Конкурентная среда на транспортном рынке пассажирских перевозок (ОАО "ФПК")

Основными конкурентами железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок в дальнем сообщении являются авиакомпании и автоперевозчики. Их доля на рынке составляет соответственно 53% и 4,8% от общего объема отправления пассажиров. Доля железнодорожного транспорта составляет 42%.

Структура рынка по видам транспорта в дальнем сообщении

Структура
рынка по видам транспорта

Данные указаны с учетом перевозок в международном сообщении

В настоящее время на сети железных дорог России во внутреннем сообщении, кроме поездов ОАО "ФПК", курсируют высокоскоростные поезда "Сапсан" (ДОСС – филиал ОАО "РЖД"), поезда частных перевозчиков ("Гранд Экспресс", "Мегаполис" и "ТрансКлассСервис"). Их совокупная доля составляет 2,3% от общего количества отправленных пассажиров поездами дальнего следования, т.е. основная масса перевозок в дальнем следовании (97,7%) осуществляется поездами ОАО "ФПК".

Структура рынка по перевозчикам в дальнем сообщении (внутригосударственные перевозки)

Структура рынка по перевозчикам
в дальнем сообщении (внутригосударственные перевозки)

В дальнем сообщении организовано движение на маршруте Москва – Санкт-Петербург двумя независимыми перевозчиками: ЗАО ТК "Гранд Сервис Экспресс", ООО "Тверской экспресс".

Всего в 2010 г. частными перевозчиками перевезено 519 тыс. человек или 0,4% от общего отправления в дальнем следовании. Одновременно с частными перевозчиками перевозку пассажиров в дальнем следовании осуществляют ДЗО Западно-Сибирской и Свердловской железной дороги, поездами ДЗО вышеназванных железных дорог повышенной комфортности моторвагонного формирования перевезено за отчетный период 776 тыс.человек ( 0,7% от общего объема отправления в дальнем следовании).

Структура рынка по перевозчикам в дальнем сообщении (внутригосударственные и международные перевозки)

Структура рынка по перевозчикам
в дальнем сообщении (внутригосударственные и международные перевозки)

Доля ОАО "ФПК" в дальнем сообщении с учетом сообщения между странами СНГ и Балтии, а также дальнего зарубежья составляет 81,03%.

С учетом сегментации перевозок ОАО "ФПК" на дерегулируемый (вагоны СВ и купе) и регулируемый сектора (плацкартные и общие вагоны), существуют различия в структуре конкуренции по каждому сегменту.

Основную конкуренцию перевозкам в регулируемом сегменте составляют межрегиональные автобусные перевозчики, а в дерегулируемом – авиаперевозчики.

Доля дерегулируемого сегмента в структуре перевозок ОАО "ФПК" - 27,3 % или 9,5% общего рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании. Таким образом, по объемным показателям межвидовая конкуренция в данном сегменте составляет 9,5% железнодорожного транспорта против 53%, приходящихся на долю авиационного.

Структура перевозок ОАО "ФПК" по типам вагонов

Структура перевозок ОАО ФПК по
типам вагонов

Кроме того межвидовая конкуренция в данном сегменте происходит в неравных условиях, приводящих к оттоку пассажиров из дерегулируемого сегмента, ухудшая выполнение объемных и финансовых показателей ОАО "ФПК". Это обусловлено рядом факторов, в том числе целенаправленной государственной политикой в поддержке воздушного транспорта:

  1. активное развитие авиационной инфраструктуры, обеспечивающей большую доступность и лучшее качество обслуживания потребителей;
  2. приобретение новой техники за счет комплекса мер государственной финансовой поддержки;
  3. адресное государственное субсидирование социально значимых авиаперевозок.

В силу вышеизложенных причин российские авиаперевозчики, в отличие от железных дорог, имеют возможности широкого варьирования в тарификации для всех сегментов потребителей. Это позволяет им вести активную ценовую конкуренцию, вытесняя ОАО "ФПК" из сегментов рынка, где оно ранее занимало устойчивые позиции.

Межвидовая конкуренция с автомобильным транспортом в регулируемом сегменте также обусловлена следующими факторами:

  1. субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы по транспортному налогу, в результате которого рядом областей снижен или полностью отменен данный налог для автобусных предприятий, зарегистрированных на территории субъектов;
  2. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации с 12 января 2009 г. в отношении автобусов с двигателем не ниже "Евро-4" и со сроком эксплуатации не более 5 лет таможенная пошлина не взимается;
  3. в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 января 2010 года применяется единый таможенный тариф, согласно которому на автобусы вместительностью более 120 человек таможенные ставки уменьшены с 25% до 10%;
  4. действует упрощенная система лицензирования, лизинговые платежи при приобретении автотранспорта составляют от 5%;
  5. отсутствует регулирование тарифов на данный вид перевозок, за счет чего возможно применение гибкой системы ценообразования, позволяющей более эффективно реагировать на изменения потребительского спроса.

Таким образом, основными факторами риска для ОАО "ФПК" являются дальнейшее усиление межвидовой конкуренции, а также существующая тарифная политика государства, ориентированная в основном на поддержку авиатранспорта.

Инвестиционные проекты

  • Обновление парка пассажирских вагонов (13,3 млрд руб. или 79% инвестиционной программы ОАО "ФПК"). В 2010 году приобретен 501 пассажирский вагон. Объем закупок нового подвижного состава приведен к фактическому пассажирообороту, спросу пассажиров на услуги по типам вагонов, показателям использования вместимости и населенности вагонов, соотношению рабочего и инвентарного парка.
  • Модернизация подвижного состава (объем финансирования - 1,2 млрд руб.).
  • Обновление деповского хозяйства в размере 1,2 млрд рублей.

Кроме того, в инвестиционной программе 2010 года предусмотрена реализация проектов по развитию информационных технологий на сумму 0,9 млрд руб.

Версия для печати
screenRenderTime=1