Автоматика и телемеханика

Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживают 204 дистанции сигнализации, централизации и блокировки с общей численностью работников 37,3 тыс. человек. В 2010 году на железных дорогах изменена структура управления хозяйством в связи с переходом на безотделенческую структуру. На Октябрьской, Западно-Сибирской и Северо-Кавказской железных дорогах функционируют центры технической диагностики и мониторинга устройств ЖАТ.

Средняя протяженность дистанций СЦБ по состоянию на 31 декабря 2010 года составляет 417, 6 км при средней численности дистанции СЦБ 184 человека.

В 2010 году в соответствии с Программой снижения производственных издержек за счет реализации технико-технологических мероприятий (далее – Программа) в хозяйстве автоматики и телемеханики (далее – хозяйство) было запланировано снизить производственные издержки на 278,2 млн руб. В 2010 году Программа реализована на 106%. Фактическая экономия эксплуатационных расходов по хозяйству составила 294,9 млн руб.

Протяженность линий, оборудованных автоблокировкой и диспетчерской централизацией составляет 62 196 км или 73,1% от эксплуатационной длины железных дорог.

По состоянию на 31.12.2010 при общей эксплуатационной длине двух- и многопутных перегонов 36 471 км оснащенность 2-сторонней постоянно действующей АБ составляет 29 994 км (82%), в том числе в основных направлениях 24 939 км (94%), в прочих - 5 055 км.

Анализ состояния материально-технической базы хозяйства автоматики и телемеханики показывает, что на сети железных дорог с превышением нормативного срока эксплуатируется более 97 тыс. стрелок ЭЦ (76,0%), 34,2 тыс. км АБ (55%). Требуют замены более 50% линейных пунктов систем ДЦ и ДК. Значительный износ технических средств сложился в горочном хозяйстве. С превышением нормативного срока службы эксплуатируются 1 311 вагонных замедлителей (31,4%), 259 компрессорных установок (49,1%).

В условиях увеличивающегося объема перевозок необходимо завершить оборудование 2-путных перегонов основных направлений сети постоянно действующими устройствами для организации движения поездов по неправильному пути по сигналам локомотивного светофора в объеме более 1,7 тыс.км.

Повышение надежности работы объектов инфраструктуры

Безаварийная и безотказная работа устройств железнодорожной автоматики является основой для обеспечения заданного уровня пропускной и провозной способности железных дорог и является основной задачей служб автоматики и телемеханики. Оценка качества работы напрямую зависит от количества допущенных отказов устройств железнодорожной автоматики и телемеханики и определяется динамикой их изменения.

С августа 2001 года в хозяйстве автоматики и телемеханики крушений и аварий не допущено.

Основными приоритетными направлениями развития инфраструктуры являются:

  • организация скоростного пассажирского движения на направлениях Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород, Санкт-Петербург – Бусловская, Москва – Ярославль, Москва – Смоленск – Красное, Москва - Суземка;
  • переход с релейной на микропроцессорную элементную базу с приоритетом внедрения отечественных микропроцессорных систем;
  • повышение функциональных возможностей систем ЖАТ, обеспечивающих снижение эксплуатационных расходов;
  • развитие пропускных способностей на Восточном полигоне;
  • организация интермодальных перевозок на Московской, Горьковской, Дальневосточной железных дорогах;
  • дооборудование двух- и многопутных перегонов участков железных дорог постоянно действующими устройствами двухсторонней автоблокировки (увеличение пропускной способности), в первую очередь на главных грузовых и пассажирских направлениях участков железных дорог;
  • выполнение мероприятий по охране труда;
  • выполнение мероприятий по замене технических устройств сортировочных горок, выработавших срок службы (компрессоры, воздухосборники).

Согласно установленным межремонтным срокам для основных устройств и оборудования в хозяйстве автоматики и телемеханики ежегодно необходимо производить капитальный ремонт 7 750 км автоблокировки, 16 560 стрелок электрической централизации, 858 вагонных замедлителей, 30 500 км кабельных линий СЦБ.

Выполнение объемов работ по капитальному ремонту устройств СЦБ позволило поддерживать устройства в рабочем состоянии и снизить количество нарушений нормальной работы на 9%.

В 2010 году снижены расходы на эксплуатацию неиспользуемых или малоиспользуемых объектов основных средств на сумму 80 млн рублей, в том числе за счет перевода на консервацию 332 объектов основных средств (ССПС,  автотранспорт, станочное оборудование, закрытые участки станций и перегонов и др.).

Реализация инвестиционных и ремонтных программ, выполнение организационно-технических мероприятий в 2010 году позволило в хозяйстве автоматики и телемеханики снизить количество событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, по сравнению с 2009 годом на 7%, а общее количество отказов устройств ЖАТ - на 1%. Удельные расходы на обслуживание 1 приведенной технической единицы за 2010 год составили 928,8 тыс. рублей.

В целях снижения эксплуатационных затрат в хозяйстве  предусматривается переход с релейной на микропроцессорную элементную базу при обновлении технических средств ЖАТ, внедрение средств диагностики с элементами резервирования и малообслуживаемых напольных устройств, светодиодных оптических систем для светофоров и ряд других новейших технических решений. Это обеспечивает значительное снижение энергопотребления, минимизацию производственных площадей для размещения оборудования и сокращение трудозатрат на их последующее техническое обслуживание. Внедрение систем двухсторонней автоблокировки с организацией движения по неправильному пути по локомотивным светофорам на двухпутных и многопутных перегонах с усилением канализации обратного тягового тока позволяет пропускать поезда повышенного веса и длины, и в первую очередь, на железных дорогах Восточного региона.

Внедрение и развитие на сети железных дорог микропроцессорных систем электрической централизации, автоблокировки, дорожных диспетчерских центров технической диагностики и мониторинга позволит в дальнейшем осуществлять обслуживание устройств СЦБ по их техническому состоянию, оперативно обнаруживать отклонения параметров работы систем ЖАТ  и устранять недостатки до возникновения отказов, тем самым снижая возможный риск задержки всех видов поездов и повышая безопасность движения поездов.

Основными стратегическими направлениями модернизации технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики являются:

  • комплексное внедрение микропроцессорных устройств для организации управления и обеспечения безопасности движения на железнодорожных линиях сети железных дорог России, взамен существующих релейных устройств СЦБ, которые не в состоянии обеспечить уровень современных требований комплексной автоматизации перевозочного процесса;
  • создание и внедрение интегрированной многофункциональной системы управления движением поездов, маневровой работой, работой сортировочных станций на основе спутниковой навигации и передачи команд управления по радиоканалу адаптированной для различных категорий железнодорожных линий.

Главными направлениями развития средств СЦБ, расширяющими их функциональные возможности, являются:

  • использование средств цифровой радиосвязи и спутниковой навигации;
  • внедрение многофункциональных систем управления движением поездов созданных на базе микропроцессорных и релейно-процессорных устройств ЭЦ (ЭЦ-ЕМ, Эбилок-950, ЭЦ-МПК), автоблокировки (АБТЦ-М, АБ-УЕ) и диспетчерской централизации;
  • создание сетевой многоуровневой системы диагностики и мониторинга устройств ЖАТ, включая мобильные диагностические комплексы;
  • создание малообслуживаемого напольного оборудования СЦБ, средств механизации сортировочных горок нового поколения с элементами резервирования, диагностики, защищенного от несанкционированного доступа с применением композитных материалов и нанотехнологий.

Версия для печати
screenRenderTime=1