Производственные достижения и основные операционные показатели

Погрузка грузов в 2009г. снизилась на 15% к уровню 2008г. и составила 1 108,2 млн. тонн, при первоначально прогнозировавшемся сокращении на 19%, грузооборот (с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов) сократился на 6,3%  до 2 271,4 млрд. т-км, грузооборот без вагонов иных собственников и арендованных вагонов в порожнем состоянии сократился 11,8% до 1 865,3 млрд. т-км, грузооборот вагонов иных собственников и арендованных вагонов в порожнем состоянии вырос на 32,1% до 406 млрд. т-км, а пассажирооборот на 12,7% до 153,6 млрд. пасс-км.

По итогам работы в 2009 году отправлено 1,1 млрд. пассажиров (в 2008 году отправлено 1,3 млрд. пассажиров (-12,0% к показателю за 2008г.).

Объем пассажирооборота по инфраструктуре ОАО "РЖД" в 2009г. составил 153,6 млрд. пасс-км (в 2008г. - 175,9 млрд. пасс-км) (87,3% к уровню 2008 года). В дальнем следовании пассажирооборот составил 115,4 млрд. пасс-км, (89,3% к уровню 2008 года). В пригородном сообщении пассажирооборот составил 38,2 млрд. пасс-км (81,7% к уровню 2008 года).

В  2009  году   средняя грузонапряженность по железным дорогам сети составила 29,6 млн. тонн брутто/км год  (уменьшилась на 3,8 млн. тонн брутто).

В 2009 году Компания улучшила количественные показатели использования подвижного состава.

Оборот грузового вагона в 2009 году составил 7,45 суток (в 2008 году – 7,59 суток, ускорился на 1,9%).

Участковая скорость в 2009 году составила 41,6 км/ч (в 2008 году – 40,6 км/ч, рост на 2,5%).

Средний вес грузового поезда составил 3 855 тонн (в 2008г. – 3 815 тонн, рост на 1%), производительность локомотива возросла на 50 тыс. ткм брутто или 2,9% к 2008 году.

Инвестиционная программа 2009 года, в условиях дефицита средств, снижена до 265,7 млрд. руб. (за счет всех источников финансирования).

В 2009 году на железные дороги было поставлено: 355 локомотивов (в 2008г. – 455), 643 пассажирских вагона (в 2008г. - 1042), 695 вагонов моторвагонного подвижного состава (в 2008г. – 809).

В 2009  году  обеспечен  ввод: 47,7 км новых линий (в 2008г. – 8,2 км), 81,6 км вторых (в 2008г. – 114,6 км) и около 161,9 км (в 2008г. – 169,5 км) станционных путей, а также реконструировано 167,2 км контактной сети,  1 671,9 км  верхнего строения пути (в 2008г. – 2 723,6 км).

В целом расходы Компании в 2009 году на капитальный ремонт основных средств составили 94,5  млрд. рублей (в 2008г. – 143 млрд. рублей).

В 2009 г. посредством капитального ремонта оздоровлено искусственных сооружений на 3,7 млрд. руб. (в 2008г. – на 7,1 млрд. руб.), земляного полотна – на 2,3 млрд. руб. (в 2008г. - на 4,2 млрд. руб.).

В 2009 году оздоровлено посредством капитального ремонта и реконструкции более 7 тыс. км пути (в 2008г. – почти 15,4 тыс. км).

Это позволило улучшить, по сравнению с прошлым годом, балловую оценку состояния главного пути на 3 балла, которая по состоянию на 1 января 2010 года составила 32 балла (на 1 Января 2009 года – 35 баллов).

За 2009г. общие расходы, предусмотренные на оздоровление инфраструктуры и подвижного состава, позволили уменьшить аварийность на 30,6% (в 2008г. – на 12,8%) и составили 363,8 млрд. руб.

Несмотря на резкое снижение доходов от перевозок, сохранен кадровый потенциал и социальная стабильность в коллективах.

Производительность труда возросла на 1,8% к уровню 2008 года.

Получена чистая прибыль в размере 14,4 млрд. руб.

В 2009 году обеспечены высокие темпы реформирования и структурных преобразований -  в рамках структурного реформирования Компании создано 5 дочерних обществ (всего в ходе структурного реформирования Компании на 31 Декабря 2009г. создано 49 дочерних обществ)

За счет реализации комплекса антикризисных мер, в целом по году обеспечена рентабельная работа Общества.

Менеджмент ОАО "РЖД" сумел сохранить высокий уровень социальной ответственности бизнеса, не допустив ни массовых увольнений, ни существенного падения заработной платы. Основные усилия в области управления персоналом в кризисный 2009 год были направлены на сохранение кадрового потенциала Общества.

Ключевые антикризисные инициативы менеджмента Компании в 2009 году нашли поддержку и со стороны Правительства Российской Федерации. В частности, были приняты важные решения по компенсации потерь в доходах, связанных с недоиндексацией тарифов на грузовые перевозки, потерь при перевозке пассажиров в дальнем следовании и льготных пассажиров в пригородном сообщении.

Кроме этого, в уставный капитал ОАО "РЖД" внесены средства на создание объектов транспортной инфраструктуры в г. Сочи, на строительство обхода зоны техногенной аварии в районе г. Березники, а также на приобретение вагонов Тверского вагоностроительного завода.

Более подробная информация находится в разделе "Господдержка ОАО "РЖД" в 2009 году: субсидии, дополнительные взносы в уставный капитал и влияние на результаты деятельности".

Объем перевозок

ед. измерен.

20071

2008

2009

Погрузка

млн.тонн

1 344,2

1 303,7

1 108,2

Грузооборот, в т.ч.

млрд. т-км

2 312,6

2 423,8

2 271,4

без вагонов иных собственников и арендованных вагонов в порожнем состоянии

млрд. т-км

2 090,3

2 116,2

1 865,3

вагонов иных собственников и арендованных вагонов в порожнем состоянии

млрд. т-км

222,3

307,5

406,0

Пассажирооборот

млрд. пасс-км

174,1

175,9

153,6

Показатели операционной эффективности

ед. измерен.

2007

2008

2009

Участковая скорость

Км/час

40,3

40,6

41,6

Производительность локомотива

тыс. ткм брутто

1 710

1 736

1 786

Оборот грузового вагона

суток

7,7

7,59

7,45

Средний вес грузового поезда

тонн

3 778

3 815

3 855

Производительность вагона

т-км нетто

11 071

11 583

12 533

Темп роста производительности труда

%

108,9

108,0

101,8

Финансовые результаты

ед. измерен.

2007

2008

2009

Доходы всего

млрд.руб.

975,6

1 101,7

1 050,2

Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд.руб.

890,4

1 014,5

956,8

 От пассажирских перевозок

млрд.руб.

129,5

150,4

151,0

в дальнем следовании

млрд.руб.

109,4

130,7

132,6

в пригородном сообщении

млрд.руб.

20,1

19,7

18,4

От грузовых перевозок

млрд.руб.

754,9

847,0

783,0

Предоставление услуг инфраструктуры

млрд.руб.

2,8

6,5

11,7

Предоставление услуг локомотивной тяги

млрд.руб.

3,2

10,6

11,0

Доходы от прочих видов деятельности

млрд.руб.

85,2

87,2

93,4

Расходы всего

млрд.руб.

899,0

1 035,3

999,9

Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд.руб.

824,6

952,1

913,8

От пассажирских перевозок

млрд.руб.

180,0

216,9

203,3

в дальнем следовании

млрд.руб.

132,2

162,4

160,1

в пригородном сообщении

млрд.руб.

47,8

54,5

43,2

От грузовых перевозок

млрд.руб.

639,4

722,7

691,1

Предоставление услуг инфраструктуры

млрд.руб.

2,3

4,7

11,1

Предоставление услуг локомотивной тяги

млрд.руб.

2,9

7,8

8,3

Расходы от прочих видов деятельности

млрд.руб.

74,4

83,1

86,1

Прибыль от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд.руб.

65,8

62,3

43,0

От пассажирских перевозок

млрд.руб.

-50,5

-66,5

-52,3

в дальнем следовании

млрд.руб.

-22,8

-31,7

-27,5

в пригородном сообщении

млрд.руб.

-27,7

-34,8

-24,8

От грузовых перевозок

млрд.руб.

115,5

124,3

91,9

Предоставление услуг инфраструктуры

млрд.руб.

0,5

1,8

0,6

Предоставление услуг локомотивной тяги

млрд.руб.

0,3

2,7

2,7

Прибыль от прочих видов деятельности

млрд.руб.

10,8

4,1

7,2

Результат от прочих доходов и расходов

млрд.руб.

52,4

-11,6

10,1

EBITDA**

млрд.руб.

291,7

243,2

269,1

Прибыль (убыток) до налогообложения

млрд.руб.

129,0

54,8

60,3

Чистая прибыль

млрд.руб.

84,5

13,4

14,4

Рентабельность

%

8,7

1,2

1,4

Собственные средства, активы и обязательства

ед. измерен.

2007

2008

2009

Валюта баланса

млрд.руб.

2 871,4

3 505,2

3 675,3

Внеоборотные активы

млрд.руб.

2 712,2

3 242,0

3 470,3

Оборотные активы

млрд.руб.

159,2

263,2

205,0

Капитал и резервы

млрд.руб.

2 585,8

2 946,3

2 971,9

Долгосрочные обязательства

млрд.руб.

79,5

185,7

355,1

Краткосрочные обязательства

млрд.руб.

206,1

379,2

348,4

Стоимость чистых активов

млрд.руб.

2 581,5

3 787,0

3 849,0

Инвестиции

ед. измерен.

2007

2008

2009

Расходы по инвестиционной деятельности

млрд.руб.

255,5

381,7

265,7

1 Комментарий к показателям за 2007 год: в соответствии с приказом Минтранса № 124 от 17.08.2007г. "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД" для сопоставимости показатели за 2007 год были приведены в соответствии с новой номенклатурой доходов и расходов Компании.

Версия для печати
screenRenderTime=1