Современный этап реформирования железнодорожного транспорта, условия либерализации рынка транспортных услуг выдвинули на повестку дня вопрос совершенствования политики ОАО "РЖД" в развитии применяемой нормативной базы.

Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ кардинально изменил структуру нормативных документов, предъявляющих требования к продукции, поставляемой на железные дороги, и связанным с нею процессам.

В 2009 году основная, наиболее значимая доля разрабатываемых стандартов приходилась на национальные стандарты, обеспечивающие соблюдение требований разработанных технических регламентов в области железнодорожного транспорта:

  • "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта";
  • "О безопасности железнодорожного подвижного состава";
  • "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта".

Для этих целей в 2009г. завершена работа по созданию национального Технического комитета по стандартизации № 45 "Железнодорожный транспорт". Подготовлено и утверждено Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Положение о техническом комитете. В соответствии с ним развернута работа 17 подкомитетов и 43 рабочих групп ТК 45 с задействованием около 120 предприятий и 900 специалистов отрасли.

В соответствии с утвержденными планами в 2009г. разработано 10 межгосударственных и национальных стандартов с датой ввода в действие в 2009г. – начале 2010г.

Версия для печати
screenRenderTime=1