Состояние основных фондов устройств электроснабжения

Электроснабжение железных дорог

Потребление электроэнергии железными дорогами России в 2010 году составило 44 321,0 млн кВт·ч (рост 3,7% к 2009 году), в том числе:

  • на тягу поездов - 38 588,5 млн кВт·ч (увеличение на 5,2%);
  • железнодорожные узлы - 5 732,4 млн кВт·ч (снижение на 5,9%).

На электрифицированном полигоне перевезено 85,1% всех грузов и пассажиров, при этом доля электрифицированных участков составляет 50,6% от общей протяженности железных дорог России. Эксплуатационная длина электрифицированных участков железных дорог России составляет 43,165 тыс. км, в том числе переменного тока 25 кВ, 50 Гц - 24,67 тыс. км.

Отпуск электроэнергии сторонним (не железнодорожным) потребителям возрос на 10,5% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 36 904,3 млн кВт·ч. Удельный вес отпуска электроэнергии для сторонних потребителей от общей переработки в 2010 году составил 45,4%.

Среднегодовое удельное электропотребление на 1 км  эксплуатационной длины электрифицированных линий (электротяга) в однопутном исчислении увеличилось относительно 2009 года на 5,3% и составило 504,1 тыс. кВт·ч.

При росте доли перевозок на электротяге с 84,0% в 2006 году до 85,1% в 2010 году в целом по хозяйству электрификации и электроснабжения наблюдается динамика снижения количества событий, связанных с нарушениями безопасности движения поездов. За период 2006-2010 годов снижение  событий (случаев брака) составило 32%, что явилось следствием реализации комплекса мер по повышению безопасности движения, связанного с принятием организационных мер, внедрением новых технических средств и технологий, выполнения отраслевых инвестиционных программ по обновлению технических средств хозяйства и усилению инфраструктуры.

Стоимость основных средств хозяйства электроснабжения по состоянию на 31.12.10 составляет 496,9 млрд рублей.

Основные фонды хозяйства составляют 14,9% от стоимости основных фондов ОАО "РЖД". В составе  основных фондов хозяйства процент износа составляет:

  • по зданиям - 18,1%;
  • по сооружениям - 35,2%;
  • передаточным устройствам  - 31,3%;
  • машинам и оборудованию - 40,2%;
  • по транспортным средствам -51,3%;
  • инвентарю производственному и хозяйственному  - 76,1%.

На 01.01.10 по хозяйству электроснабжения протяженность контактной сети со сверхнормативным сроком эксплуатации составляла 53,6 тыс. км развернутой длины (45% протяженности всех электрифицированных линий), в том числе 42,9 тыс. км (80%) приходятся на основные транспортные направления. В 2010 году было реконструировано по всем проектам 450,4 км, при этом за год просроченный полигон вырос на 1715,6 км, в результате на начало 2011 года просроченный полигон составляет 54 929 км.

Аналогичное положение складывается с тяговыми подстанциями. Из 1 408 тяговых подстанций на сегодняшний день требуют реконструкции как по сроку службы, так и по фактическому состоянию 763 шт.(54%). Более 3600  понижающих и тяговых трансформаторов или 81% проработало более двух нормативных сроков без капитального ремонта.

Анализ состояния и организации обеспечения безопасности движения поездов показывает, что одной из основных причин отказов в работе устройств электроснабжения является их износ. Кроме этого, по статистике 79,6% событий, связанных с нарушением безопасности движения поездов, происходит из-за отказов в работе контактной сети, не имеющей резерва.

Повреждаемость контактной сети на участках со сроком службы более 40 лет в 9 раз выше, чем на участках со сроком службы до 10 лет, особенно на железных дорогах, электрифицированных на постоянном токе.

С учетом ограниченности выделенных инвестиций средства в первую очередь направляются на реконструкцию устройств, выработавших ресурс и представляющих угрозу безопасности перевозочного процесса, в том числе на основные грузовые и приоритетные направления скоростного движения. Однако, план капитальных вложений 2011-2013 годов по хозяйству не позволяет в полной мере достичь решения целевой задачи - стабилизации процесса старения устройств.

В целях повышения эффективности перевозочного процесса хозяйством электрификации и электроснабжения проводятся следующие работы:

  • внедрение технических решений по контактной подвеске и другим элементам системы тягового электроснабжения как переменного, так и постоянного тока для следующих условий:
    • для пассажирского движения – для скоростей движения до 300 км/ч;
    • для грузового движения – для весовых норм 6 000 и более тонн.
  • повышение производительности труда на основе применения новых технических средств и технологий;
  • повышение надежности функционирования объектов инфраструктуры;
  • оптимизация использования всех видов ресурсов, и в первую очередь электроэнергии.

Для обновления устройств электроснабжения реализуется отраслевой инвестиционный проект "Обновление оборудования и устройств хозяйства электроснабжения". Освоение за 2010 год по данному проекту составило 8,7 млрд руб.

Всего за счет выделенных капитальных вложений реконструировано 404,8 км развернутой длины контактной сети, смонтировано 16,0 км усиливающего провода по Забайкальской железной дороге, 92,6 км линий электроснабжения автоблокировки, полностью или частично модернизировано оборудование 25 тяговых подстанций, 17 кругов телемеханики МСТ и АМТ, ЕДЦУ.

Версия для печати
screenRenderTime=1