Повышение качества перевозок в кризисный период

Пассажирские перевозки в дальнем сообщении

В дальнем сообщении в условиях экономического кризиса наибольшее падение объема отправленных пассажиров к уровню 2008 года произошло в дерегулируемом сегменте – в вагонах СВ и купейных вагонах снижение составило 13,5%, в то время как в плацкартных и общих вагонах падение произошло на 7,9%.

Учитывая, сложившуюся ситуацию на рынке пассажирских перевозок Компанией в начале 2009 года была пересмотрена тарифная политика в секторе перевозок в купейных вагонах и вагонах СВ:

  • индексация тарифов в 2009 году проводилась не единовременно в начале года, а более плавно поквартально, при этом 4 квартал не индексировался совсем (1 кв-1,08, 2 кв-1,03, 3 кв-1,035);
  • изменен график гибкого регулирования - сглажены пики на периоды массовых предпраздничных и каникулярных перевозок.

Положительных тенденций по снижению темпов спада объемов пассажирских перевозок удалось добиться в период массовых летних перевозок. В 2009 году большинство российских туристов отказались от отдыха за рубежом и предпочли отдых в странах ближнего зарубежья и на курортах России, что и подтвердилось полученными результатами. С началом сезона летних отпусков (2009 год) темпы падения объёмов перевозок сократились с 14% до 8%. в направлении черноморского побережья Северного Кавказа был зафиксирован 4%-ый рост пассажиропотока к уровню 2008 года.

В целях стабилизации сокращения объемов перевозок Компанией был проведен ряд мероприятий по снижению тарифной нагрузки на пассажира в дерегулируемом сегменте, реализованных ОАО "РЖД" в преддверии летних перевозок:

Скидка 20% на проезд в направлении Черноморского побережья Северного Кавказа и района Минеральных Вод, которая позволила на 4% увеличить объемы перевозок в поездах, участвующих в акции, при общесетевом снижении перевозок на 8% к уровню 2008 года.

Скидка 20% на проезд в поездах 400-й и 500-й нумерации, отправляющихся в период с 1 июня по 30 сентября 2009 года, позволившая расширить возможность выбора по параметру "цена - качество". Привлечено 62,9 тыс. человек (+ 6% к уровню 2008 года).

Скидка 10% на ранние даты приобретения проездных документов, позволившая в общесетевых масштабах более точно планировать объёмы предложения. Привлечено 41,7 тыс. человек (+2% к уровню 2008 года).

Спрямление графика гибкого регулирования тарифов на летний период 2009 года, позволившее снизить стоимость билетов в вагонах СВ и Купе к уровню 2008 года в среднем на 1% в июне–июле и на 5% в августе. Применение акции позволило сократить темпы падения объемов перевозок и привлечь 1 073,5 тыс. человек.

Пассажирам предоставлена возможность самостоятельно (без участия билетного кассира) выбрать условия поездки, оплатить по банковской карте через Интернет и получить проездной документ.

Впервые пользователям Интернет предложена новая услуга – электронная регистрация, которая позволяет осуществить посадку в поезд без необходимости оформления проездного документа в билетной кассе. С 1 декабря 2009г. услуга электронной регистрации предлагается на поездах с 001 по 199 номер, включая скоростные поезда "Сапсан". В декабре 2009г. введены на Ленинградском вокзале Москвы в опытную эксплуатацию транзакционные терминалы регистрации – предназначенные для получения проездных документов, ранее оплаченных через Интернет. Терминал не содержит банковского приложения, необходимого для покупки проездных документов, и позволяет пассажиру самостоятельно распечатывать проездные документы, оплаченные ранее через Интернет. Исключена для пассажира необходимость стоять в очереди к билетному кассиру. Планируется в 2010 году устанавливать такие терминалы во всех крупных пунктах продажи билетов.

В 2009 году через Интернет оформлено свыше 3,2 млн. электронных билетов и это в 3 раза выше уровня 2008 года, через ТТС оформлено свыше 1,7 млн. билетов и 43 тыс. билетов было распечатано после электронной регистрации.

В целях исключения безбилетного проезда в пригородных поездах организовано привлечение сторонних организаций к оказанию услуг по продаже проездных документов и контролю за их наличием.

В результате усиления контрольной работы общая выручка участков, на которых работали сторонние организации, превысила уровень прошлого года на 19%.

Создан постоянно действующий Штаб по наведению порядка на вокзалах и привокзальных территориях.

Реализованы в качестве пилотных следующие проекты новых видов услуг:

В поезде "Александр Невский" (Северо-Западная региональная дирекция) пассажирам предоставлена возможность просмотра спутникового телевидения, видеофильмов, доступа в интернет в пути следования посредством оборудования вагонов поезда многофункциональной информационной системой ИНБЕРА.

В 5 фирменных поездах можно пользоваться DVD плеерами для индивидуального просмотра видеофильмов. За время тестового использования услугой воспользовалось около 9 тысяч пассажиров.

В группе поездов дальнего следования с августа 2009г. действует услуга по приготовлению качественного кофе с использованием автоматических кофе-машин. Воспользовались услугой более 11 тысяч пассажиров. В 2010 году услуга будет расширена.

Свердловская региональная дирекция в качестве экспериментальной ввела услугу - посещение фитнесс купе, оборудованного в одном из вагонов поезда Свердловск - Кисловодск "Урал".

В рамках состоявшегося форума между ОАО "РЖД" и Национальным обществом Французские железные дороги было подписано Соглашение о дальнейшем сотрудничестве. В качестве приоритетных направлений сотрудничества определены вопросы в области развития вокзального хозяйства и в области взаимодействия электронных систем резервирования и продажи проездных документов.

Достигнута договоренность по расширению сети продаж на проезд в сообщении Россия–Франция:

  • с 19 июня 2009г. через систему резервирования СНЦФ
  • с 20 октября 2009г. через систему бронирования "Rail Europe", созданную специалистами СНЦФ и имеющую 13 тысяч пунктов продаж в 48 странах мира.

В ближайшей перспективе будет реализована возможность продажи билетов на высокоскоростные поезда, курсирующие по территории Франции, через систему бронирования российских железных дорог и на поезда РЖД через систему бронирования СНЦФ – что будет являться важнейшим шагом в расширении каналов дистрибуции.

Работа ДЗО и независимых перевозчиков

В дальнем сообщении организовано движение на маршруте Москва– Санкт-Петербург двумя независимыми перевозчиками: ЗАО ТК "Гранд Сервис Экспресс", ООО "Тверской экспресс".

Всего в 2009 году частными перевозчиками перевезено 305,0 тыс. чел. или 0,3% от общего отправления в дальнем следовании. Одновременно с частными перевозчиками перевозку пассажиров в дальнем следовании осуществляют ДЗО Западно-Сибирской и Свердловской ж.д., поездами ДЗО вышеназванных железных дорог повышенной комфортности моторвагонного формирования перевезено за отчетный период 1,750 млн. чел. (1,5% от общего объема отправления в дальнем следовании).

Создание дочерних пригородных компаний - одно из направлений Программы структурной реформы железнодорожного транспорта, позволяющее сократить убыточность пригородного пассажирского комплекса и улучшить качество обслуживания пассажиров.

Пригородные перевозки

На конец 2009 года на полигоне железных дорог создано 17 ППК, из них 5 компаний – в течение 2009 года. Все созданные компании стали перевозчиками и существенно расширили полигоны обслуживания. Работой ППК охвачено 38 регионов из 73, в которых существует пригородное железнодорожное сообщение.

На 31.12.2009г. пригородные пассажирские перевозки на территории России осуществляют 17 компаний, учрежденных с участием ОАО "РЖД":

  • ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" на Московской ж.д.;
  • ОАО "Аэроэкспресс" на Московской ж.д.;
  • ОАО "Экспресс-пригород" на Западно-Сибирской ж.д.;
  • ОАО "Омск-пригород" на Западно-Сибирской ж.д.;
  • ОАО "Кузбасс-пригород" на Западно-Сибирской ж.д.;
  • ОАО "Алтай-пригород" на Западно-Сибирской ж.д.;
  • ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" на Октябрьской ж.д.;
  • ОАО "Краспригород" на Красноярской ж.д.;
  • ОАО "Дон-пригород" на Северо-Кавказской ж.д.;
  • ОАО "Волгоградтранспригород" на Приволжской ж.д.;
  • ОАО "Свердловская пригородная пассажирская компания" на Свердловской ж.д.;
  • ОАО "Экспресс Приморья" на Дальневосточной ж.д.;
  • ОАО "Федеральная пассажирская компания";
  • ОАО "Пермская пригородная компания";
  • ОАО "Волго-Вятская пригородная компания";
  • ОАО "Московско-Тверская пригородная компания";
  • ОАО "Содружество.

По итогам 2009 года компаниями – перевозчиками отправлено 546 984 тыс. пассажиров (53,7% от общего объема отправления по сети), пассажирооборот составил 19 582 млн. пасс-км (51,3% от общего объема перевозок по сети).

При современной системе организации управления железнодорожным транспортом пригородные пассажирские перевозки являются убыточными, они дотируются за счет доходов, получаемых от грузовых перевозок и частично за счет регионального бюджета

Доходы ОАО "РЖД" от перевозки пассажиров (без учета работы пригородных пассажирских компаний) за 2009 год по сети составили 18,4 млрд. руб. Расходы – 43,2 млрд. руб. по сети. Компенсация выпадающих доходов по сети денежными средствами – 2,0 млрд. руб. Соответственно в 2009г. Обществом для покрытия убытков от пригородных перевозок было направлено 24,8 млрд. руб.

Одной из наиболее остро стоящих проблем, связанных с достижением безубыточности пригородных перевозок, является полное возмещение выпадающих доходов перевозчиков, возникающих в результате регулирования тарифов со стороны регионов и реализация в этих целях постановления Правительства Российской Федерации № 950 ("Об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в области государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" от 10 декабря 2008 года № 950).

Решение проблемы убыточности
пригородного комплекса ОАО РЖД

В пригородном сообщении реализованы действия, направленные на исключение случаев безбилетного проезда пассажиров в пригородном сообщении:

1. Внедрена программа введения новых видов абонементных билетов в пригородном сообщении:

  • абонементным билетам, действительным для проезда пассажиров во все дни недели в течение нескольких месяцев недель, дней;
  • абонементным билетам, действительным для проезда пассажиров в рабочие дни недели в течение нескольких месяцев, недель, дней;
  • абонементным билетам, действительным для проезда в определенные дни недели и даты в течение одного месяца;
  • абонементным билетам, действительным для проезда пассажиров в выходные дни в течение нескольких месяцев, недель;
  • абонементным билетам на определенное количество поездок.

2. На период летних пассажирских перевозок дополнительно открыты пригородные билетные кассы на 270 остановочных пунктах.

3. В октябре 2009 года внедрен пилотный проект по оформлению проезда с использованием платежных терминалов самообслуживания.

Для стимулирования пассажиров приобретать проездные документы в билетных кассах и повышения качества обслуживания пассажиров на Октябрьской, Московской и Горьковской ж.д. реализован первый этап новой системы оформления абонементных билетов в пригородном сообщении: оформление, контроль и учет абонементных билетов сроком действия на 10 и 20 дней.

Расширение взаимодействия с органами внутренних дел на транспорте по обеспечению правопорядка на объектах пригородного комплекса и усиление охраны контролирующих работников перевозчиков и пунктов контроля проездных документов.

В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 01.07.2009г. № 1382р "О сопровождении ЗАО "ЧОП "РЖД-ОХРАНА" поездов пригородного сообщения и разъездных билетных кассиров в 2009 году" с 3 июля 2009г. организовано сопровождение на участке Москва-Тверь Октябрьской железной дороги.

С 1 августа начата соответствующая работа на Витебском направлении Санкт-Петербургского узла, а с 1 сентября - на участке Москва-Александров Московской железной дороги.

На данных направлениях был организован контроль в пригородных поездах совместными бригадами, состоящими из разъездных билетных кассиров, сотрудников милиции и работников частных охранных предприятий.

К охране объектов пригородного пассажирского комплекса с 2009 года осуществляется привлечение ООО ЧОП " РЖД-ОХРАНА" (дочернее общество ОАО "РЖД"). При этом ООО ЧОП "РЖД-ОХРАНА" наряду с выполнением основных функций обеспечивает соблюдение корпоративных интересов ОАО "РЖД" в части предотвращения фактов злоупотреблений со стороны контролирующих работников перевозчиков.

Деятельность вокзального комплекса

В рамках исполнения поручений Итогового Правления ОАО "РЖД" в части выведения услуг, предоставляемых пассажирам на вокзалах, на безубыточный уровень, а также мероприятий по улучшению качества обслуживания пассажиров Дирекцией были реализованы следующие мероприятия:

  • Проведена оценка рыночных ставок аренды

Была проведена оценка рыночной стоимости ставок аренды.

С 1 января 2009г. договоры аренды перезаключены по рыночным ставкам на всей сети вокзалов Дирекции. Результат – доходы от сдачи имущества в аренду в 2009г. выросли на 495 млн. руб. или на 176% по сравнению с предыдущим годом.

  • Вовлечение в коммерческий оборот свободных площадей

В 2009г. дополнительно вовлечено в коммерческий оборот порядка 5 500 кв.м., ранее свободных площадей. Дополнительная сумма арендных доходов в годовом исчислении по данным площадям составляет 95 млн. руб.

Общий рост доходов от аренды в 2009г. по сравнению с 2008г. ориентировочно составил более 590 млн. руб.

  • Завершена модернизация Курского вокзала

В январе 2009г. осуществлена передача в доверительное управление Курского вокзала. В результате финансово-экономические показатели вокзала существенно улучшились: годовая выручка возросла более чем в 3 раза по сравнению с периодом до модернизации и передачи в доверительное управление, при этом прибыль выросла более чем в 5 раз. Выручка от аренды и предоставления платных услуг пассажирам в 2009г. составила 298,5 млн. руб. Таким образом, инвестиции в размере 637 млн. руб. в модернизацию вокзала будут компенсированы за счет доходов вокзала в течение 3,5 лет.

Проводится работа по привлечению сетевых операторов на вокзалы

В 2009г. начата работа по привлечению сетевых операторов-партнеров для организации предоставления платных услуг пассажирам и посетителям на вокзалах Дирекции.

На конкурсной основе привлечены сетевые операторы в сегменты: вендинговые аппараты, платежные терминалы, предприятия розничной торговли и аптеки.

В текущем году реализовано опционов за право организации бизнеса на инфраструктуре Дирекции на общую сумму 202,9 млн. руб., из них уже оплачено 57,7 млн. руб. Привлечение сетевых операторов позволит обеспечить высокую заполняемость арендопригодных площадей и существенно повысит качество предоставления услуг на всей сети вокзалов Дирекции.

В 2010г. планируется продолжить эту работу и привлечь партнеров в сегменты, такие как: предприятия общественного питания, медиа продукция, салоны сотовой связи, точки продаж мороженого, бытовые услуги и др. Предполагаемый дополнительный доход от реализации опционов в 2010г. составит порядка 350 млн. руб.

  • Запущен проект "РЖД-такси"

Летом текущего года на Курском вокзале реализован пилотный проект "РЖД-такси", в рамках которого организована услуга официального такси оператора. На основании положительного опыта в ноябре, по итогам открытого аукциона, определены операторы, которые будут оказывать эту услугу сначала на московских вокзалах – Киевском, Ярославском, Белорусском, Ленинградском вокзалах. Цены на услуги определяются по принципу зональности, позволяя снизить стоимость услуги в 2–3 раза, в сравнении с нелегальными перевозчиками. На текущий момент проводится мероприятия по оформлению земельно-правовых отношений с префектурами ЦАО г. Москва для организации мест посадки и высадки пассажиров для организации услуги такси на других вокзалах.

В 2010г. планируется организовать данную услугу на условиях франчайзинга под брендом "РЖД-такси" в первую очередь на внеклассных вокзалах и вокзалах первого класса.

  • Заключены договоры на эксплуатацию и организацию услуг санитарных комнат

В августе 2009г. заключены договоры на эксплуатацию и организацию услуг санитарных комнат на Казанском, Киевском, Павелецком и Ярославском вокзалах.

В результате выручка от оказания услуг санитарных комнат на указанных вокзалах выросла в среднем в 3,3 раза. В годовом исчислении рост выручки составит примерно 70 млн. руб., при этом прибыль увеличится на 25 млн. руб. или более чем в 30 раз.

Учитывая положительный опыт в 2010г. Дирекция планирует осуществить поэтапную передачу услуг на аутсорсинг на всех внеклассных вокзалах и вокзалах первого класса. Речь идет, прежде всего, об услугах с высоким экономическим потенциалом, таких как услуги по переноске и хранению багажа (камеры хранения и носильщики), услуг санитарных комнат и КДО.

  • Реализован пилотный проект "РЖД-трансфер"

В 2009 г. совместно с Правительством г. Москвы начата реализация проекта "РЖД-трансфер", в рамках которого организована регулярная бесплатная доставка пассажиров от железнодорожных вокзалов до автобусных вокзалов г. Москва и реализация билетов на официальные междугородние автоперевозки с этих станций. Данный проект, прежде всего, позволяет выстроить взаимоотношения с компаниями автоперевозчиками – обеспечить согласование маршрутов и расписаний, планируется развивать автобусные локальные направления в населенные пункты, с которыми нет прямых железнодорожных направлений, и частично компенсировать выпадающие доходы от организации автобусных перевозок пассажиров с железнодорожных вокзалов. Кроме того, привлечение официальных компаний автоперевозчиков для организации услуг на вокзалах позволяет, прежде всего, существенно повысить безопасность услуг, предоставляемых пассажирам, и обеспечивает выведение доходов из "теневого" оборота. Данные мероприятия реализуются, в том числе, во исполнение поручения премьера В.В. Путина № ВП-П4-1814 от 3 апреля 2009г. по наведению порядка на вокзальных комплексах.

  • Организованы дополнительные услуги для пассажиров скоростных поездов "Сапсан"

В рамках запуска проекта по организации скоростного движения между городами Москва и Санкт-Петербург для пассажиров бизнес-класса поездов "Сапсан" организованы услуги "РЖД-такси" и залов повышенной комфортности. Услугу встречи такси пассажиры смогут заказывать во время движения поезда.

  • Создание сетевого агентства продаж

На 2010г. запланировано создание сетевого агентства продаж на всех вокзалах Дирекции с созданием единого колл-центра для приема и обработки заказов на услуги "РЖД-такси", "РЖД-трансфер" и так далее.

Версия для печати
screenRenderTime=4