Международные перевозки и ключевые международные проекты

Одной из основных задач, решаемых пассажирским комплексом в международных перевозках в текущем году, стало расширение спектра направлений на международном рынке железнодорожных пассажирских перевозок. В настоящее время  ОАО "Российские железные дороги" осуществляет перевозку пассажиров в 20 стран Европы и Азии: Германию, Францию, Швейцарию, Голландию,  Польшу, Австрию, Словакию, Чехию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Грецию Италию, Хорватию, Сербию, Черногория, Финляндию, Китай, Монголию, Северную Корею по 59  международномым маршрутам, а также в 8 Республик СНГ: Украину, Беларусь, Молдову, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан.

Объемы перевозок пассажиров в международных сообщениях за 2009 год составили 20,1 млн. человек. В том числе:

  • со странами СНГ и Балтии – 19,5 млн. человек;
  • со странами дальнего зарубежья – 0,66 млн. человек.

В 2009 году открыты новые международные маршруты Москва-Бар (Черногория) и Санкт-Петербург – Загреб (Хорватия)

Подготовлены и реализованы все необходимые технические, технологические и нормативно-правовые  решения по организации в 2010 году скоростного пассажирского сообщения Санкт-Петербург – Хельсинки.

Необходимо отметить, что в течение 2009 года в международные нормативные документы внесены  существенные изменения в части сроков проведения расчетов за услуги, которые приведены в соответствие с  общепринятой деловой практикой, т.е.  в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Кроме того, введены нормы, обеспечивающие дифференцированный подход к начислению пеней за несвоевременную оплату в зависимости от сроков задержки платежей.

Наибольшую долю в объеме оказанных услуг, которая составляет 95%, занимают страны СНГ и Балтии. Оставшаяся доля, равная 5% объема оказанных услуг, приходиться на "третьи страны".

За 2009 год объем услуг по перевозкам пассажиров и услугам, связанным с грузовыми перевозками, оказанных ОАО "РЖД" иностранным железным дорогам, составил 552,1 млн. долл.

Объем услуг по статьям расчетов пассажирского сообщения, оказанных ОАО "РЖД" иностранным железным дорогам за 2009 год по сравнению с 2008 годом, снизился на 23 % и составил 295,0 млн. долл. США. Начисления в пользу иностранных железных дорог также сократились, однако только на 10%, и составили 488,6 млн. долл. США.

За 2009 год поступления в ОАО "РЖД" от иностранных железных дорог составили 256,7 млн. долл. и сократились на 40% по сравнению с 2008 годом.

Основной статьей расчетов по грузовым перевозкам с иностранными железными дорогами являются расчеты за пользование грузовыми вагонами. Сумма платы за пользование грузовыми вагонами ОАО "РЖД" на иностранных железных дорогах составил 213,8 млн. долл. (снижение к 2008 году - 42%), что связано с передачей грузовых вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД" в собственность вновь организованным операторам грузовых вагонов.

Плата за пользование грузовыми вагонами принадлежности других государств на Российских железных дорогах в 2009 году составила 87,9 млн. долл. (сокращение к 2008 году - 42,5%).

За 2009 год ОАО "РЖД" продолжило реализовывать международные проекты, требующие весомых вложений, в Ливии и Иране.

С апреля 2008г. начаты работы по строительству 2-х путной железнодорожной линии на участке Сирт – Бенгази в Ливии, протяженностью 554 км. Планируется построить современную скоростную линию с шириной колеи 1435 миллиметров. Срок строительства участка – 4 года. Стоимость проекта – 2,2 млрд. евро. Строительные работы начались в декабре 2008г.

С марта 2008г. начаты работы по электрификации 46 км главных и станционных путей железнодорожной ветки Тебриз – Азаршахр в Иране. Полная стоимость проекта – 8,85 млн. евро. Срок выполнения работ ‑ 9 месяцев (фактически реализация проекта началась в конце мая 2009г.).

ОАО "РЖД" ведет предконтрактные работы в Словацкой Республике по следующим проектам:

  • строительство железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм. Кошице (Ганиска) – Братислава – Вена;
  • создание в районе Вены международного логистического терминала;
  • модернизация действующей ж.д. линии Матовце (гос. граница) – Ганиска.

Словацкой стороной одобрено разработанное ОАО "РЖД" технико-экономическое обоснование инвестиций в строительство железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм. Кошице (Ганиска) – Братислава – Вена.

В 2009г. ОАО "РЖД" проведены предконтрактные работы по следующим проектам:

  • "Электрификация железнодорожной линии Тегеран – Мешхед";
  • "Строительство новой железнодорожной линии Решт (Иран) – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан)".

Проводится комплекс мероприятий по реконструкции участка железной дороги ст. Хасан (РФ) – Раджин (КНДР) и строительства контейнерного терминала в порту Раджин.

22 августа 2009г. подписан Указ Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от №  965 "О передаче в доверительное управление ОАО "РЖД" находящихся в федеральной собственности акций советско-монгольского АО "УБЖД". 17 декабря 2009г. на основании Указа был заключен договор доверительного управления ОАО "РЖД" находящихся в федеральной собственности акций советско-монгольского АО "УБЖД".  Монгольской стороне передан вариант Концепции реализации совместного российско-монгольского проекта развития АО "УБЖД" и строительства новой железнодорожной инфраструктуры в Монголии.

Также ОАО "РЖД" подписано соглашение по развитию Улан-Баторской железной дороги (УБЖД). Проведены обоснование инвестиций в УБЖД, реализованы работы по модернизации и расширению железнодорожной инфраструктуры Монголии.

Перспективным направлением для ОАО "РЖД" является взаимодействие с железными дорогами государств ‑ участников СНГ.

Проведены межправительственные встречи с руководством Туркменистана, в ходе беседы была высказана заинтересованность туркменской стороны в строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры Туркменистана, включая строительство нового мостового перехода через реку Амударья.

ОАО "РЖД" ведет диалог с Узбекскими железными дорогами по развитию пропускных способностей пограничного перехода Галаба (Узбекистан) - Хайратон (Афганистан).

Проведены встречи с представителями Республики Таджикистан по экономическому сотрудничеству и дальнейшей реализации совместных проектов.

В целях укрепления позиций ОАО "РЖД" на Евроазиатском рынке транспортных услуг и инфраструктурных рынках зарубежных стран в 2009 году Обществом продолжена реализация ряда крупных международных проектов. 

В рамках вопроса по организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ (Российская Федерация) и Варна (Республика Болгария) 29 июня 2009г. подписано Соглашение №  546 между ОАО "РЖД", единоличным АО "Болгарские государственные железные дороги", ООО "Аншип" об эксплуатации, пономерном учете и расчетах за пользование грузовыми вагонами и контейнерами в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Кавказ (Российская Федерация) и Варна (Республика Болгария)

Для эффективной работы железнодорожно-паромных сообщений на маршруте Усть-Луга – Балтийск - Засниц ОАО "РЖД" совместно с немецкой стороной создан Совет паромной переправы, который на своих заседаниях рассматривает вопросы текущей деятельности, а также занимается поиском грузовладельцев, заинтересованных в использовании данной транспортно-логистической  схемы.

В июле 2009 года подписанием "Соглашения о пользовании грузовыми вагонами в железнодорожно-паромном сообщении между станциями Мукран и Балтийск" между ОАО "РЖД" и ДБ Шенкер завершена подготовка нормативно-правовой базы железнодорожно-паромного сообщения Зассниц-Балтийск.

В апреле 2009 года ОАО "РЖД" переданы на согласование немецкой стороне проекты "Особых условий грузовых перевозок повагонными отправками в железнодорожно-паромном сообщении между станциями Зассниц-Мукран и Лужская" и Договор о передаче и приеме грузов в железнодорожно-паромном сообщении между станциями Зассниц-Мукран и Лужская.

Несмотря на снижение объемов перевозок контейнеров с автокомплектующими к уровню прошлого года, вызванного  сокращением производства автомобилей из-за мирового финансового кризиса была успешно продолжена реализация проекта поставки автокомлектующих из Чехии, Словакии и Германии на завод концерна Фольксваген в г. Калуге.

Технологическое сотрудничество с зарубежными партнерами

В рамках технологического сотрудничества с зарубежными партнерами в мае 2009г. в г. Сочи подписаны Соглашения о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между ОАО "РЖД" и СНЦФ (Франция), Соглашение между ОАО "Трансконтейнер" и АО "Татравагонка" о действиях по созданию совместного российско-словацкого предприятия в сфере грузовых железнодорожных вагонов, Меморандум о расширении сотрудничества ОАО "РЖД" с Обществом "Сименс АГ" по инфраструктурным проектам, Меморандум между ОАО "РЖД", Обществом "Сименс АГ" и ЗАО "Группа Синара" о производстве и поставке современных российских электровозов.

В рамках визита президента ОАО "РЖД" В.И.Якунина в Словацкую Республику (г. Требишов) 24.05.2009г. были подписаны Меморандум об условиях финансирования поставок между ОАО "Трансконтейнер", АО "Татравагонка" и "Экспортно-импортным банком Словацкой Республики", Соглашение между ОАО "РЖД", ОАО "Первая грузовая компания" и АО "Татравагонка" об определении основных положений распределения прав на результаты научно-технической деятельности по созданию универсального крытого вагона, Соглашение между ОАО "РЖД" и АО "Татравагонка" об определении основных положений распределения прав на результаты научно-технической деятельности по созданию платформы сочлененного типа.

16 июля 2009г. в г. Мюнхен, ФРГ подписано Соглашение между ОАО "РЖД", ЗАО "Группа Синара", "Сименс АГ" о производстве в России на взаимовыгодных условиях электровозов с объемом поставки примерно 100 штук в год, а также производстве комплектующих изделий к ним, а также Протокол о взаимодействии между ОАО "РЖД" и "Сименс АГ" в области разработки и производства электропоездов для обеспечения транспортного обслуживания пассажиров во время проведения Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи-2014 (подписан в  г.Москва, 30 июля 2009г.).

Также подготовлен проект Контракта между ОАО "РЖД" и "Сименс АГ" на разработку и поставку 38 электропоездов для пригородных перевозок и Предварительный контракт о заключении договора на поставку 16 электропоездов для пригородных пассажирских перевозок с локализацией их производства в Российской Федерации. 

В марте 2009г. в Мадриде подписан Протокол о сотрудничестве между Администрацией железнодорожной инфраструктуры Испании (АДИФ), Ренфе Операдора и ОАО "РЖД".

В июле 2009г. в Мюнхене подписано Соглашение между ОАО "Вагонреммаш" и Обществом "Кнорр-Бремзе" о создании СП по производству тормозного оборудования для подвижного состава на российском рынке железнодорожного транспорта на базе вагоноремонтного завода ВАГОНРЕММАШ в г. Воронеж (Воронежский ВРЗ).

Версия для печати
screenRenderTime=1