Конкурентная среда на транспортном рынке

Несмотря на отрицательные последствия мирового финансового кризиса ОАО "РЖД" обеспечивает устойчивую работу транспортного комплекса, доступность, безопасность и качество предоставляемых услуг, что способствует стабилизации и устойчивому развитию отечественной экономики.

Принятые государственные меры по реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте дали мощный стимул к развитию внутриотраслевой конкуренции. На конец 2009 года парк грузовых вагонов независимых от ОАО "РЖД" компаний операторов превысил 416 тыс. единиц.

Численность российского парка
грузовых вагонов

На рынке грузовых перевозок действуют независимые операторские компании, созданные частными инвесторами, а также операторские компании, организованные крупнейшими сырьевыми и производственными финансово-промышленными группами и холдингами. Среди крупнейших компаний первой группы – "GlobalTrans", "Фирма ТрансГарант" (входит в группу "FESCO"), "Евросиб", "Новотранс", "Трансойл". Из второй группы наиболее крупные компании – "Газпротранс", "ЛУКойл-Транс", "ММК-Транс", "Металлоинвесттранс", "Финтранс", "Сибур-Транс", "Уралкалий".

Структура российского парка грузовых
вагоновГруппа "GlobalTrans" – объединяет компании в России, Украине, Эстонии (в  том числе "Новая перевозочная компания", "Севтехнотранс", "Украинская новая перевозочная компании", эстонские "Spacecom" и "Intopex Trans"), работающие в различных секторах транспортного бизнеса. В декабре 2009г. группа приобрела контрольный пакет (50%) акций ООО "Балттранссервис", осуществляющего транспортировку нефтеналивных грузов. Группа оперирует парком свыше 37 тыс. грузовых вагонов (в том числе 4,8 тыс. по договору аренды).

ООО "Фирма "Трансгарант" входит в транспортную группу "FESCO". Включает дочерние общества, оказывающие услуги в сфере транспорта в России, Украине и Латвии. Оказывает услуги по перевозке железнодорожным транспортом грузов промышленного назначения. Компания эксплуатирует около 15 тыс. грузовых вагонов (в том числе 20% по договорам аренды).

ХК "Новотранс" входит в состав промышленного холдинга "Сибирский Деловой Союз". Владеет парком грузовых вагонов, насчитывающим более 12 тыс. единиц (полувагоны, крытые, цистерны, платформы).

ООО "Трансойл" оказывает услуги по перевозки грузов в цистернах. Стратегические партнеры компании: ОАО "Роснефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Транснефтепродукт". Компания оперирует парком более 12 тыс. вагонов.

Транспортный бизнес группы "Евросиб" представлен компаниями: "Евросиб-Логистика", "Евросиб  СПб-транспортные  системы", "Евросиб-Терминал". Группа управляет парком из 11,8 тыс. вагонов.

ООО "Газпромтранс" объединяет железнодорожные активы ОАО "Газпром". Номенклатуру перевозимых ООО  "Газпромтранс" грузов составляют: сера, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы. Компания оперирует парком 18,8 тыс. грузовых вагонов (данные ОАО "РЖД").

ООО "Металлоинвесттранс" является транспортной компанией холдинга "Металлоинвест". ООО  "Металлоинвесттранс" осуществляет железнодорожные перевозки ОАО "Михайловский ГОК", ОАО "Лебединский ГОК", ОАО "ОЭМК" и ОАО "Уральская Сталь", а  также других металлургических компаний, угольных разрезов и щебеночных карьеров. Вагонный парк компании составляет около 8,3 тыс. ед.

В процессе реализации структурной реформы железнодорожного транспорта на рынке оперирования грузовыми вагонами росла доля перевозок грузов в вагонах частных собственников. В 2009 году доля объемов перевозок в вагонах, не принадлежащих ОАО "РЖД", возросла до 66,2% (2008г. – 50,3%).

В 2009 году доля Компании в сфере оперирования подвижным составом составила (без дочерних обществ) лишь 33,8%.

Доля дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" в 2009 году достигла уровня 20,1%.

Доля перевозок в вагонах частных
собственников

Наиболее сильное конкурентное давление со стороны приватных компаний холдинг "РЖД" испытывает при перевозках:

  • нефтяных грузов (73,5% перевозок в приватных вагонах);
  • удобрений (73,4%);
  • руды (55,7%).
Версия для печати
screenRenderTime=3