Реализация третьего этапа Программы структурной реформы ОАО "РЖД"

В 2009 году продолжена реализация третьего этапа Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года № 384 и Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе реформирования, одобренной Правительственной Комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта 16 мая 2007 года, включая мероприятия по реорганизации системы управления с переходом к вертикально-интегрированной структуре.

В целях определения дальнейших структурных преобразований в отрасли ОАО "РЖД" разработан проект Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года (находится на согласовании с федеральными органами исполнительной власти и участниками рынка железнодорожных транспортных услуг).

Целевая модель до 2015 года определяет стратегические цели, приоритеты и направления развития сегмента грузовых железнодорожных перевозок, основные направления развития государственной политики в отношении грузовых железнодорожных перевозок, структуру рынка грузовых железнодорожных перевозок и принципы взаимодействия его основных участников.

Реализация Целевой модели позволит обеспечить долгосрочную экономическую и производственную устойчивость отрасли и устойчивость финансовых показателей работы участников рынка.

В целях построения эффективной холдинговой структуры в 2009 году советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 10 дочерних и зависимых обществ. Ключевым из них является дочернее общество ОАО "РЖД" в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании - ОАО "Федеральная пассажирская компания".

Создание ОАО "Федеральная пассажирская компания" осуществлено в соответствии с Концепцией реформирования пассажирского комплекса дальнего следования, одобренной на заседании Межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте. Важнейшим условием создания ОАО "Федеральная пассажирская компания" стало принятие Правительством Российской Федерации решения о поэтапном выходе на 100% компенсацию "выпадающих доходов" перевозчика, возникающих в результате перевозки в плацкартных и общих вагонах по тарифам ниже экономически обоснованного уровня, которое в 2009 году было реализовано в полной мере.

Решение о создании ОАО "Федеральная пассажирская компания" принято советом директоров ОАО "РЖД" 25 ноября 2009г. Свидетельство о государственной регистрации ОАО "Федеральная пассажирская компания" получено 3 декабря 2009г., начало хозяйственной деятельности общества планируется с 1 февраля 2010г., при этом осуществление перевозочной деятельности - с 1 апреля 2010г. 

Дочернее общество создано на базе имущества ОАО "РЖД", необходимого для осуществления целевых видов деятельности в сфере перевозки пассажиров в дальнем следовании и на базе имущества специализированного филиала ОАО "РЖД" - Федеральная пассажирская дирекция.

Основной целью создания ОАО "Федеральная пассажирская компания" является организация эффективного бизнеса в сфере перевозки пассажиров в дальнем следовании на основе взаимодействия Общества с органами государственной власти. При этом поставлены задачи улучшения качества транспортных услуг, повышения экономической эффективности и оптимизации объемов государственного субсидирования, формирования источников инвестиций для обновления и развития основных фондов. С созданием ОАО "Федеральная пассажирская компания" обеспечивается финансовая прозрачность дальних пассажирских перевозок и завершается ликвидация перекрестного субсидирования за счет финансового результата грузовых перевозок.

Уставный капитал ОАО "Федеральная пассажирская компания"  составляет 137,238 млрд. руб. Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале: 100% - 1 акция. Основными видами бизнеса общества являются: перевозка пассажиров во внутригосударственном сообщении в регулируемом и дерегулируемом сегментах; перевозка пассажиров и багажа в международном сообщении; перевозка багажа и грузобагажа; оказание дополнительных сервисных услуг в поездах; ремонт и обслуживание подвижного состава клиентов; прочие виды бизнеса.

В 2009 году советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 7 пригородных пассажирских компаний, дочернего общества в сфере санаторно-курортного обслуживания (ОАО "РЖД-ЗДОРОВЬЕ"), а также совместной с зарубежными партнерами компании для развития железнодорожной инфраструктуры Монголии (КОО "Развитие инфраструктуры").

В рамках структурной реформы на железнодорожном транспорте созданы 5 дочерних и зависимых обществ:

Дочерние и зависимые общества, созданные в рамках Программы структурной реформы, в 2009 году

Наименование общества

Размер уставного капитала, млрд. руб.

Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале, млрд. руб.

Дата гос. регистрации общества

1.

ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания"

0,00015

0,00007
(49,99%)

18.08.2009г.

2.

ОАО "Пермская пригородная компания"

0, 00010

0,00005
(51%)

10.09.2009г.

3.

ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания"

0,00030

0,00015
(49,3%)

11.09.2009г.

4.

ОАО "Содружество"

0,00030

0,000148
(49,3%)

09.10.2009г.

5.

ОАО "Федеральная пассажирская компания"

137,23824

137,23824
(99,99%)

03.12.2009г.

Всего за время реформирования советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о  создании 68 дочерних и зависимых обществ.

Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте предусмотрен поэтапный переход от преимущественно территориальной модели организации железнодорожного транспорта к организации по видам деятельности.

Совершенствование корпоративного управления

ОАО "РЖД" следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает корпоративное управление необходимым условием эффективности и успешности своей финансово-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности Общества и его дочерних обществ, обеспечения надлежащего проведения реформы железнодорожного транспорта.

Новая система управления ОАО "РЖД" строится на принципах регулярного менеджмента, предусматривающих строгую регламентацию как внутренних процессов подразделений, так и сложных сквозных процессов, включая технологические, и создает необходимые условия применения в компании инструментов менеджмента качества.

Возможность оптимизации издержек управления и снижения операционных рисков обеспечивается в новой системе управления за счет:

  • возможности ускоренного развития ключевых компетенций управленческого персонала в узкоспециализированной области с использованием унифицированных инструментов управления и управленческих технологий, снижение требований к среднему уровню подготовки персонала, оптимизация структуры персонала и затрат на трудовые ресурсы;
  • оптимизации расходов на управленческий персонал в связи с устранением дублирования функций, снижением квалификационных требований и стоимости трудовых ресурсов и уменьшением непроизводительных затрат времени управленческого персонала.

В 2009 году продолжена планомерная работа по совершенствованию корпоративного управления в ОАО "РЖД". Основные усилия при проведении этих работ были сосредоточены в соответствии с рекомендациями экспертных организаций на совершенствовании деятельности органов управления Общества, обеспечении защиты прав акционеров, контроле за финансово-хозяйственной деятельностью, раскрытии финансовой и нефинансовой информации, корпоративной социальной ответственности.

В целях обеспечения соответствия системы управления ОАО "РЖД" новой организационной модели железнодорожного транспорта, а также внедрения в ОАО "РЖД" наилучших практик управления ведется системная работа по реорганизации структуры и процессов управления Компании.

В рамках этой работы также решаются задачи повышения общей эффективности управления и создания условий для адресного повышения эффективности эксплуатационной деятельности за счет:

  • усиления специализации;
  • закрепления отдельных видов деятельности за конкретными хозяйственными единицами;
  • оптимизация количества уровней управления по каждому виду деятельности или функциональной области в соответствии с набором факторов;
  • формирование индивидуальной территориальной структуры управления по каждому виду деятельности или функциональной области в соответствии с набором факторов;
  • устранения дублирования функций регламентации и нормативно-методического обеспечения, унификации инструментов управления и управленческих технологий по каждому объекту управления, повышение их качества за счет тиражирования лучшей практики на всю сеть;
  • внедрение системы показателей, повышающих объективность и оперативность контроля;
  • делегирования полномочий на места;
  • построения системы мотивации руководителей и работников хозяйственных единиц на достижение общего результата компании.

Необходимость преобразований в системе управления диктуется не только задачами повышения внутренней эффективности, но и появлением новых участников рынка железнодорожных транспортных услуг, изменением взаимоотношений между ними.

В 2009 году в результате работ по реорганизации системы управления были созданы четыре вертикально-интегрированных филиала ОАО "РЖД":

  • Центр фирменного транспортного обслуживания;
  • Центральная дирекция управления движением;
  • Дирекция тяги;
  • Дирекция по ремонту тягового подвижного состава.

В состав Центра фирменного транспортного обслуживания были переведены все Дорожные центры фирменного транспортного обслуживания. На всей сети в составе дорог созданы Дорожные дирекции управления движением.

Важнейшей задачей является сохранение управляемости и обеспечение синергии в управлении компанией на региональном уровне, в условиях создания ДЗО и формирования бизнес-единиц внутри ОАО "РЖД". Особое внимание в ходе реорганизации системы управления уделяется сохранению скоординированности операционной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Для этого на пилотном полигоне, в который вошли предприятия на территории Октябрьской, Красноярской и Восточно-сибирской железных дорог, проводятся работы по формированию и апробированию на практике правил и процедур взаимодействия предприятий в технологических процессах, подготовке соответствующих нормативно-регламентных документов. Также начальникам соответствующих железных дорог предоставлены дополнительные полномочия по обеспечению технологической и корпоративной координации деятельности подразделений формирующихся хозяйственных  вертикалей.

Это уже позволило принять решение о передаче в начале 2010 года Дорожных дирекций управления движением на пилотных железных дорогах в Центральную дирекцию управления движением.

Также в 2009 году в форме структурных подразделений пилотных железных дорог созданы и начали функционирование дорожные дирекции тяги и по ремонту тягового подвижного состава. Принято решение о создании дорожных дирекций по ремонту тягового подвижного состава  на сети железных дорог в форме структурных подразделений Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО "РЖД".

На Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорогах проведена реорганизация отделений железных дорог. По результатам перехода пилотных железных дорог на безотделенческую структуру управления принято решение о переходе на безотделенческую структуру управления железных дорог на всей сети. Утвержден план работ, в соответствии с которым данные преобразования должны быть завершены до конца 2010 года.

Также ведется работа по организационному разделению в ОАО "РЖД" задач корпоративного управления и управления хозяйственной деятельностью. Это позволит более конкретно определить задачи и ответственность подразделений и руководителей, наделить их набором полномочий и ресурсов, соответствующим кругу исполняемых функциональных задач.

Всего в 2009г. преобразования затронули более 170 000 человек и более 700 структурных подразделений ОАО "РЖД".

В рамках совершенствования корпоративной системы управления в 2009 году было утверждено решением совета директоров ОАО "РЖД" Положение об информационной политике ОАО "РЖД", включающее раздел о регулировании оборота инсайдерской информации, направленный на предупреждение неправомерного использования информации подобного рода и обеспечивающий акционеру дополнительную уверенность в надлежащей защите его прав.

В рамках реализации корпоративной стратегии был также подготовлен корпоративный социальный отчет ОАО "РЖД" за 2008 год.

В целях повышения эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО "РЖД" реализуется функциональная стратегия построения единой системы внутреннего аудита и контроля в ОАО "РЖД", в рамках которой определяются механизмы взаимодействия с комитетом по аудиту, рискам и вознаграждениям совета директоров ОАО "РЖД".

Версия для печати
screenRenderTime=8