Доходы от осуществления перевозок, предоставления услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

Доходы от всех перевозочных видов деятельности ОАО "РЖД" по итогам 2010 года составили 1079,3 млрд рублей (+12,8% к 2009 году).

Структура доходов от перевозочных видов деятельности в 2010 году

Структура доходов от перевозочных
видов деятельности в 2010 году

Грузовые перевозки

За 2010 год доходы от грузовых перевозок составили 936,2 млрд рублей. К уровню прошлого года доходы возросли на 153,2  млрд рублей. Рост  доходов был обусловлен тем, что:

1. Погрузка грузов к уровню 2009 года увеличилась на 8,8% (+97,6 млн т). Тем не менее, такой объем погрузки грузов ниже докризисного уровня 2007 года на 10,3% и соответствует объемам погрузки 2004 года. Всего за счет увеличения погрузки грузов к уровню 2009 года получено доходов  от грузовых перевозок  в размере 68,9 млрд рублей.

В 2010 году рост грузооборота с учетом порожнего пробега вагонов иных собственников к уровню 2009 года составил +10,1%, а грузооборот нетто + 7,8%. Анализ грузовых перевозок по видам сообщения позволяет сделать следующие выводы.

Экспортные перевозки остаются относительно стабильными – прирост погрузки грузов в 2010 году составил 4,6% к уровню 2009 года. Это свидетельствует о сравнительно благоприятной экономической конъюнктуре внешнего рынка.

Поддержанию значительных объемов экспортных перевозок способствовала частичная переориентация экспортных поставок с европейских и ближневосточных товарных рынков на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Экспортные перевозки грузов в направлении морских портов Дальнего Востока возросли почти на треть, главным образом за счет увеличения перевозок сырой нефти (после ввода в эксплуатацию первой очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан), а также каменного угля.

В 2010 году прирост перевозок грузов для нужд внутреннего рынка составил около 8,5% к 2009 году, но, несмотря на это, абсолютный уровень остается существенно ниже уровня 2008 года (более 14%).

В целом тенденции изменения объемов внутрироссийских железнодорожных грузовых перевозок свидетельствуют о заметном восстановлении производства в топливно-энергетическом комплексе, черной металлургии и химической промышленности при его существенном замедлении в большинстве отраслей, выпускающих продукцию с высокой степенью переработки, и в строительном комплексе.

2. Рост средней доходной ставки (руб./ тн) к уровню 2009 года составил в 2010 году +9,9%, что позволило получить в 2010 году 84,2 млрд рублей доходов.

При этом, рост средней доходной ставки  в 2010 году отставал от уровня индексации тарифов на грузовые перевозки. Так, средняя доходная ставки (руб./ 10 ткм) приросла  в 2010 году на 12% при индексации уровня грузовых тарифов с 01.01.2010 на 9,4%, а в среднем по году на 12,4%.

По итогам 2010 года размер доходной ставки по видам сообщения изменился следующим образом:

  • наибольший рост доходной ставки произошел в портах (+15,7%) и составил в 2010 году 325,0 руб./ ткм (2009 г. – 280,8 руб./ ткм);
  • погранпереходы – увеличение на 11,6% до 485,2 руб./ ткм (2009 г. – 434,8 руб./ткм),
  • внутренние перевозки – увеличение на 9,9% до 521,5руб./ ткм (2009 г. - 474,6 руб./ткм);
  • транзит – снижение на 2% до 830,8 руб./ ткм (2009 г. – 847,8 руб./ткм).

Доходная ставка по видам сообщений (руб./ткм груженый)

Доходная ставка по видам сообщений
(руб./ткм груженый)

Понижающее влияние на величину доходной ставки оказали следующие факторы, связанные с изменением  структуры грузооборота:

  • Увеличение доли грузооборота в приватных вагонах на 10,5 п.п. (2009 г. – 70,7%, 2010 г. – 81,2%). Снижение доходов – 7,1 млрд рублей. Снижение доходной ставки – на 0,04 руб./ 10 ткм.
  • При увеличении доли грузооборота в сообщении "через порты" в целом по сети на 0,2 п.п. основные потери допущены по нефтеналивным грузам 4,5 млрд рублей и остальным грузам – 0,8 млрд рублей. Снижение доходов – 5,3 млрд рублей. Снижение доходной ставки – 0,03 руб./ 10 ткм.
  • При увеличении в целом по сети доли грузооборота повагонными отправками на 0,4 п.п. (2009 г. – 27,1%, 2010 г. – 27,5%) основные потери допущены по удобрениям – 1,1 млрд рублей и остальным грузам – 3,2 млрд рублей. Снижение доходной ставки – 0,02 руб./ 10 ткм.

Пассажирские перевозки

Доходы от пассажирских перевозок за 2010 год составили 42,9 млрд рублей. Доходы от перевозки пассажиров в поездах дальнего следования составили в 2010 году 29,1 млрд рублей, план перевыполнен на 1,3 млрд рублей, к уровню прошлого года доходы снижены на 103,5 млрд рублей или на 78,1%. Снижение доходов в 2010 году обусловлено созданием перевозочной компании в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании с 1 апреля 2010 года – ОАО "Федеральная пассажирская компания". В условиях выхода на рынок ОАО "ФПК" произошло изменение структуры рынка дальних пассажирских перевозок. Доля перевозок ОАО "ФПК" с апреля 2010 года составляет 98% в объеме дальних перевозок по инфраструктуре ОАО "РЖД". Перевозчиком ОАО "РЖД" с апреля 2010 года осуществляются перевозки высокоскоростными поездами "Сапсан" и "Аллегро" и поездами формирования Сахалинской железной дороги.

По данным Госкомстата объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования в России в 2010 году увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,5%. Таким образом, общее увеличение объема перевозок пассажиров транспортом общего пользования за 2010 год говорит о том, что пассажирский комплекс сохранил устойчивость и эффективность транспортного обслуживания населения страны. В 2010 году количество отправленных пассажиров по инфраструктуре ОАО "РЖД" составило 947,7 млн пассажиров, из них в дальнем следовании – 116,1 млн пассажиров, в пригородном сообщении – 831,6  млн пассажиров. Пассажирооборот составил 139,0 млрд п-км (91,8% к 2009 году), в дальнем следовании - 111 млрд п-км (98% к 2009 году), в пригородном сообщении - 28 млрд п-км (73,4% к 2009 году).

Пригородные перевозки

Доходы от перевозок пассажиров в пригородном сообщении составили в 2010 году 13,8 млрд рублей.

При современной системе организации управления железнодорожным транспортом пригородные пассажирские перевозки являются убыточными, они дотируются за счет доходов, получаемых от грузовых перевозок и частично за счет областного бюджета. Так, дотации из регионов по регулированию тарифов составили 1,93 млрд рублей, что на 0,1 млрд рублей ниже уровня прошлого года. Создание дочерних пригородных компаний – одно из направлений программы структурной реформы железнодорожного транспорта, позволяющее сократить убыточность пригородного пассажирского комплекса и улучшить качество обслуживания пассажиров. На сегодняшний момент пригородные пассажирские перевозки на территории России осуществляют компании-перевозчики, учрежденные с  участием ОАО "РЖД".

Услуги локомотивной тяги, инфраструктуры

Доходы от предоставления услуг локомотивной тяги составили в 2010 году 11,8 млрд рублей. К 2009 году рост доходов составил 0,8 млрд рублей (+7,3%).

Доходы от предоставления услуг инфраструктуры  составили в 2010 году 88,4 млрд рублей, к уровню прошлого года доходы увеличены более чем в 7 раз за счет расширения полигона обслуживания пригородными компаниями пассажирских пригородных перевозок и начала хозяйственной  деятельности ОАО "ФПК" с 1 апреля 2010 года.

Версия для печати
screenRenderTime=1