Реализация инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" в 2010 году

На формирование параметров Инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" 2010 года существенное влияние оказала сложившаяся в стране финансово-экономическая ситуация.

Общий объем средств, предусмотренный инвестиционным бюджетом ОАО "РЖД" на 2010 год, составил 315,0 млрд рублей, в том числе строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - Красная Поляна – 70,0 млрд рублей (за счет средств федерального бюджета, вносимых в уставный капитал компании).

Изменения плановых параметров инвестиционного бюджета на 2010 год в сравнении с первоначальными (270,5 млрд рублей) были вызваны, в первую очередь, необходимостью увеличения инвестиционных затрат на реализацию проектов, связанных с подготовкой и проведением Олимпийских игр, а также следующими факторами:

  • выделением субсидии из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по защите железнодорожной инфраструктуры на направлении Москва – Санкт-Петербург от актов незаконного вмешательства;
  • изменением источника финансирования работ по ремонту путевой техники и тягового подвижного состава, первоначально планируемых за счет средств капитального ремонта;
  • увеличением объема затрат по ряду инвестиционных проектов (включая выделенные проекты), с целью приближения сроков их завершения и выполнения поставленных целевых задач.

По результатам 2010 года выполнение Инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" составило 316,8 млрд рублей. Кроме того, за счет привлеченных средств выполнено 0,6 млрд рублей. Выполнение Инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" в разрезе основных разделов представлено в таблице.

Инвестиционный бюджет ОАО "РЖД" в 2010 году (за счет всех источников финансирования)
План, млрд руб. Факт, млрд руб.* +/- %
Всего, в том числе: 315,0 317,4 +2,4 +0,8
совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – Красная Поляна 70,0 73,1 +3,1 +4,4
развитие ж/д инфраструктуры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр 14,6 15,4 +0,9 +6,0
выделенные инвестиционные проекты 104,2 103,3 -1,0 -0,9
обновление подвижного состава 46,0 46,0 0,0 +0,1
проекты хозяйств 74,0 72,8 -1,3 -1,7
прочие 6,2 6,2 -0,0 -0,2
привлеченные средства - 0,6 - -

* C НДС, принятым к учету - по пригородному хозяйству и объектам социального назначения.

В Инвестиционном бюджете ОАО "РЖД" в 2010 году существенные изменения коснулись лишь доли олимпийских объектов (27% от общего объема против 18% в 2009 году) за счет изменения доли выделенных инвестиционных проектов (33 % от общего объема против 38 % в 2009 году при сохранении в целом их абсолютной суммы) и за счет изменения доли проектов по обновлению подвижного состава (14,6% от общего объема против 22% в 2009 году).

В 2010 году значительный объем инвестиционных затрат ОАО "РЖД" был направлен на реализацию проектов, связанных с подготовкой и проведением Олимпийских игр, развития инфраструктуры транспортных направлений, обновление подвижного состава и основных фондов различных хозяйств.

Реализация олимпийских проектов осуществляется в соответствии с правительственной "Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта", а также планом-графиком, утвержденным Наблюдательным советом  ГК "Олимпстрой". Целевые задачи 2010 года по олимпийским проектам выполнены в полном объеме.

Значительные капитальные вложения осуществлены в переоснащение и модернизацию объектов локомотивного, вагонного и путевого хозяйств, в программы безопасности, информатизации и ресурсосбережения.

Обновление подвижного состава
Подвижной состав План, млн руб. Факт, млн руб. Выполнение, % Количество, факт. ед.
Тяговый
     приобретение 27 997,2 27 969,9 99,9 393
     модернизация 6 855,3 6 908,6 100,8 812
Грузовой
     приобретение 66,3 66,3 100,0 172
     модернизация 25,0 24,7 98,8 88
Моторвагонный
     приобретение 10 208,9 10 207,6 100,0 677
     модернизация 699,7 709,2 101,4 9
     выкуп по остатотчной стоимости 87,4 87,4 100,0 -
Для организации транспортного обслуживания Олимпийских игр в Сочи-2014, приобретение 42,0 45,7 108,8 -

В рамках инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" в 2010 году приобретено 393 ед. тягового подвижного состава, в том числе 323 локомотива производства предприятий ЗАО "Трансмашхолдинг" и 70 локомотивов производства ОАО "Синара – транспортные машины".

Кроме того, заводами ОАО "Желдореммаш", ремонтными депо Дирекции по ремонту тягового подвижного состава и сторонними заводами произведена модернизация 812 локомотивов.

В 2010 году приобретено 677 ед. моторвагонного подвижного состава, в том числе 550 вагонов электропоездов и 39 вагонов рельсовых автобусов производства предприятий ЗАО "Трансмашхолдинг", а также 76 вагонов электропоездов и 12 вагонов дизельпоездов производства Торжокского вагоностроительного завода.

Также выполнены работы по узловой модернизации эксплуатируемого парка моторвагонного подвижного состава, в том числе работы по модернизации с продлением срока службы 9 вагонов.

Для повышения эффективности использования ограниченных инвестиционных ресурсов ОАО "РЖД" и вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства при реализации Инвестиционного бюджета 2010 года в приоритетном порядке рассматривались проекты, направленные, прежде всего, на завершение ранее начатых строительством объектов. Основное внимание было сосредоточено на обеспечении запланированных на год целевых задачах, соблюдении плановой и финансовой дисциплины в процессе исполнения инвестиционного бюджета, соблюдении стоимостных показателей, своевременности и ритмичности ввода объектов.

Объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2011 года составил 363,7 млрд рублей. Рост объемов незавершенного строительства в 2010 году объясняется, прежде всего, тем, что значительная доля инвестиционных ресурсов была направлена на проекты, нормативные сроки строительства которых составляют более одного года. В первую очередь это относится к олимпийским проектам. Другими проектами из состава выделенных, срок завершения которых выходит за пределы 2010 года, являются:

  • комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и ж/д подходов к портам на южном берегу Финского залива (с учетом строительства станции Лужская);
  • реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля;
  • комплексная реконструкция участка Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла;
  • строительство и реконструкция искусственных сооружений и др.

По итогам реализации Инвестиционного бюджета компании в 2010 году введено в эксплуатацию:

  • 2,49 км новых линий;
  • 116 км вторых путей;
  • 96,5 км станционных путей;
  • 8,5 км электрификации;
  • 792 стрелки ЭЦ;
  • 106,4 км автоблокировки.

Кроме того, завершены работы и введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как:

  • малый Новороссийский тоннель (новый двухпутный);
  • реконструкция железнодорожных мостов через Обводный канал;
  • реконструкция мостового перехода через р. Ока на 107 км 2 пути участка Москва – Ожерелье Московской железной дороги;
  • реконструкция моста через р. Чуна на 124 км линии Тайшет – Лена и ряд других.

В целом можно отметить, что реализация инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" в 2010 году позволила в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов увеличить пропускную и провозную способность лимитирующих участков железнодорожной сети, повысить безопасность движения, а также выполнить плановые производственные показатели.

Версия для печати
screenRenderTime=2