Стратегии развития железнодорожного транспорта

Основные направления развития железнодорожного транспорта, включая ОАО "РЖД" как системообразующую компанию, базирующиеся на идеологии инновационного "прорыва", определены в утвержденной в июне 2008 года Правительством Российской Федерации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

Перспективная топология развития сети железных дорог в Российской Федерации до
2030 года

Осуществление Стратегии должно обеспечить развитие качественно нового, "интеллектуального" транспорта, реализовать транзитный потенциал и создать необходимые условия для инновационного развития ключевых отраслей экономики страны.

Стратегия предусматривает строительство новых железнодорожных линий, повышающих конкурентоспособность и укрепляющих транспортную целостность страны, выравнивающих уровень транспортной обеспеченности населения отдаленных регионов страны, создающих условия для появления новых точек экономического роста. Особенно масштабное строительство новых железных дорог планируется в Сибири и на Дальнем Востоке.

В соответствии с целевым вариантом Стратегии до 2030 года предусмотрено строительство 20,7 тыс. км новых железнодорожных линий, обновление более 23 тыс. локомотивов, около 1 млн. грузовых вагонов, более 23 тыс. пассажирских вагонов и 24,5 тыс. ед. моторвагонного подвижного состава.

Таким образом, результатами реализации Стратегии будут коренная модернизация инфраструктуры, качественное обновление подвижного состава с полной заменой парков с истекшим сроком службы, масштабное расширение сети железных дорог, повышение эффективности и безопасности работы отрасли. Будут созданы инфраструктурные условия для обеспечения территориальной целостности, обороноспособности страны, ускорения роста российской экономики и свободного передвижения граждан. При этом плотность железнодорожной сети будет увеличена на 24% при полной ликвидации ограничений по пропускной способности. А четыре субъекта Российской Федерации (Республики Алтай и Тыва, Магаданская область, Ненецкий автономный округ) впервые получат доступ к железнодорожному транспорту.

Реализация Стратегии также позволит российскому государству, экономике и обществу получить следующие результаты:

  • железные дороги станут одним из важнейших факторов ускорения экономического роста в России и окажут мультипликативный эффект на рост ВВП;
  • производственно-технологическая и экономическая эффективность  железнодорожного транспорта обеспечит снижение транспортных издержек хозяйствующих субъектов, а значит, высвободит средства для развития других сфер отечественной экономики;
  • модернизированная и расширенная сеть железных дорог откроет новые возможности для образования территориальных производственно-научных кластеров и сгладит диспропорции межрегионального развития;
  • российская железнодорожная сеть станет центральным элементом евразийской транспортной системы, обеспечивающим широкие торговые связи между  мировыми экономическими центрами;
  • эффективная и устойчивая работа железнодорожного транспорта повысит общую конкурентоспособность российской экономики и привлекательность страны для развития бизнеса и притока инвестиций;
  • железнодорожный транспорт станет одним из лидеров в области  внедрения инновационной техники и технологий, обеспечит развитие транспортного машиностроения и других взаимосвязанных отраслей экономики;
  • железные дороги станут привлекательной  сферой вложения частных инвестиций, в том числе в строительство  железнодорожных линий, развитие перевозочной, экспедиторско-логистической деятельности, оперирование подвижным составом и развитие сервисного обслуживания.

В качестве "прорывных" направлений технического развития, предусмотренных в Стратегии, можно выделить:

  • коренную модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры, позволяющие увеличить пропускную способность железнодорожных линий, улучшить транспортные связи Российской Федерации и обеспечить повышение конкурентоспособности и национальной безопасности страны.
  • рост контейнеризации перевозок и внедрение технологии мультимодальных логистических систем.
  • подготовку подвижного состава и инфраструктуры для организации тяжеловесного движения (протяженностью 13,8 тыс. км) на основных направлениях сети и формирование новых требований к подвижному составу в части снижения ремонтоемкости и повышения его производительности.
  • строительство высокоскоростных магистралей (1,5 тыс. км) и создание опорной сети скоростного движения (протяженностью 10,9 тыс. км) российских железных дорог.

Полигон скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на перспективу
до 2030 года

Развитие высокоскоростного и скоростного пассажирского движения является приоритетной задачей реализации Стратегии и одним из основных направлений "прорывного" развития железных дорог России. Это обусловлено необходимостью вывода пассажирских перевозок на принципиально новый качественный уровень, обеспечивающий рост мобильности населения и привлечение дополнительных пассажиропотоков. Развитие высокоскоростного движения позволит изменить всю национальную транспортную систему, предложив населению свободу перемещения с минимальными временными затратами. На расстояниях до 700-1000 км время движения на высокоскоростном поезде будет сопоставимо с полетом на самолете, учитывая время поездки в аэропорт и от аэропорта до места назначения, прохождение регистрации и прочие формальности.

Высокоскоростные магистрали (ВСМ) свяжут Москву с Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Смоленском и Красным. Выбор вариантов строительства новых ВСМ "Москва – Нижний Новгород" и "Москва – Смоленск – Краснóе (Западная граница)" будет производиться, исходя из фактической динамики социально-экономического развития страны.

Стратегическое развитие  железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает  два этапа.

В течение первого этапа – этапа модернизации железнодорожного транспорта (2008 – 2015 годы) будут обеспечены необходимые пропускные способности  на основных направлениях перевозок и осуществлена коренная модернизация существующей инфраструктуры, к 2015 году обновлен подвижной состав с исключением  парка с истекшим сроком службы.

Будут разработаны новые отраслевые технические требования, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий.

Этап динамичного расширения сети железных дорог (2016 - 2030 годы) предполагает интенсивное строительство инфраструктуры для развития новых "точек" экономического роста в стране. Оно будет осуществляться с одновременным выходом отечественного железнодорожного транспорта на мировой уровень технико-технологического развития.

Важнейшими приоритетами Стратегии являются развитие железнодорожных линий, пропускные способности которых исчерпаны, и коренная модернизация инфраструктуры в соответствии с лучшими мировыми достижениями. С этой целью намечены такие мероприятия как:

  • строительство дополнительных (вторых, третьих и четвертых) главных  путей на наиболее загруженных направлениях;
  • строительство обходов ряда крупных  населенных пунктов;
  • электрификация ряда наиболее грузонапряженных участков;
  • развитие станций и узлов;
  • реконструкция и строительство новых искусственных сооружений;
  • замена и модернизация технических средств инфраструктуры (в области электроснабжения, автоблокировки и т.д.).

Стратегия холдинга станет основой для выстраивания долгосрочного диалога с государством, российскими и зарубежными партнерами.

В 2009 году продолжена работа по формированию и реализации стратегических программ и планов развития холдинга "РЖД".

В соответствии с решениями итогового правления ОАО "РЖД" от 23-24 декабря 2009 года на 2010 год определены следующие важнейшие задачи:

1.  Завершив III этап Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, перейти к реализации модели развития холдинга "РЖД" и рынка транспортных услуг до 2015 года.

2. Перейти к широкомасштабному инновационному развитию, обеспечивая повсеместное внедрение инноваций и системные прорывы в области эффективности.

3. Обеспечить существенное укрепление рыночных позиций Холдинга на основе повышения качества услуг и создания новых транспортных продуктов.

4. Последовательно обеспечивая развитие кадрового потенциала Холдинга, необходимо, через повышение квалификации, материальную и моральную мотивацию, добиться устойчивого роста производительности и качества работы.

5. На основе повышения внутренней эффективности, выстраивания диалога с государством и улучшения взаимодействия с бизнес-партнерами необходимо сформировать источники развития холдинга "РЖД", позволяющие обеспечить посткризисные, перспективные потребности экономики и населения в перевозках.

Версия для печати
screenRenderTime=2