Принципы государственного регулирования и формирования тарифной политики в отношении ОАО "РЖД"

Основные направления, совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643.

В данном документе определено, что основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат. Для определения величины тарифов производиться расчет необходимой валовой выручки, при этом помимо экономически обоснованных затрат включается норма прибыли на капитал (с учетом инвестиций).  При этом, постановлением предусмотрено, что Методика экономически обоснованных затрат и расчета размера нормативной прибыли, определяется органом регулирования.

Таким образом, при наличии основополагающего документа о принципах государственного регулирования и контроля тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок,  ФСТ России должно разработать и утвердить Методику расчета экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы на железнодорожные перевозки, относящиеся к естественной монополии.

Тарифы на внутригосударственные перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа

Перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа во внутригосударственном сообщении относятся к сфере естественных монополий и в соответствии с Федеральным законом № 147-ФЗ "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года тарифы подлежат государственному регулированию.

Перечень тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа определен Прейскурантом № 10-02-16, введённым в действие в марте 1993 года.

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам России от 16 декабря 2004г. № 298-т/7 ОАО "РЖД" дано право самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в дальнем следовании в скоростных поездах, в вагонах СВ и купейных вагонах всех поездов (внесено изменение в решение Правления ФЭК России от 9 января 2002 года №1/3).

Изменение тарифов в 2009 году произведено:

с 1 января

1.  в соответствии с приказом ФСТ России от 17 декабря 2008 г. № 368-т/7:

  • путем индексации тарифов Прейскуранта №10-02-16 в 1,12 раза и применением Графика гибкого регулирования тарифов по календарным периодам года на перевозки пассажиров в дальнем следовании во внутреннем сообщении в плацкартных и общих вагонах;
  • путем индексации тарифов Прейскуранта №10-02-16 в 1,12 раза на перевозки багажа в дальнем следовании во внутреннем сообщении и платы за пробег собственных (арендованных) вагонов, следующих в составах скорых, пассажирских, почтово-багажных и грузопассажирских поездов (за исключением платы за пробег собственных (арендованных) вагонов при перевозках грузобагажа, следующих в составах скорых, пассажирских, почтово-багажных и грузопассажирских поездов);
  • путем индексации в 1,16 раза платы за пробег собственных (арендованных) вагонов при перевозках грузобагажа, следующих в составах скорых, пассажирских, почтово-багажных и грузопассажирских поездов;
  • путем индексации тарифов Прейскуранта №10-02-16 на перевозки грузобагажа в дальнем следовании во внутреннем сообщении в 0,85 раза.

2. в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2008 г.  № 2883р:

  • путем индексации тарифов Прейскуранта №10-02-16 на перевозки пассажиров в дальнем следовании во внутреннем сообщении в вагонах СВ и купейных вагонах:
    • с 1 января 2009г. в 1,08 раза;
    • с 1 апреля 2009г. в 1,03 раза тарифы, установленные с 1 января 2009г.;
    • с 1 июля 2009г. в 1,035 раза тарифы, установленные с 1 апреля 2009г.
  • и применением Графика гибкого регулирования тарифов по календарным периодам года на перевозки пассажиров в дальнем следовании во внутреннем сообщении в вагонах СВ и купейных вагонах.

3. в соответствии с приказом ФСТ России от 17 декабря 2008г. № 369-т/8 и телеграммы ОАО "РЖД" от 29.12.2008г. № 0001231:

  • путем установления размеров плат и сборов за работы и услуги, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, хранением ручной клади, багажа и грузобагажа.

4. в соответствии с приказом ФСТ России от 17 декабря 2008г. № 388-т/9:

  • путем индексации тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "Российские железные дороги", при перевозках пассажиров в дальних поездах и пассажирских перевозках в пригородных поездах.

Тарифы на пассажирские перевозки в международном сообщении

Тарифы на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа (товаробагажа) регулируются в соответствии с:

  • Соглашением о Межгосударственном пассажирском тарифе в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики;
  • Договором о международном железнодорожном пассажирском тарифе – при перевозках пассажиров, багажа и товаробагажа в Китай, Монголию, Корею и Вьетнам;
  • Тарифом Восток-Запад – при перевозках пассажиров в страны Западной Европы;
  • Условиями перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении.

1. Об унификации тарифов

Одним из наиболее важных направлений государственной политики в области тарифного регулирования железнодорожного транспорта, определенных Правительством Российской Федерации, является унификация тарифов на перевозки грузов в различных видах сообщения.

В связи с кризисными явлениями, охватившими мировую экономику, в 2008 году работа по унификации тарифов была приостановлена в целях недопущения существенного изменения тарифной нагрузки на предприятия отдельных отраслей экономики. Индексация грузовых железнодорожных тарифов в 2009 году проводилась в одинаковом размере во всех видах сообщений.

2. Об индексации предельных уровней тарифов, плат и сборов Прейскуранта №10-01.

В 2009 году в соответствии с приказами Федеральной службы по тарифам предельные уровни тарифов, плат и сборов Прейскуранта №10-01 индексировались два раза в одинаковом  размере на внутрироссийские, экспортно-импортные пере­возки через российские порты  и на экспортно-импортные перевозки через сухопутные погранпереходы (с 10 января 2009г. предельные уровни тарифов, плат и сборов Прейскуранта № 10-01 проиндексированы в среднем в 1,05 раза, с 1 июля 2009г. - в среднем в 1,057 раза).  Суммарно по 2009 году предельные уровни тарифов, плат и сборов Прейскуранта № 10-01 проиндексированы в среднем в 1,11 раза.

3. О предоставлении исключительных тарифов

В целом по сети железных дорог в 2009 году по исключительным тарифам перевезено 262,3 млн. тонн грузов, что выше объемов перевозок за 2008 год на 2,5%. При этом получено доходов 180,4 млрд. руб., что на 7% выше аналогичного показателя прошлого года. Сумма тарифной поддержки при перевозке грузов по предоставленным исключительным тарифам составляет 34,2 млрд. рублей.

Версия для печати
screenRenderTime=2