Развитие конкуренции в отрасли

В процессе реализации Программы структурного реформирования железнодорожной отрасли широкое развитее получили практически все виды конкуренции: внутриотраслевая, межвидовая, международная.

Конкуренция на рынке железнодорожных транспортных услуг будет развиваться и далее в тех сегментах, где сформированы необходимые правовые, экономические и технологические условия.

В настоящее время в рамках реализации третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта принятые государственные меры в области реализации тарифной политики на железнодорожном транспорте дали мощный стимул к развитию внутриотраслевой конкуренции, в том числе за счет постепенного увеличения доли парка грузовых вагонов, находящихся в частной собственности.

В настоящее время парк грузовых вагонов независимых от ОАО "РЖД" компаний операторов более 415 тыс. единиц.  В целом (с учетом создания ОАО "Первая грузовая компания") доля приватных вагонов на 1 января 2010 года составляет 65,7% общего парка вагонов.

По мере развития операторского бизнеса происходило увеличение объемов перевозок грузов с использованием частных вагонов. Так, в 2003 году доля грузооборота, приходящегося на вагоны частных собственников, составляла 21,8%, а в 2009 году аналогичный показатель составил 70,8%.

Проектом Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года, разработанным ОАО "РЖД" предусматривается, что с целью повышения инвестиционной привлекательности универсального подвижного состава и дальнейшей либерализации  рынка  создается Вторая грузовая компания (ОАО "ВГК") с передачей оставшегося у ОАО "РЖД" вагонного парка ОАО "ВГК". Выведение инвентарного парка ОАО "РЖД" в ОАО "ВГК" приведет к созданию в сегменте оперирования грузовым подвижным составом полностью рыночной системы взаимоотношений, в том числе и в части ценообразования.

Это позволит ускорить приток частных инвестиций в обновление парка подвижного состава, а также сокращение эксплуатационных расходов ОАО "РЖД" на вагонное хозяйство.

В настоящее время обязанности ОАО "РЖД" по развитию и содержанию инфраструктуры общего пользования и их отсутствие у автоперевозчиков (основное бремя затрат по содержанию автодорог несет государство) заведомо предопределяют более высокую конкурентоспособность автомобильного транспорта.

Данное положение обостряется в силу того, что тарифы на перевозку автомобильным транспортом являются непубличными и свободно  формируются исходя из сложившейся конъюнктуры, реагируя на изменения потребительского спроса, что дает автоперевозчикам дополнительные рыночные преимущества.

По данным Росстата ежегодно темпы роста грузооборота автомобильного транспорта значительно превышают темпы роста объемов перевозок железнодорожным транспортом. Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 км.

Сохранение разных подходов к развитию и содержанию инфраструктуры, регулированию тарифов не создает предпосылок для развития полноценных рыночных отношений на транспортном рынке.

Версия для печати
screenRenderTime=3