Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Дебиторская задолженность ОАО "РЖД", млрд рублей
2009 2010 +/- %
За перевозку 18,1 14,3 -3,8 -21,0
Задолженность покупателей и заказчиков 10,0 16,0 +6,0 +60,0
Авансы выданные 28,9 55,2 +26,3 +91,0
Налоги и сборы 1,0 2,9 +1,9 в 1,9 раза
Расчеты с персоналом по оплате труда, по прочим операциям с подотчетными лицами 0,2 0,2 0,0 0,0
Прочие дебиторы 22,2 19,9 -2,3 -10,4
Период оборота дебиторской задолженности по продажам, дни 7,8 7,97 0,17 +2,2
ВСЕГО 80,4 108,5 +28,1 +34,8

Средняя продолжительность одного оборота (период оборота) дебиторской задолженности по продажам (перевозкам и прочей реализации) по сравнению с 2009 годом осталась практически без изменений, составив около 8,0 дней, что свидетельствует о высокой эффективности управления Компанией расчетами с контрагентами, плательщиками по оказанным услугам и выполненным работам со стороны ОАО "РЖД".

Следует отметить, что даже в условиях преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса Компании удалось не допустить увеличения доли просроченной дебиторской задолженности, которая составила лишь 2% от объема задолженности.

Дебиторская задолженность ОАО "РЖД" по состоянию на 31.12.2010 составила 108,5 млрд рублей, с увеличением к началу года на 28,1 млрд рублей (или на 34,8%), в том числе за счет роста задолженности покупателей и заказчиков на сумму 6,0 млрд рублей (или на 60,0%) и увеличения задолженности по статье "авансы выданные" на 26,3 млрд рублей (или на 91,0%).

Увеличение задолженности по статье "покупатели и заказчики" связано с ростом задолженности пригородных пассажирских компаний ввиду нерешенности вопроса компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на оказание услуг по пригородным пассажирским перевозкам, а также увеличением задолженности ОАО "ФПК" в связи с предусмотрением льготных условий расчетов со стороны ОАО "РЖД" с данным дочерним обществом на начальном этапе хозяйственной деятельности.

Рост задолженности по статье "авансы выданные" обусловлен увеличением инвестиционной программы ОАО "РЖД" в 2010 году, в том числе в рамках строительства олимпийских объектов и исполнения обязательств по международным контрактам. Так, увеличение долгосрочной задолженности по авансам, выданным на капитальные вложения, составило 7,8 млрд рублей. В составе долгосрочных авансов, выданных по состоянию на отчетную дату, числятся авансы на капитальные вложения – 10,5 млрд рублей (в том числе авансы на  разработку и поставку электропоездов для пригородных пассажирских перевозок компании Simens AG Transportation - 3,7 млрд рублей и поставку пассажирских вагонов габарита РИЦ ОАО "Тверской вагоностроительный завод" - 6,6 млрд рублей).

В   составе   краткосрочных   авансов  авансы, выданные на капитальные вложения, сложились в сумме 7,2 млрд рублей (в том числе предоплата на строительство "Совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – горноклиматический курорт "Альпика – Сервис" - 5,5 млрд рублей).

Кроме того, по итогам 2010 года  ОАО "РЖД" был создан резерв по сомнительным долгам в размере 19,4 млрд рублей, из которой основная часть задолженности сложилась по Министерству здравоохранения и социального развития РФ за перевозки льготных категорий граждан в пригородном сообщении – 16,6 млрд рублей; по пригородным компаниям за ремонт подвижного состава и предоставление услуг инфраструктуры – 1,3 млрд рублей; по Департаменту транспорта и связи г. Москвы – 0,8 млрд рублей.

Кредиторская задолженность ОАО "РЖД", млрд рублей
2009 2010 +/- %
Задолженность перед поставщиками и подрядчиками в том числе: 63,4 106,7 +43,3 +68,3
приобретение материально-производственных запасов 14,8 20,9 +6,1 +41,2
приобретение электроэнергии 0,5 0,5 0,0 0,0
коммунальные услуги 0,4 0,7 +0,3 +75,0
выполненные ремонтные работы 6,7 10,5 +3,8 +56,7
выполненные работы по строительству 20,6 44,9 +24,3 +118,0
прочие выполненные работы и оказанные услуги 12,1 14,9 +2,8 +23,1
- из них расчеты с иностранными железными дорогами 0,2 0,6 +0,4 в 2 раза
приобретение основных средств и доходные вложения
в материальные ценности
7,1 12,9 +5,8 +81,7
- из них подвижной состав 2,9 4,0 +1,1 +37,9
Прочие 1,4 1,4 0,0 0,0
Авансы, полученные по прочим операциям 17,3 24,3 +7,0 +40,5
Предварительная оплата перевозок 48,0 62,1 +14,1 +29,4
Задолженность перед персоналом по оплате труда и операциям
с подотчетными лицами
14,4 15,0 +0,6 +4,2
Задолженность по социальному страхованию и обеспечению 4,3 4,6 +0,3 +7,0
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам 14,8 11,1 -3,7 -25,0
Прочая кредиторская задолженность 146,2 33,8 -112,4 -76,9
Период оборота кредиторской задолженности, дни 29,0 29,0 0,0 +0,0
ВСЕГО 308,3 257,6 -50,7 -16,4

Вследствие проводимой Компанией политики контроля расчетов с контрагентами средняя продолжительность одного оборота (период оборота) кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками по сравнению с 2009 годом осталась без изменения (29 дней), что соответствует типовым условиям расчетов в заключенных договорах с контрагентами, сроки оплаты по которым составляют не более 30 дней с момента возникновения обязательств.

Контроль сроков оплаты обязательств в Обществе минимизирует риск появления просроченной задолженности, о чем свидетельствуют показатели доли просроченной кредиторской задолженности, которая составила менее 0,5% в общем объеме задолженности.

Кредиторская задолженность ОАО "РЖД" по состоянию на 31.12.2010 составила 257,6 млрд рублей со снижением к началу года на 50,7 млрд рублей (или на 16,4%), в том числе за счет статьи "прочие кредиторы" - на 112,4 млрд рублей, или на 76,9%, в связи с погашением в 2010 году задолженности по взносам в уставный капитал ОАО "Федеральная пассажирская компания" на 137,2 млрд рублей, сложившейся в связи с созданием дочернего общества в декабре 2009 года и внесением имущества в уставный капитал в 2010 году.

Версия для печати
screenRenderTime=11