Господдержка ОАО "РЖД" в 2010 году: субсидии, дополнительные взносы в уставный капитал и влияние на результаты деятельности

В 2010 году была осуществлена корректировка политики государства в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного и инфраструктурного потенциала, модернизацию, инновации для создания условий для ускоренного развития экономики.

Одним из ключевых событий 2010 года в данной области стало принятие ФСТ России методики расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки (далее ЭОУТ). Данная методика явилась принципиально новым государственным подходом к формированию экономически обоснованных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и направлена на получение гарантированного источника инвестиций – чистую прибыль, обеспечивающую воспроизводство основных фондов компании, то есть позволяет учесть необходимые расходы для текущего содержания инфраструктуры и подвижного состава в надлежащем безопасном состоянии.

Учитывая текущее состояние и износ железнодорожной инфраструктуры с одной стороны, и необходимость снижения тарифной нагрузки на экономику страны с другой стороны, а также начало действия методики ЭОУТ только с 2012 года, государство осознает обязательным направлением господдержки инвестирование в транспорт, в результате чего государственная антикризисная политика была направлена на активную поддержку железнодорожной инфраструктуры за счет средств государственного бюджета.

Усиленное развитие железнодорожной инфраструктуры служит одним из самых эффективных методов стимулирования экономики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, а также обеспечивает "ясные мультипликативные эффекты" для всей страны.

В 2010 году впервые реализована система государственного участия в затратах компании по ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Сумма поддержки составила почти 40 млрд рублей (в том числе на капитальный ремонт инфраструктуры в 2011 году – 20 млрд рублей).

Еще одним ключевым направлением господдержки явилось продолжение реализации инвестиционных программ, связанных с принятыми решениями по вопросу совершенствования системы оперативного реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, а также по реализации сочинских проектов. Так, целевое финансирование из государственного бюджета на развитие транспортной инфраструктуры и обеспечение безопасности на транспорте осуществлялось по следующим проектам:

  • в форме взноса в уставный капитал ОАО "РЖД":
    • на реализацию проекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис";
    • на создание объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи (20 млрд рублей);
    • на восстановление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (освоение полученных в 2010 году средств планируется в 2011 году в рамках лимита затрат по проекту реконструкции (модернизации) железнодорожного пути);
    • на проект "Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток – аэропорт Кневичи";
  • за счет средств, полученных ОАО "РЖД" в виде субсидий:
    • на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на железнодорожном транспорте.

Кроме того, с 2010 года реализуется механизм компенсации части потери в доходах, возникающих в результате  установления льгот на проезд школьников и студентов, как в дальнем следовании, так и в  пригородном сообщении.

В сфере грузовых перевозок ключевым направлением государственной поддержки Компании явилась государственная поддержка на грузовые перевозки, связанная с административными действиями государства по регулированию тарифов на грузовые перевозки.

Правительством Российской Федерации на 2010 год были продлены тарифные льготы на перевозки:

  • новых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на (с) железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа;
  • нефелинового концентрата.

Кроме того, с 20 сентября по 31 декабря 2010 года Правительством Российской Федерации установлены льготные исключительные тарифы на перевозку зерна и продуктов мукомольно-крупяной промышленности.

В рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и реализации государственных функций в области национальной экономики ОАО "РЖД" были выделены средства в виде взноса в уставной капитал ОАО "РЖД" на строительство олимпийских объектов и железнодорожной инфраструктуры по маршруту Владивосток – аэропорт Кневичи, а также модернизацию инфраструктуры общего пользования.

Выработанные меры явились эффективным инструментом поддержки ОАО "РЖД", а также реализации социальных гарантий населению Российской Федерации.

В результате государственная поддержка ОАО "РЖД" в 2010 году явилась обеспечивающим фактором финансовой стабильности Компании, которая реализовывалась в трех направлениях:

  • реализация государственных проектов через бюджет ОАО "РЖД";
  • поддержка грузоотправителей и граждан – получателей социальных льгот через бюджет ОАО "РЖД";
  • прямая поддержка ОАО "РЖД".

Финансирование ОАО "Российские железные дороги" из федерального и регионального бюджетов за 2010 год составило свыше 160 млрд рублей.

Бюджетные средства, поступившие в 2010 году, млрд рублей
Наименование Сумма
Государственная поддержка грузоотправителей и граждан - получателей социальных льгот через бюджет ОАО "РЖД"
1 Перевозка нефелинового концентрата 0,250
2 Компенсация потерь в доходах, возникающих в результате осуществления перевозок ж/д новых автомобилей, произведенных на территории РФ в (с) Дальневосточный федеральный округ 1,349
3 Компенсация потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации 0,022
4 Компенсация проезда студентов и школьников, в том числе: 1,413
- в дальнем следовании 0,251
- в пригородном сообщении 1,162
5 Компенсация потерь в доходах, связанных с установлением исключительных тарифов на перевозку зерна 0,821
Реализация государственных проектов через бюджет ОАО "РЖД"
6 На строительство олимпийских объектов 80,000
7 Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток - аэропорт Кневичи 3,612
Прямая поддержка ОАО "РЖД"
8 Компенсация выпадающих доходов по пассажирским перевозкам в дальнем следовании 9,068
9 Компенсация выпадающих доходов по грузовым перевозкам 23,000
10 Ремонт  объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования 19,104
11 На капитальный ремонт и реконструкцию инфраструктуры в 2011 году 20,000
12 Защита инфраструктуры железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства 2,648
13 Компенсации выпадающих доходов о регулировании тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении 1,933
14 Прочие обычные виды деятельности 0,008
Итого 163,228

Подобные меры помогли Компании сохранить финансово-экономическую стабильность в 2010 году, реализовать ряд ключевых инвестиционных проектов и оказать максимально возможную поддержку смежным отраслям экономики.

Версия для печати
screenRenderTime=1