Скоростное и высокоскоростное движение

Организация скоростного и высокоскоростного движения в рамках Холдинга – инновационный шаг в развитии железнодорожного транспорта в России.

При реализации таких проектов Холдинг исходит из наличия потребности в существенном ускорении железнодорожных коммуникаций между крупнейшими агломерациями России для сохранения конкурентоспособности перевозок, значительной социально-экономической эффективности реализации подобных проектов, необходимости ликвидации технологического отставания от зарубежных железных дорог.

Учитывая, что рынок данных перевозок является растущим, дальнейшее развитие скоростных и высокоскоростных перевозок является стратегическим приоритетом для Холдинга.

17 декабря 2009 г. состоялось открытие скоростного движения электропоездами "Сапсан" на линии Москва – Санкт-Петербург, 30 июля 2010 г. - на линии Москва – Нижний Новгород. В эксплуатации находится 8 электропоездов.

В последующие годы прогнозируется увеличение потенциального спроса на скоростные перевозки на направлении Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород. В целях удовлетворения данного спроса и обеспечения стабильности перевозок в период проведения крупных видов ремонта электропоездов "Сапсан" возникнет необходимость дополнительной закупки высокоскоростных поездов. Сейчас сама возможность приобретения дополнительной партии поездов и их количество рассматривается руководством компании.

12 декабря было открыто скоростное сообщение на направлении Санкт-Петербург – Хельсинки скоростными электропоездами "Аллегро". В эксплуатации находится 3 электропоезда.

В 2011 году будет введен в коммерческую эксплуатацию четвертый состав.

Перспективы развития скоростного и высокоскоростного сообщений

Первоочередные проекты развития скоростного и высокоскоростного движения:

  • начало проектирования и строительно-монтажных работ по проекту ВСМ Москва – Санкт-Петербург со сроком окончания в 2017 г.;
  • организация скоростного пассажирского движения с максимальной скоростью 160 км/ч на направлениях:
    • Москва – Курск с возможным дальнейшим продлением до Сочи и Крыма;
    • Москва – Смоленск – Красное – Минск с продлением до Варшавы и Берлина с использованием подвижного состава Тальго;
    • Москва – Суземка – Киев с использованием подвижного состава с технологией наклона кузова типа Пендолино или Тальго;
    • Москва – Ярославль;
    • Омск – Новосибирск.

В результате реализации проектов на первоочередном полигоне, суммарная протяженность скоростных и высокоскоростных линий составит более 4,3 тыс. км, годовой пассажиропоток на ВСМ может составить 10 млн человек и на скоростных поездах – 5,8 млн человек в год.

В дальнейшем представляется целесообразной организация скоростного пассажирского сообщения на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке со скоростями движения 160-200 км/ч в сообщениях Новосибирска с Красноярском, Барнаулом, Кемерово и Новокузнецком, Екатеринбурга с Челябинском, Хабаровска с Владивостоком. Стоимость реализации данных проектов с учетом сложных климатических условий и рельефа местности оценивается на уровне 0,9-1,2 трлн рублей.

При организации скоростного сообщения на полигоне Урала, Сибири и Дальнего Востока суммарная протяженность скоростных и высокоскоростных линий составит более 7,8 тыс. км (с учетом первоочередного полигона, годовой пассажиропоток на скоростных поездах может составить 8,8 млн. пассажиров).

Необходимыми и достаточными условиями для создания скоростного железнодорожного транспорта обладает, в первую очередь, линия Москва – Санкт-Петербург, а на дальнейшую перспективу - Москва – Нижний Новгород с продлением до Екатеринбурга.

Стратегическими ориентирами для дальнейшего развития высокоскоростного движения могут являться такие направления как:

  • Москва – Минск – Брест  с  продлением до Варшавы и Берлина;
  • Москва – Киев;
  • продление магистрали Москва – Екатеринбург на направлении Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск;
  • Казань – Ульяновск – Самара.

Полигон высокоскоростного пассажирского движения в Российской Федерации на перспективу представлен ниже.

Полигон первоочередных железнодорожных линий

Полигон высокоскоростного пассажирского движения

В связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 г. предполагается также продление полигона скоростного сообщения из Центра России до городов Поволжья: Москва - Нижний Новгород – Казань -Ульяновск – Самара.

На направлении Омск – Новосибирск – Красноярск может быть реализован проект ВСМ в качестве одного из этапов ВСМ Москва – Иркутск. Стоимость реализации данного проекта оценивается на уровне 1,6 трлн рублей.

В результате организации скоростного пассажирского сообщения на первоочередном полигоне годовой пассажиропоток на скоростных поездах составит 5,8 млн пассажиров, в том числе привлечение с альтернативных видов транспорта и ранее иммобильное население – 2,1 млн человек.

При организации скоростного сообщения на дальнейшую перспективу на полигоне Урала, Сибири и Дальнего Востока годовой пассажиропоток на скоростных поездах составит 3,0 млн пассажиров, в том числе привлечение с альтернативных видов транспорта и ранее иммобильное население – 1,6 млн человек.

Существует целый ряд дополнительных факторов развития скоростного и высокоскоростного движения, не определяющих прямую экономическую выгоду для компании и государства, но играющих важную социальную роль:

  • увеличение транспортной доступности районов страны, рост мобильности населения;
  • укрепление социально-территориальной целостности Российской Федерации;
  • увеличение конкурентоспособности транспортной сети России на мировом рынке транспортных услуг;
  • миграция населения из трудоизбыточных районов страны в районы строительства и эксплуатации новых железных дорог;
  • повышение культуры и образованности жителей районов, тяготеющих к новым железным дорогам, за счет расширения возможностей общения;
  • увеличение возможностей транспортного передвижения для населения регионов, тяготеющих к новым линиям;
  • появление дополнительных возможностей для привлечения в регионы инвестиций, включая иностранные;
  • интеграция регионов тяготения и расширение торгового обмена.

Версия для печати
screenRenderTime=1