Состояние основных фондов устройств электроснабжения

В условиях снижения и экономии эксплуатационных расходов, с учётом реальных возможностей и объёмов работ по обновлению устройств электроснабжения в условиях финансового кризиса, одной из основных задач является обеспечение надёжности работы технических средств за счёт оптимизации расходов для сохранения физических объемов работ по основным позициям, непосредственно обеспечивающим безопасность движения поездов. Упор делается на замену старотипных конструкций и элементов устройств электроснабжения, применение высоконадёжных малообслуживаемых узлов. Одной из основных причин отказов в работе системы электроснабжения Общества является нарастающая динамика износа и старения технических средств.

Со сроком выше нормативного эксплуатируются более 53,6 тыс. км развёрнутой длины электрифицированных линий (46%), из них 80% приходятся на основные грузовые и пассажирские направления. Темп старения устройств в последние 10 лет интенсивно нарастал в объёмах 1,5 – 3 тыс. км в год.

Аналогичное положение с устройствами тяговых подстанций, где требуется реконструкция, как по сроку службы, так и по фактическому состоянию 763 тяговые подстанции (54% от общего количества), 3,6 тысяч (81%) понижающих и тяговых трансформаторов.

Процент отказов технических средств на ряде дорог по причине старения достигает 35 – 45% от общего количества.

Основные стратегические задачи и меры:

  • Одной из стратегических задач по повышению уровня безопасности движения поездов является уменьшение "просроченного" полигона за счёт инвестиционных вложений и капитального ремонта.
  • Адресная замена элементов и оборудования низкой эксплуатационной надёжности и выработавшим ресурсом на высокотехнологические устройства повышенной надёжности.
  • Распространение методов и технологий комплексной диагностики (периодического диагностирования силовых трансформаторов, верховой диагностики контактной сети и др.).
  • Расширение функциональных возможностей вагонов-лабораторий контактной сети типа ВИКС-ЦЭ, в том числе за счёт внедрения новых систем контроля.

Потребление электроэнергии

На электрифицированном полигоне перевезено 85,5% всех грузов и пассажиров, при этом доля электрифицированных участков составляет 50,6% от общей протяженности железных дорог России.

Снижено удельное электропотребление на тягу поездов на 1 км эксплуатационной длины в однопутном исчислении на 11,3% к уровню 2008 года., особенно на дорогах Куйбышевской – 23,3%, Южно-Уральской – 22,4% и Западно-Сибирской - 15,8%.

Структура энергопотребления железных
дорогВ связи с уменьшением объема перевозок потребление электрической энергии железными дорогами России в 2009 году снижено на 9,5%, и составило 42,8 млрд.кВт·ч, в том числе: на тягу поездов - 36,7 млрд.кВт·ч (снижение на 9,9%), железнодорожные узлы - 6,1 млрд.кВт·ч (снижение на 6,9%). 

В структуре электропотребления железных дорог удельный вес расхода электроэнергии на тягу поездов составил 85,8%, на эксплуатационные нужды - 10,6%, на прочее потребление – 3,6%. Доля электропотребления железных дорог в общем отпуске электроэнергии по России составила 4,5% (в 2008 году – 4,7%).

Эффективность электрической тяги по расходу топлива в 1,71 раза выше тепловозной тяги, а в стоимостном выражении - в 4,6 раза.

При росте доли перевозок на электротяге с 84,0% в 2006 году до 85,5% в 2009 году, в целом по хозяйству электрификации и электроснабжения наблюдается динамика снижения количества событий, связанных с нарушениями безопасности движения поездов. За период 2006 – 2008 гг. снижение событий (случаев брака) составило 28,7% (при снижении в целом по ОАО "РЖД" на 14,5%), что явилось следствием реализации комплекса мер по повышению безопасности движения, связанного с принятием организационных мер, внедрением новых технических средств и технологий, выполнения отраслевых инвестиционных программ по обновлению технических средств хозяйства и усилению инфраструктуры. В 2009 году снижение количества событий составило 4,5% к прошлому году, балльная оценка состояния контактной сети составила 37,5 балла (отлично).

За счет реализации программы ресурсосбережения по хозяйству электрификации и электроснабжения в 2009 году, сэкономлено 41,53 млн. кВтч. электрической энергии или 74,25 млн. рублей, в том числе:

  • введено в работу 14 штук двенадцатипульсовых выпрямительных преобразователей (повышают коэффициент мощности до 0,94-0,96, дают экономию до 2,5% электроэнергии, расходуемой на тягу поездов, а также снижают потребление реактивной энергии в 2,5 раза), сэкономлено электроэнергии 11,03 млн. кВтч, годовой экономический эффект составил 18,13 млн. руб.;
  • установлены светодиодные системы освещения на жестких поперечинах 4-х станций, сэкономлено электроэнергии 3,63 млн. кВтч, годовой экономический эффект составил 6,32 млн. руб.;
  • установлены высокомачтовые осветительные установки с применением экономичных светильников в количестве 144 штук, сэкономлено электроэнергии 26,87млн. кВтч, годовой экономический эффект составил 46,8 млн. руб.
Версия для печати
screenRenderTime=4