Совершенствование системы управления финансами

Дифференциация основных бизнесов в рамках реализации 3-го этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте, а также стратегические финансовые и инвестиционные потребности ОАО "РЖД" потребовали от Компании применения инновационных подходов в сфере финансового управления.

Так, с учетом трансформации финансовой архитектуры Компании существенно изменился и фокус контроля со стороны Правительства РФ – вместо показателей только ОАО "РЖД" теперь это стали показатели деятельности холдинга в целом.

Поэтому 2010 году Компания продолжила совершенствование финансовых инструментов эффективного функционирования Холдинга "РЖД" как на транспортном рынке страны, так и для выхода на финансовые и инвестиционные направления экономики.

Совершенствование внутрихолдингового планирования

В целях создания эффективного инструмента долгосрочного прогнозирования и анализа основных финансовых результатов работы, финансового состояния Холдинга "РЖД" с увязкой основных финансовых показателей (активов, обязательств, финансовых результатов, денежных потоков) в 2010 году Компанией был подготовлен консолидированный финансовый план и инвестиционная программа Холдинга "РЖД" на 2011-2013 годы.

В качестве периметра консолидации определен формат: ОАО "РЖД" - материнская компания и основные дочерние общества в составе 31 компании:

№ п/п Наименование ДЗО Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале, %
ДО в сфере грузовых перевозок и основные ДО
1 ОАО Первая грузовая компания 100% - 1 акция
2 ОАО Вторая грузовая компания 100% - 1 акция
3 ОАО ТрансКонтейнер более 50
4 ОАО Федеральная пассажирская компания 100% - 1 акция
5 ОАО РЖДстрой 100% - 1 акция
6 ЗАО Компания ТрансТелеКом 100% - 1 акция
7 ОАО Желдорреммаш 100% - 1 акция
8 ОАО Зарубежстройтехнология 100% - 1 акция
9 ОАО Железнодорожная торговая компания 100% - 1 акция
10 ОАО БетЭлТранс 100% - 1 акция
11 ОАО Первая нерудная компания 100% - 1 акция
12 ОАО ЭЛТЕЗА 100% - 1 акция
13 ОАО Вагонреммаш 100% - 1 акция
ДО в сфере пригородных пассажирских перевозок
14 ОАО Алтай-пригород 51,00
15 ОАО Волгоградтранспригород 51,00
16 ОАО Дон-пригород 74,00
17 ОАО Краспригород 51,00
18 ОАО Кузбасс-Пригород 51,00
19 ОАО Омск-пригород 51,02
20 ОАО Пермская пригородная компания 51,00
21 ОАО Северо-западная ППК 74,00
22 ОАО Экспресс-пригород 51,00
23 ОАО Экспресс Приморья 51,00
ДО группы Ремпутьмаш
24 ОАО Абдулинский ПРМЗ "Ремпутьмаш" 100% - 1 акция
25 ОАО Верещагинский ПРМЗ "Ремпутьмаш" 100% - 1 акция
26 ОАО Калужский завод "Ремпутьмаш" 100% - 1 акция
27 ОАО Оренбургский ПРМЗ "Ремпутьмаш" 100% - 1 акция
28 ОАО Пермский МРЗ "Ремпутьмаш" 100% - 1 акция
29 ОАО Свердловский ПРМЗ "Ремпутьмаш" 100% - 1 акция
30 ОАО ЭЗ "Металлист-Ремпутьмаш" 100% - 1 акция
31 ОАО Ярославский ВРЗ "Ремпутьмаш" 100% - 1 акция

Такой подход позволяет не только формировать финансовый результат и денежный поток по отдельным видам бизнеса и по Холдингу "РЖД" в целом, но и управлять факторами, влияющими на данные показатели, такими, как валовые затраты, производство для внутреннего потребления, изменение запасов, дебиторской и кредиторской задолженности.

Следует отметить, что применяемая ОАО "РЖД" методика консолидации финансовых планов и инвестиционных программ компаний Холдинга "РЖД"  была одобрена Минэкономразвития РФ (письмо от 08.07.10 № 11602-СВ/ДО7).

Показатель чистой прибыли консолидируемых ДЗО за 2010 г, млрд рублей
Итого по ДЗО 18,14
ОАО "Первая грузовая компания" 11,9
ОАО "ТрансКредитБанк" 4,5
ОАО "Вторая грузовая компания" 1,8
ОАО "Трансконтейнер" 0,4
ОАО "Федеральная пассажирская компания" 0,3
ОАО "Росжелдорстрой" 0,3
ОАО "Желдорреммаш" 0,04
ЗАО "Компания ТрансТелеКом" -0,8

Кроме этого, в 2010 году Компанией утвержден регламент формирования и контроля исполнения консолидированных бюджетов холдинга "РЖД", а также единый для всех компаний Холдинга "РЖД" альбом бюджетных форм.

Наличие единых форматов и подходов к формированию бюджетов и отчетов об исполнении позволят формировать консолидированные бюджеты Холдинга "РЖД", необходимость которых обусловлена следующими факторами:

  • по многим видам бизнеса компании, входящие в Холдинг "РЖД", являются звеньями единой производственной цепочки, соответственно, эффективность производственного процесса зависит от эффективности каждой из компаний. Это приводит к необходимости учитывать последствия принятия управленческих решений для холдинга "РЖД" в целом;
  • необходимость обеспечения сопоставимости данных в условиях реформирования: в связи с тем, что большая часть дочерних обществ создается путем выделения из состава головной компании, обеспечить преемственность показателей возможно только формируя консолидированные бюджеты по каждому из видов бизнеса, например, по пассажирским перевозкам в дальнем следовании;
  • необходимость контроля и управления внутригрупповыми оборотами. На 2011 год запланирован ввод в эксплуатацию Автоматизированной системы бюджетного управления холдинга "РЖД".

Версия для печати
screenRenderTime=2