Перспективы развития железнодорожной инфраструктуры

Общий объем средств, предусмотренный инвестиционным бюджетом ОАО "РЖД" на 2011 год, составляет 349 млрд рублей, что на 11% больше, чем в 2010 году.

В качестве приоритетных задач компании в 2011 году определены:

  • развитие железнодорожной инфраструктуры в целях подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, для обеспечения транспортного обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казань, Саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году;
  • развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам России;
  • обеспечение безопасности перевозочного процесса.

Кроме того, в 2011 году продолжается реализация проектов, направленных на увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети.

В целях развития подходов к портам Северо-Запада продолжаются необходимые работы в рамках проектов:

  • "Комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и ж.д. подходов к портам на южном берегу Финского залива";
  • "Реконструкция железнодорожного пути";
  • "Строительство и реконструкцию искусственных сооружений" и др.

Основными проектами, направленными на развитие подходов к портам Юга России, являются:

  • "Комплексная реконструкция участка М. Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла";
  • "Комплексная реконструкции участка Трубная – В. Баскунчак – Аксарайская";
  • "Строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие ж.д. узлов, развитие сортировочных станций" и др.

Развитие Транссиба, БАМа, подходов к портам Дальнего Востока осуществляется в рамках проектов:

  • "Реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля";
  • "Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги";
  • "Строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие ж.д. узлов, развитие сортировочных станций".

В целях повышения транспортной доступности для населения страны запланирована реализация проектов:

  • "Строительство дополнительного главного пути на участке Москва – Крюково";
  • "Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток - аэропорт "Кневичи";
  • "Развитие ж.д. инфраструктуры для обеспечения транспортного обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г.".

В целом в 2011 году запланирован ввод фондов на сумму 287,7 млрд рублей. При этом намечен ввод свыше 200 км вторых путей, 150 км станционных путей, более 200 км электрификации. Планируется обновление более 600 стрелок ЭЦ, более 650 км автоблокировки, около 30 тяговых подстанций.

В 2011 году планируется закончить работы на следующих крупных искусственных сооружениях:

  • реконструкция Большого Новороссийского тоннеля;
  • реконструкция Крольского тоннеля на участке Абакан – Тайшет;
  • реконструкция моста нечетного пути через реку Зея на 7817 км участка Сковородино – Белогорск;
  • реконструкция мостового перехода через р. Москва на 16 км 1 и 2 пути линии Москва – Курск;
  • реконструкция моста 1 пути через р. Волга на 754 км участка Канаш – Агрыз;
  • мост через р. Нерль на 202 км участка Москва – Нижний Новгород.

На обновление подвижного состава запланировано 49,7 млрд рублей. В частности, предполагается закупить 375 единиц тягового подвижного состава и 512 единиц моторвагонного подвижного состава.

Кроме того, в 2011 году будет продолжен процесс совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью в части дальнейшей отработки технологий проектного подхода при реализации Инвестиционной программы ОАО "РЖД".

Необходимо отметить, что существующие на сегодняшний день объемы финансирования инвестиционных проектов, направленных на развитие железнодорожной инфраструктуры, в сравнении с размерами, определенными в "Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года", недостаточны, что может стать причиной серьезных ограничений для увеличения объемов и качества перевозок.

Так, в Северо-Западном регионе в перспективе до 2020 года требуется инвестировать более 350 млрд рублей, что позволит увеличить грузопоток в порты Балтийского, Баренцева и Белого морей более чем на 100 млн т. В настоящее время средств ОАО "РЖД" достаточно лишь для частичного финансирования этих мероприятий, в основном на подходах к порту Усть-Луга.

В Южном регионе необходимо инвестировать около 160 млрд рублей для освоения дополнительного грузопотока в объёме до 60 млн т, в первую очередь в направлении Таманского полуострова и порта Железный Рог.

Для освоения возрастающего грузопотока на Северном Урале (в объёме до 35 млн т) необходимо инвестировать более 170 млрд рублей. В развитие железнодорожной инфраструктуры Дальневосточного региона необходимо инвестировать более 1 135 млрд рублей, в том числе на развитие Транссиба (193 млрд рублей) и БАМа (870 млрд рублей), а также провести усиление пропускной способности инфраструктуры для развития промышленности в Республике Тыва (72 млрд рублей).

Перспективы развития Московского транспортного узла связаны, главным образом, с обеспечением объёмов перевозок пассажиров и максимально возможным выносом грузового движения за черту г. Москвы. В этих целях ОАО "РЖД" совместно с Правительствами г. Москвы и Московской области разработало "Генеральную схему развития Московского транспортного узла на перспективу до 2020 года". Общий объем инвестиций на её реализацию составляет 1 105 млрд рублей (с учетом средств ОАО "РЖД", федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации г. Москвы и Московской области, внешних инвесторов).

В части расширения полигона скоростного пассажирского движения первоочередными направлениями (со скоростями до 160 км/ч) определены проекты, связывающие Москву с Курском, Киевом, Минском (с дальнейшим продлением до Варшавы и Берлина) и Ярославлем, а также проект строительства высокоскоростной пассажирской магистрали Москва – Санкт-Петербург с максимальной скоростью движения до 350 км/ч. Для финансирования указанных проектов также необходимы значительные инвестиции.

В целом необходимо отметить, что инвестиционные проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры обладают значительной капиталоемкостью и низкой рентабельностью. Учитывая данное обстоятельство, для своевременной и успешной реализации инвестиционных проектов, предусмотренных актуализированной программой развития железнодорожной сети страны,  необходимы долгосрочные государственные решения, обеспечивающие потребное финансирование.

Версия для печати
screenRenderTime=2