Повышение качества транспортного обслуживания

Низкий уровень контейнеризации грузовых перевозок в России, а также тяготение к российским транспортным сетям товаропотоков между странами АТР и Европы, определяют значительный потенциал роста объемов перевозок крупнотоннажных контейнеров в России.

В современных условиях приоритетной целью ОАО "РЖД", отмеченной в Стратегии-2030, является достижение мирового уровня качества контейнерных перевозок по российским железным дорогам. И Общество активно работает над ее решением.

В 2009 году в период снижения объемов перевозок в традиционных для железнодорожного транспорта сегментах рынка, вызванного последствиями экономического кризиса, проводилась работа, направленная на привлечение дополнительных объемов контейнерных перевозок. Так, объемы экспортных перевозок крупнотоннажных контейнеров увеличились до 420 тыс. ДФЭ, за счет роста количества отправленных ускоренных экспортных контейнерных поездов на 23,2%.

В 2009 году была начата работа по внедрению транспортного продукта "Транссиб за 7 суток". Основной целью реализации данного проекта является увеличение экспорта транспортных услуг за счет привлечения на железнодорожный транспорт объемов контейнерных перевозок между Японией, северо-западными провинциями Китая и странами Восточной и Западной Европы.

Ставя целью рост международной конкурентоспособности ОАО "РЖД", продукт "Транссиб за 7 суток" даст импульс и развитию внутренних и экспортно-импортных контейнерных перевозок, укрепит позиции Общества и на внутреннем рынке контейнерных перевозок, особенно, в Европейской части страны, где значительные объемы перевозок осуществляются сегодня автомобильным транспортом.

Динамика объемов перевозок груженых крупнотоннажных контейнеров за 2008-2009 гг., ДФЭ

Вид перевозки Объем перевозок, тыс.ДФЭ Темп роста, % Структура объемов перевозок, %
2008 2009 2009/2008 2008 2009
Всего1 1 613,1 1 221,3 75,7 100,0 100,0
из них
Экспортные перевозки
418,4 420,0 100,4 25,9 34,4

1 С учетом перевозок порожних крупнотоннажных контейнеров объем перевозок в 2009 году составил 1 936 тыс. ДФЭ.

Анализ скорости и надежности доставки грузовых отправок в 2009г.

В 2009г. средняя скорость доставки грузовых отправок увеличена на 17 км/сут. (+6,2%) к 2008 г. и составила 290 км/сут., в том числе:

  • в груженых вагонах – на +8,2% (до 317 км/сут.);
  • порожних вагонов – на +7,2% (до 222 км/сут.).

Обеспечено увеличение скорости доставки отправок в груженых вагонах по категориям:

  • маршрутные – на +4,4% (до 355 км/сут.);
  • повагонные – на +8,7% (до 312 км/сут.);
  • контейнерные – на +7,7% (до 307 км/сут.).

Динамика средней скорости доставки грузов

В 2009г. надежность доставки грузовых отправок увеличена. В нормативный срок доставлено 88,5% отправок, что на +2,6 п.п. выше, чем в 2008 г., в том числе:

  • в груженых вагонах – 90,7% (+3 п.п.);
  • порожних вагонов – 84,4% (+3,2 п.п.).

Надежность доставки увеличена в груженых вагонах по категориям отправок:

  • маршрутным – 84,4% (+2,7 п.п.);
  • повагонным – 92,8% (+3,5 п.п.);
  • контейнерным – 90,4% (+2,8 п.п.).

При этом по надежности доставки грузовых отправок не удалось выйти на докризисный уровень (к уровню 2007 г. снижение на -0,3 п.п.), в том числе: по маршрутным и мелким категориям отправок в груженых вагонах (на -0,6 п.п. и -6,1 п.п. соответственно) и порожних вагонов
(на -0,3 п.п).

В 2003-2005 гг. надежность доставки находилась на достаточно высоком уровне (свыше 90%), с 2006 по 2008 гг. она неуклонно снижалась и только в 2009г. заметно увеличилась.

Динамика надежности доставки грузов

Таким образом, в 2009г. скорость и надежность доставки грузов в целом повышены (кроме мелких отправок), что свидетельствует об улучшении качества транспортного обслуживания грузовладельцев. Тенденция снижения скорости и надежности доставки, сформировавшаяся в конце 2008-го – начале 2009 года, приостановлена, качество транспортного обслуживания грузоотправителей улучшено.

Относительное изменение скорости
и доставки грузов

Для улучшения работы по обеспечению эффективности перевозочной деятельности за счет повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на основе модернизации терминально-складской инфраструктуры, расширения номенклатуры и качества услуг, привлечения дополнительных грузопотоков, в соответствии с приказом Президента ОАО "РЖД" Якунина В.И. от 09.04.2009г. № 72 был создан центр по развитию терминалов - структурное подразделение ОАО "РЖД".

Основными задачами являются:

  • выработка системных решений по развитию терминально-логистических комплексов ОАО "РЖД", направленных на улучшение взаимодействия с клиентурой, повышения эффективности использования инфраструктуры, создание условий для увеличения объемов обрабатываемых грузов, как за счет расширения мощности, так и за счет совершенствования технологии работы;
  • осуществление мероприятий по созданию современных терминально-логистических комплексов на базе объектов инфраструктуры ОАО "РЖД", в том числе подготовка к учреждению совместно с инвесторами дочерних (зависимых) компаний по строительству и организации работы комплексов;
  • инициирование, координация и интеграция проектов, связанных с разработкой и реализацией единой политики в сфере развития терминально-логистической инфраструктуры ОАО "РЖД".

Формирование современной терминально-логистической инфраструктуры, предполагает качественный скачок за счет комплексного решения, требующего изучения множества факторов, включая сюда реальную оценку тенденций рынка контейнерных услуг, а также имеющегося мирового и отечественного опыта.

Предполагается, что терминально-логистический центр (далее ТЛЦ) должен представлять собой место общего пользования (не дискриминационный доступ, тарифные преференции).

С учетом этого Центром были выполнены следующие задачи:

1.  Разработаны ТЭО по ТЛЦ:

  • ст. Доскино (Нижний Новгород);
  • ст. Дзержинская-Новая (Калининград, колея 1520 и 1435);
  • ст. Клещиха (Новосибирск);
  • ст. Ховрино (Москва);
  • ст. 9-км (Краснодарский край, "сухой порт");
  • ст. Батайск (Ростовская обл.);
  • ст. Новокуйбышевск (Самарская обл., совмещенный с грузовым речным портом).

2. Выработаны типовые технологические требования к функциям "сухого порта" как  группе специализированных и универсальных тыловых терминалов (включая таможенные терминалы) для обслуживания мощностей грузового морского района.

2.1 Согласно  этим требованиям "сухой порт" призван обеспечить:

  • вывод с территории портов непрофильных операций;
  • консолидацию (судовых, поездных партий и проч.); 
  • распределение (порт, регион, материк, транзит и проч.);
  • хранение;
  • оказание комплекса услуг (таможенное оформление, с добавленной стоимостью и проч.).

2.2 Перечисленные функции позволяют достичь:

  • увеличения перерабатывающей способности портов;
  • снижения экологической нагрузки на мегаполис и загрузки улично-дорожной сети;
  • снижения инвестиционной нагрузки при формировании портовой инфраструктуры и более быстрого ввода объектов в эксплуатацию; 
  • снижения вероятности возникновения условий для "брошенных поездов" за счет структурирования грузопотоков;
  • снижения транспортных издержек участников перевозочного процесса и др.

Таким образом, на контейнерном терминале "сухого порта" по существу произойдет  замещение сортировочной работы ж.д. технических станций на терминальную переработку.

2.3 Финансирование проекта ТЛЦ и "сухих портов" может предусматривать:

  • бюджетные инвестиции (бюджеты регионов – Правительства субъектов федерации, федеральный бюджет, средства федеральных целевых программ – Минтранс РФ, Минрегионразвития РФ, Минэкономразвития РФ);
  • прямые инвестиции (вклад в уставный капитал проектных компаний) – стратегические инвесторы (ДЗО, инвестиционные Общества и фонды, логистические, складские и торговые операторы, ритейл, девелопмент и проч.);
  • заемное финансирование – предпочтительно зарубежные кредитно-финансовые организации;
  • проектное финансирование;
  • экспортное финансирование поставок подъемно-транспортного оборудования;
  • лизинг грузоподъемного, складского и транспортного оборудования, информационных продуктов и проч.;
  • лизинг недвижимости;
  • частные инвестиции.

3. В 2009 году был выполнен "пилотный" проект создания ТЭО ТЛЦ "Белый Раст" (Московская область), в котором предусмотрены объекты:

  • контейнерный терминал;
  • универсальный терминал для переработки грузов промышленного назначения;
  • терминал для колесной техники (в том числе контрейлеров);
  • универсальный складской комплекс;
  • центр таможенного оформления грузов;
  • деловой центр;
  • административно-хозяйственный блок;
  • модуль автотранспорта;
  • объекты обеспечивающей инженерной и транспортной инфраструктуры.
Версия для печати
screenRenderTime=1