Инновационные проекты развития инфраструктуры

Российские железные дороги не только составляют центральный элемент интегрированной железнодорожной сети с колеей 1520 мм на пространстве Евразии, но являются одним из мировых лидеров по эксплуатационной длине и протяженности электрифицированных линий.

В условиях усиливающейся конкуренции на транспортном рынке и требований клиентов к повышению качества и снижению стоимости перевозок качественный рост эффективности работы железнодорожного транспорта может быть достигнут исключительно на основе реализации прорывных, научно обоснованных инновационных решений.

Внедрение инновационных решений в железнодорожный транспорт вносит существенный вклад в развитие и техническое перевооружение широкого спектра отраслей экономики: машиностроение, электротехническую, металлургическую промышленность, а также строительный комплекс.

Модернизация, создание и внедрение новых эффективных систем контроля и управления движением поездов является неотъемлемой частью стратегии инновационного развития ОАО "РЖД".

Для обеспечения системного подхода к использованию спутниковых технологий в ОАО "РЖД" в декабре 2008 года была принята Концепция и Программа внедрения спутниковых технологий в основную деятельность ОАО "РЖД" на период до 2015 года. Данные работы составили значительную часть стратегического направления научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года ("Белая книга" ОАО "РЖД"), одобренного Правительством РФ.

Стратегия ОАО "РЖД" в области внедрения спутниковых технологий предусматривает обязательное участие Компании по выполнению задачи расширения внедрения отечественной системы ГЛОНАСС, созданию единого цифрового координатного пространства объектов железнодорожной инфраструктуры, как части общегосударственной задачи, а также решение приоритетных технологических вопросов в хозяйствах отрасли, обеспечивающих повышение эффективности их функционирования с учетом лучших отечественных и мировых достижений.

Сегодня на первый план вышли те спутниковые технологии и построенные с их использованием комплексные системные решения, которые способны обеспечить возможность инновационного прорыва в развитии ОАО "РЖД".

Компания на базе спутниковой системы ГЛОНАСС и систем цифровой связи активно реализует комплекс передовых технологий, которые дают дополнительный мультипликативный эффект.

Внедрена технология спутникового мониторинга работы тяжелой техники в "окнах" по ремонту пути, позволяющая осуществлять в режиме реального времени управление этим видом работ, а также вести контроль соблюдения технологических операций ремонта и эксплуатации инфраструктуры. Разработана спутниковая технология управления работой восстановительных поездов в местах возникновения чрезвычайных ситуаций.

Одним из основных способов повышения маршрутных скоростей поездов является увеличение гарантийных участков проследования грузовых вагонов. Решение этой задачи достигается, во-первых, за счет внедрения на железнодорожном подвижном составе узлов и деталей повышенной надежности и ресурса, во-вторых, путем совершенствования комплексов диагностики подвижного состава на ходу поезда.

Новым этапом в развитии систем диагностики подвижного состава на ходу поезда должна стать система акустического контроля буксовых узлов, разработанная совместно с ОАО "ГРЦ им. Макеева".

Вся сеть российских железных дорог оснащена аппаратурой теплового контроля буксовых узлов подвижного состава. Автоматизированы функции слежения за динамикой нагрева букс на всем маршруте следования вагона, что особенно важно в условиях увеличения гарантийных участков.

Для обеспечения контроля геометрических параметров колесных пар вагонов на подходах к станции внедряется автоматизированная система с использованием лазерного сканирования. Ведутся работы по разработке подсистем для выявления дефектов на поверхности катания, сдвига буксового узла.    

К числу наиболее эффективных направлений стратегии технологического развития Компании относится применение многофункциональных систем обеспечения безопасности движения поездов, построенных на микропроцессорной элементной базе, при комплексном применении стационарных и мобильных средств, с использованием систем передачи данных по радиоканалу и спутниковых навигационных средств.

В этом направлении совместно с отраслевой наукой реализуются передовые технологии в части дальнейшего функционального развития систем управления и обеспечения безопасности движения:

Станционные системы управления и обеспечения безопасности движения предусматривают создание и развитие станционных микропроцессорных систем управления, интегрированных с системами интервального регулирования и бортовыми системами управления и обеспечения безопасности.

Системы интервального регулирования предусматривают создание и развитие микропроцессорных систем управления, обеспечивающих возможность увеличения пропускных способностей, гибкого сокращения интервала попутного следования поездов, интеграции в системы централизованного автоматизированного управления и обеспечения безопасности движения поездов верхнего уровня.

В настоящее время ведется усовершенствование данной системы, связанное с расширением ее функциональных возможностей и отказоустойчивости в части применения радиоканала, как резервной среды передачи управляющих команд на локомотив, создания функции логической реконфигурации ложно занятых рельсовых цепей в системе.

Технология автоматизированного управления поездной работой на участках скоростного и высокоскоростного движения поездов "Автодиспетчер"

  • Решает задачи автоматического ведения поезда по графику;
  • Выбор графиков торможения;
  • Определение местоположения локомотивов по маршруту следования;
  • Задание точных координат остановки;
  • Автоматический контроль движения и технического состояния локомотивов;
  • Исключение необоснованных экстренных торможений;
  • Выполнение временных ограничений скорости движения и др.

Технология в настоящее время реализовывается на участке Санкт-Петербург - Москва Октябрьской железной дороги.

Получены положительные результаты по возможности обеспечения гарантированного графика движения скоростных поездов и обеспечения при этом энергооптимальных режимов.

Особенность данной технологии состоит в регулировании не одиночных, а потоков поездов при условии диспетчерского управления из единого центра всеми технологическими процессами и взаимодействие с подвижными единицами посредством цифровой радиосвязи TETRA с применением системы спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.

Внедрение этих систем является необходимым элементом совершенствования технологии перевозочного процесса. Эффективное использование перечисленных технических и технологических решений обеспечивается наличием развитой информационной среды, увязывающей автоматизированные системы управления участников перевозочного процесса, современные средства связи и спутниковые технологии.


Адрес страницы в сети Интернет:  http://annrep.rzd.ruhttp://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4475&layer_id=5184&refererLayerId=5183&print=1

screenRenderTime=1