Автоматика и телемеханика

Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживают 203 дистанции сигнализации, централизации и блокировки и 1 технический центр автоматики и телемеханики. На Октябрьской, Западно-Сибирской и Северо-Кавказской железных дорогах функционируют центры технической диагностики и мониторинга устройств ЖАТ. В IV квартале 2009 года на двух пилотных железных дорогах (Красноярской и Восточно-Сибирской) изменена структура управления хозяйством в связи с переходом на безотделенческую структуру.

Средняя протяженность дистанций СЦБ по состоянию на 01.01.2010г. составляет 417, 6 км при средней численности дистанции СЦБ 184 человека.

Протяженность линий, оборудованных автоблокировкой (АБ) и диспетчерской централизацией составляет 62 055 км или 72,9% от эксплуатационной длины железных дорог.

По состоянию на 01.01.2010г. при общей эксплуатационной длине двух и многопутных перегонов 36 360 км оснащенность 2-х сторонней постоянно действующей АБ составляет 29 381 км (81%), в том числе в основных направлениях 24 448 км (92%), в прочих 4 934 км. 

С августа 2001 года в хозяйстве автоматики и телемеханики крушений и аварий не допускалось.

Количество нарушений безопасности движения поездов (событий) в 2009 году снижено по сравнению с 2008 годом на 17,7% и составило 28 событий против 34.

В 2009 году снижено количество отказов устройств ЖАТ от вмешательства посторонних лиц в работу устройств на 42,3% к уровню 2008 года, пропорционально этому снизилось и количество задержек поездов (117 поездов в 2009 году, против 252 – в 2008г.). Количество задержек поездов по причине вмешательства посторонних лиц составило в 2009 году 7,2% от общего количества. Вмешательству посторонних лиц в работу устройств ЖАТ в первую очередь подвержены участки железных дорог, расположенные вблизи мегаполисов.

В 2009 году на капитальный ремонт устройств СЦБ выделено 3,8 млрд. руб. На эти средства отремонтировано: 2 700км автоблокировки (100% к плану года), 6 517 стрелок ЭЦ (101%), 229 вагонных замедлителей (101,7%), 1 478 км кабельных линий СЦБ (100,4%), 66 компрессорных установок (100%), 32 единицы ССПС (103,2%).

При снижении объемов перевозок выполнение работ по капитальному ремонту позволило поддерживать устройства СЦБ в рабочем состоянии и снизить количество нарушений нормальной работы на 11%.

Основные фонды хозяйства составляют 3,5% от стоимости основных фондов ОАО "РЖД". В составе  основных фондов хозяйства финансовый процент износа составляет:  по зданиям 16,57%,  по сооружениям 24,32%,  по передаточным устройствам  40,67%, машинам и оборудованию 28,99%, по транспортным средствам 42,61%, инвентарю производственному  и хозяйственному  56,59%.

Завершены работы по обновлению и модернизации устройств ЖАТ на 125 объектах с объемами: 1258  стрелок ЭЦ, 642 км автоблокировки, 498 км систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.

Общий объем обновленных технических средств ЖАТ (включая проекты ЦШ) в 2009 году составляет: - 2261 стрелки ЭЦ, - 774 км АБ, - 998 км ДЦ, ДК.

Департаментом автоматики и телемеханики совместно с отраслевой наукой и разработчиками устройств в 2009г. проведены  следующие работы в области научно-технического развития средств ЖАТ. Для обеспечения защиты микропроцессорных устройств от грозовых и коммутационных перенапряжений ООО "БомбардьеТранспортейшн (Сигнал)"  разработаны и приняты в эксплуатацию устройства защиты объектных контроллеров МПЦ "Эбилок-950". ЗАО "Форатек АТ" совместно с компанией "Сименс" ведутся работы по разработке комплексной системы защиты объектов инфраструктуры от грозовых и коммутационных перенапряжений на трех пилотных объектах МПЦ-МЗ-Ф. Разработаны и внедряются на сети системы диагностики устройств ЖАТ типа АПК-ДК, АСДК, АДК-СЦБ. На базе данных систем создаются дорожные центры диагностики и удаленного мониторинга ЖАТ на Московской, Куйбышевской, Свердловской и Горьковской ж.д.

В системе АПК-ДК реализована функция диагностики технического состояния питающих установок, качества питающего напряжения и устройств бесперебойного питания (УБП), приняты в постоянную эксплуатацию блок контроля аппаратуры сигнальной точки БКА и автомат контроля напряжения и сопротивления изоляции АКНСИ-8.

Введена в постоянную эксплуатацию автоматизированная технология обслуживания устройств ЖАТ на основе систем диагностики АПК-ДК  (Тихвинская дистанция СЦБ Октябрьской ж.д.) и АДК-СЦБ (Сальская дистанция СЦБ Северо-Кавказской ж. д.)

Для решения задачи создания и внедрения малообслуживаемого, герметичного и вандалозащищенного напольного оборудования СЦБ в 2009г. приняты в постоянную эксплуатацию:

  • железнодорожный светофор со светодиодными светооптическими системами для децентрализованных систем автоблокировки;
  • дроссель-трансформатор в шпальном исполнении типа ДТШ-1-300;
  • вагонные замедлители для парковых и горочных тормозных позиций ЗВУ и РЗ-5пк - быстродействующая управляющая аппаратура вагонных замедлителей ВУПЗ-05.

Разработаны и внедрены на Октябрьской ж.д. стрелочные электропривода серии ВСП, переводные и замыкающие устройства для стрелочных переводов высокоскоростного движения проекта 2956, 2968.

В рамках программы ресурсосбережения 2009г. внедрены на сети железных дорог указатели маршрутные световые на светоизлучающих диодах на общую сумму 24,540 млн. руб. (592 шт.), указатели положения на светоизлучающих диодах на общую сумму 22,434 млн. руб. (799 шт.).

Реализация инвестиционных и ремонтных программ в 2009 году позволила в хозяйстве автоматики и телемеханики снизить количество событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, по сравнению с 2008 годом на 17,7% (28 событий против 34 в 2008 году), а общее количество отказов устройств ЖАТ на 14,5% (17 830 отказов против 20845  в 2008 году).

Версия для печати
screenRenderTime=2