Инновационные технологические решения и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта

Основными потребителями спутниковой информации ГЛОНАСС/GPS в системе ОАО "РЖД" являются хозяйства, деятельность которых связана с подготовкой и принятием управленческих решений на основе такого информационного ресурса, как координатно-временная информация о дислокации и параметрах движения подвижного состава, местоположении и состоянии объектов инфраструктуры железных дорог ОАО "РЖД":

  • безопасности движения;
  • управления перевозками;
  • локомотивного хозяйства;
  • пути и искусственных сооружений;
  • электрификации и электроснабжения;
  • автоматики и телемеханики;
  • капитального строительства;
  • управления имуществом;
  • информатизации и корпоративных процессов управления;
  • безопасности труда и экологии.

В настоящее время в ОАО "РЖД" осуществлена разработка комплекса инновационных спутниковых технологий по задачам основной деятельности Компании, основными из которых являются следующие системы:

  • системы комплексной безопасности и управления движением поездов;
  • системы диспетчерского управления подвижным составом.

Эта система является первым пилотным проектом создания интеллектуальной системы диспетчерского управления, в которой реализуются функции "Автоведение" и "Автомашинист". Средствами спутниковой навигации оснащен первый скоростной  поезд "Сапсан".

Системы обеспечения безопасности пассажирских перевозок

Разработаны и находятся в стадии массового внедрения спутниковые системы обеспечения безопасности и связи пассажирских поездов. К настоящему времени на сети железных дорог ОАО "РЖД" спутниковой навигационно-связной аппаратурой оснащено 534 пассажирских поезда дальнего следования, из которых 168 поездов подключено к спутниковой системе передачи данных "Инмарсат".

  • Системы путевой диагностики и мониторинга состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта.
  • Единая комплексная информационно-коммуникационная инфраструктура сбора и обработки спутниковой навигационной информации ГЛОНАСС/GPS на основе ГИС РЖД.

Для обеспечения мониторинга подвижного состава и объектов железнодорожной инфраструктуры ОАО "РЖД" развертывается единая информационно-коммуникационная технологическая инфраструктура ОАО "РЖД". Система базируется на аппаратно-программных средствах и информационных ресурсах единой корпоративной геоинформационной системы ГИС РЖД, в которой реализуются единые правила построения цифровых моделей (электронных карт) железных дорог. Система развертывается в структуре ГВЦ ОАО "РЖД" и его филиалах на сети железных дорог с использованием серверных мощностей и сети передачи данных Компании.

В перечисленных выше системах и технологиях внедрение спутниковых навигационных устройств ГЛОНАСС/GPS осуществляется как путем интеграции в состав бортового комплексного устройства управления (например, КЛУБ-У), так и путем установки на объектах подвижного состава бортовых спутниковых навигационно-связных устройств (терминалов) ГЛОНАСС/GPS. Указанные терминалы представляют собой законченные аппаратно-программные комплексы, включающие сертифицированные в установленном порядке спутниковые приемники ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, средства подвижной связи GSM/GPRS (в виде опции могут использоваться средства спутниковой связи Inmarsat D+, "Гонец" и др.) и вычислительной техники в виде бортовых контроллеров с набором шин для подключения различного типа бортовых устройств и/или средств телеметрии.

Сроки окупаемости практически всех перечисленных проектов, где используются спутниковые технологии, не превышают двух лет, а по некоторым проектам, например, подвижным рельсосмазывателям, не превышают одного года.

Использование спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS в указанных направлениях позволит:

  • создать единое координатное пространство на всей сети железных дорог ОАО "РЖД";
  •  обеспечить на основе единого координатно-временного пространства ГЛОНАСС и корпоративной  информационно-коммуникационной инфраструктуры ОАО "РЖД" создание надёжного механизма интеграции и синхронизации различных прикладных информационно-управляющих систем;
  • создать для хозяйств и служб ОАО "РЖД", а также независимых перевозчиков, операторов и собственников подвижного состава комплекс информационных услуг, обеспечивающих гарантированную возможность знать в любой точке на сети железных дорог, в любое время суток и при любой погоде с высокой точностью дислокацию и  параметры движения  пассажирских и грузовых поездов, включая специальные и опасные грузы, специальных самоходных подвижных средств, путейских бригад, контролировать их движение, а также оцениваться параметры состояния  бортовых систем.

Наличие высокоточного навигационного поля, формируемого с помощью систем дифференциальной коррекции ГЛОНАСС/GPS, будет напрямую содействовать сокращению трудовых и материальных затрат и времени на инженерные изыскания, проектирование, строительство и эксплуатацию железных дорог, а непрерывный мониторинг пространственных параметров железнодорожного пути и иных объектов инфраструктуры обеспечит безопасность движения и принятие своевременных мер по предупреждению и устранению рисков неблагоприятного воздействия природно-техногенных процессов.

Рациональное использование спутниковых технологий в комплексе антикризисных мероприятий ОАО "РЖД" позитивно скажется на снижении текущих издержек и оптимальном использовании ресурсов Компании по ряду ключевых направлений основной деятельности, создавая надежный научно-технический потенциал для последующего стратегического развития.

Версия для печати
screenRenderTime=1