Управление финансовыми рисками

Значительное внимание Компания уделяет реализации мероприятий по управлению финансовыми рисками. В Компании сформирована и год от года совершенствуется структура и механизмы управления финансовыми рисками. Основополагающими документами системы управления финансовыми рисками являются:

  • Концепция управления финансовыми рисками ОАО "РЖД", которая, в числе прочего, предусматривает классификацию и анализ рисков, описывает ключевые риски: кредитные, операционные, имущественные, рыночные (валютные, процентные) и риски потери ликвидности;
  • утвержденная в 2010 году политика управления финансовыми рисками Компании.

В рамках совершенствования системы управления финансовыми рисками в 2010 году:

  • образована Комиссия по управлению финансовыми рисками – коллегиальный орган из представителей ряда департаментов Компании под руководством старшего вице-президента по экономике и финансам. Комиссия выступает центром принятия решений в отношении управления финансовыми рисками. В 2010 году проведено 3 заседания комиссии, в ходе которых рассмотрено 12 вопросов, в том числе вопрос хеджирования дебютного еврооблигационного займа, совершенствование системы управления финансовыми риска, рассмотрение проекта политики управления финансовыми рисками и прочие;
  • утверждена политика управления финансовыми рисками Компании. Политика является основополагающим документом в отношении управления финансовыми рисками и определяет:
    • финансовые риски Компании;
    • принципы управления ими;
    • процесс управления:
      • выявление;
      • анализ и оценка;
      • сопоставление с риск-аппетитом;
      • принятие решения (выбор стратегии управления);
      • собственно управление, в том числе с применением инструментов хеджирования при необходимости;
      • мониторинг результатов;
      • оценка эффективности мероприятий по управлению финансовыми рисками (самодиагностика).
    • инструменты управления, в том числе хеджирование;
    • понятие риск-аппетита для принятия решений о целесообразности управления риском.

Для целей оперативного управления финансовыми рисками разработаны и внедрены необходимые механизмы и нормативная база. Компания концентрирует внимание на управлении следующими основным финансовыми рисками:

  • имущественными рисками (в части финансовых последствий при реализации имущественных рисков). Имущественные риски переданы на удержание крупных российских страховых компаний и перестрахованы в крупнейших мировых страховых компаниях. Нормативную базу ОАО "РЖД" в части страхования составляют: положение о страховой защите ОАО "РЖД", регламенты, методические рекомендации. С целью формирования единой политики и принципов страховой защиты группы ОАО "РЖД" в 2010 году разработана и утверждена корпоративная концепция страховой защиты ДЗО ОАО "РЖД". Концепция предусматривает единообразный подход к построению страховой защиты компаний группы ОАО "РЖД";
  • кредитными рисками. Для целей управления кредитными рисками в Компании утверждена методика расчета кредитных лимитов, нормативные документы, регулирующие работу с банковскими гарантиями и поручительствами. На базе отмеченной методики Компания осуществляет оценку финансовых институтов и расчет соответствующих кредитных лимитов, ограничивающих операции с банками по размещению депозитов и приему банковских гарантий в зависимости от оценки состояния соответствующего финансового института.
  • При взаимодействии с компаниями реального сектора для обеспечения защиты ОАО "РЖД" от рисков неисполнения (ненадлежащего или несвоевременного исполнения) контрагентом своих обязательств применяются банковские гарантии серьезности намерений, надлежащего исполнения своих обязательств (в том числе на гарантийный период для договоров поставки), возврата авансов, поручительства материнских компаний. Выбор финансовых институтов-эмитентов банковских гарантий и поручителей осуществляется с учетом кредитной истории, действующих кредитных лимитов.

    В части РКО Компания, с учетом требований антимонопольного законодательства, стремится отбирать крупнейшие и наиболее надежные российские банки;

  • ликвидностью. Оперативное управление ликвидностью Компании осуществляется на основе платежного баланса, платежного календаря и платежной позиции, формируемых на основе информации от подразделений о планируемых поступлениях и расходах на календарный месяц в разбивке по дням. При необходимости Компания оперативно привлекает денежные средства на наилучших условиях. Оперативное управление ликвидностью осуществляется на базе терминала Reuters и иных автоматизированных систем электронного подтверждения сделок;
  • рыночными рисками (валютный, процентный, товарный).
    • Оценка валютного риска Компании и выбор инструмента управления валютным риском основываются на анализе открытой валютной позиции Компании на горизонте до четырех лет, которая представляет собой разницы входящих и исходящих денежных потоков в разрезе иностранных валют. Для формирования портфеля валютных требований и обязательств и последующего расчета открытой валютной позиции операции Компании анализируются и группируются в разрезе инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Величина и структура расчитанной открытой валютной позиции влияет на политику заимствований Компании и определяет подходы к хеджированию – Компания привлекает (или хеджируется в) валюту по которой имеется входящий денежный поток.
    • В основе оценки величины процентного риска лежит анализ волатильности плавающих процентных ставок и соответствующее влияние на портфель заимствований Компании. В случае превышения величин валютного или процентного рисков над риск-аппетитом осуществляется выбор стратегии управления риском, в том числе хеджирование.
    • В части ценового риска компания стремится устанавливать такие условия расчетов и индексации в договорах с контрагентами, которые позволяли бы максимально нивелировать данный риск. Компания также рассматривает возможность использования инструментов хеджирования для управления ценовым риском. Значительной вехой в 2010 году в части управления финансовыми рисками явилось заключение сделок хеджирования дебютного еврооблигационного займа Компании. Сделки заключались на базе российской документации, в рамках российской юрисдикции с крупнейшими интернациональными банками. Для снижения кредитных рисков по заключенным сделкам головные материнские банки предоставили гарантии за свои дочерние российские банки. Заключение сделок хеджирования позволило не только снизить валютный риск Компании, но и за счет разницы в процентных ставках валюты заимствования и валюты хеджирования снизить фактическую ставку заимствований по еврооблигационному займу.
  • операционными рисками. Залогом эффективного управления операционной составляющей финансовых рисков являются  автоматизированные системы управления финансовыми рисками, которые, помимо повышения эффективности управления рисками, выступают в роли инструментов контроля и проверки специалистов.

Управление финансовыми рисками осуществляет команда высококвалифицированных риск-менеджеров и трейдеров ОАО "РЖД", ориентированных на результат, объединенных едиными корпоративными ценностями и целями.

Применяемые в Компании подходы к риск-менеджменту основаны на передовых практиках управления финансовыми рисками, принципах диверсификации путем использования различных инструментов управления рисками и надежных контрагентов, подходах, предполагающих оценку  соотношения величин риска и риск-аппетита. Политика риск-менеджмента исключает спекулятивные инструменты управления рисками, а также операции с ненадежными контрагентами.

Компания стремится совершенствовать и развивать систему риск-менеджмента как в
ОАО "РЖД" собственно, так и в группе компаний ОАО "РЖД" в целом, распространять на дочерние и зависимые общества единообразный подход к управлению финансовыми рисками, прививать культуру риск-менеджмента на всех уровнях управления.

Страхование

ОАО "РЖД" уделяет значительное внимание страховой защите имущественных рисков Компании.
В рамках совершенствования системы страховой защиты Компании в 2010 году были проведены следующие мероприятия:

  • разработана и утверждена корпоративная концепция организации страховой защиты ДЗО ОАО "РЖД", позволяющая установить общие принципы организации страховой защиты ДЗО ОАО "РЖД" и определить порядок планирования параметров страховой защиты, заключения и сопровождения договоров страхования, урегулирования страховых случаев;
  • проведены открытые конкурсы по выбору страховых компаний для страхования имущества, подвижного состава (электропоезда, поезда "Сапсан"), работников от несчастных случаев и болезней. Проведение конкурсных процедур позволило оптимизировать расходы Компании на страхование и определить условия по страховому покрытию, отвечающие интересам Компании;
  • в конце года объявлен открытый конкурс по выбору страховщика для страхования ответственности руководителей и должностных лиц ОАО "РЖД" (D&O). Объектом страхования D&O является гражданская ответственность членов совета директоров ОАО "РЖД", а также топ-менеджеров компании и дочерних компаний перед третьими лицами, интересам которых может быть нанесен ущерб в результате ошибочных действий, бездействия, неоправданных инвестиций, нарушений законодательства.Общий размер страхового покрытия на 1 год страхования составляет 100 млн долларов США. Для ОАО "РЖД" страхование D&O является актуальным и востребованным продуктом ввиду следующих факторов:
    • в 2010 году осуществлен дебютный выпуск еврооблигаций ОАО "РЖД" среди зарубежных инвесторов. Заимствования на международных финансовых рынках планируются и в будущем;
    • на внутреннем российском рынке ОАО "РЖД" постоянно осуществляет заимствования, выпуская рублевые облигации, обладающие достаточной ликвидностью, и широкой базой инвесторов, в том числе иностранных;
    • Холдинг планирует публичное размещение акций дочерних компаний, что существенно увеличивает риски директоров и руководителей;
  • проведен сетевой семинар по вопросам страховой защиты с участием специалистов всех железных дорог, дочерних обществ, страховых компаний и профильных подразделений аппарата управления Компании. Целью подобных мероприятий является повышение уровня эффективности работы филиалов в области страхования, и, как следствие, рост процента возмещения страховыми компаниями убытков, понесенных ОАО "РЖД" и дочерними обществами в результате наступления страховых случаев;
  • за 2010 год достигнуты значительные успехи в области урегулирования страховых случаев, а именно, средний показатель возмещения убытков, понесенных Компанией в результате страховых случаев, характеризующий отношение суммы страхового возмещения к заявленным в страховую компанию убыткам, достиг в 2010 году 93,8%: в рамках централизованных договоров страхования общий объем заявленных убытков составил 358,5 млн рублей, объем полученного страхового возмещения - около 344 млн рублей.


Адрес страницы в сети Интернет:  http://annrep.rzd.ruhttp://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4456&layer_id=5184&refererLayerId=5183&print=1

screenRenderTime=1