Совершенствование работы с пассажирами

Совершенствование работы с льготными категориями граждан

Предоставление отдельным категориям граждан социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" осуществляется на основании договора оказания услуг по перевозке граждан – получателей социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, заключаемого ежегодно между ОАО "РЖД" и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Оформление бесплатного проезда гражданам – получателям социальной услуги производится по предъявлении документа, удостоверяющего личность, документа подтверждающего льготный статус гражданина – получателя социальной услуги, и справки о праве на получение социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортов  в пригородном сообщении на соответствующий год.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот по тарифам, на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и регионов возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов. Аналогичная норма предусмотрена и Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 790).

Однако, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864 Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее Правила) не предусматривают полную компенсацию возникающих потерь в доходах перевозчика. Размер средств федерального бюджета на указанные цели рассчитывается исходя из количества граждан, оставивших за собой право на бесплатный проезд в пригородном сообщении на соответствующий год (справочно: на 01.02.2010 -  4,675 млн человек), и стоимости социальной услуги, установленной Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Стоимость социальной услуги (в 2010 году 71 рубль в месяц на одного гражданина) несравнима с реальной стоимостью потребляемых гражданами социальных услуг.

В 2010 году в соответствии с условиями заключенного договора оказания услуг производится оформление только разовых билетов, что явилось следствием снижения объема перевозок данной категории пассажиров на  53,0% и составило 3,8 млн п-км, перевезено 8,2 млн пассажиров.

Переход на оформление гражданам – получателям социальной услуги разовых билетов является вынужденной мерой в условиях отсутствия решения по полной компенсации потерь в доходах от перевозки получателей социальной услуги и бездействием федеральных органов государственной власти, в первую очередь Минздравсоцразвития России, по решению указанной проблемы.

С 2011 года в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте прекращается перекрестное субсидирование пригородных перевозок за счет грузовых, организация пригородных перевозок будет осуществляться пригородными пассажирскими компаниями. 

Поскольку основным видом деятельности пригородных компаний является организация пригородных пассажирских перевозок, иные источники компенсации возникающих потерь в доходах у перевозчиков отсутствуют.

Таким образом, установленный порядок компенсации за перевозку граждан – получателей социальной услуги будет иметь решающее значение на финансовый результат их деятельности и может поставить под угрозу существование самих пригородных перевозок в отдельных регионах. В этой связи сохранение условий, при которых перевозчик несет на себе бремя финансовой ответственности за несовершенство законодательства о государственной социальной помощи, не представляется возможным.

Количество оформленных льготных проездных документов в поездах дальнего следования гражданам, следующим к месту лечения и получения протезно-ортопедической помощи и обратно, составило 250,8 тыс. (0,2% - удельный вес от общего количества отправленных пассажиров в дальнем следовании) на сумму 789 838 тыс.рублей; пенсионерам, являющимся получателями  трудовых пенсий по старости и инвалидности, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям к месту отдыха и обратно составило 2,5 тыс. на сумму 7426,9 тыс.рублей.

По итогам 2010 года начисленные платежи за проезд федеральных льготников составили 5,6 млрд. рублей. Фактически получено по договору с Минздравсоцразвития России 4,1 млрд. рублей.

Повышение качества обслуживания пассажиров

Реализованы действия, направленные на исключение случаев безбилетного проезда пассажиров в пригородном сообщении - внедрена программа введения новых видов абонементных билетов в пригородном сообщении:

  • абонементные билеты, действительные для проезда пассажиров во все дни недели в течение нескольких месяцев, недель, дней;
  • абонементные билеты, действительные для проезда пассажиров в рабочие дни недели в течение нескольких месяцев, недель, дней;
  • абонементные билеты, действительные для проезда в определенные дни недели и даты в течение одного месяца;
  • абонементные билеты, действительные для проезда пассажиров в выходные дни в течение нескольких месяцев, недель;
  • абонементные билеты на определенное количество поездок.

В 2010 году органом по сертификации Moody International по всей сети обслуживания подтверждено соответствие системы менеджмента качества в части "Обслуживания пассажиров в вагонах класса люкс".

В конце 2010 года органом по сертификации TUV SUD подтверждено соответствие системы менеджмента качества  в части "Деповский ремонт" пассажирских депо  (Орехово-Зуево, Красноярск).

Работа пассажирского комплекса направлена на полное удовлетворение спроса и на эффективное транспортное обслуживание населения, на устойчивое и динамичное развитие перевозок, повышение качества обслуживания пассажиров.

Пассажирам предоставлена возможность самостоятельно (без участия билетного кассира) выбрать условия поездки, оплатить по банковской карте через интернет и получить проездной документ.

Пользователям интернета предложена новая услуга – электронная регистрация, которая позволяет осуществить посадку в поезд без необходимости оформления проездного документа в билетной кассе. С 1 декабря 2009 г. услуга электронной регистрации предлагается на поездах с 001 по 199 номер, включая  скоростные поезда "Сапсан". На полигонах Московского и Северо-Западного филиалов ОАО "ФПК" установлено 45 транзакционных терминалов регистрации, предназначенных для получения проездных документов, ранее оплаченных через интернет. Терминал не содержит банковского приложения,  необходимого для покупки проездных документов, и позволяет пассажиру самостоятельно распечатывать проездные документы, оплаченные ранее через интернет. Исключена для пассажира необходимость стоять в очереди к  билетному  кассиру.

Продолжается взаимодействие с органами внутренних дел на транспорте по обеспечению правопорядка, пресечению преступлений и административных правонарушений граждан на объектах пригородного железнодорожного транспорта.

Практика привлечения значительного количества сотрудников транспортной милиции к совместной работе в электропоездах показала свою эффективность: выручка от продажи билетов в электропоездах на этих направлениях выросла практически вдвое, количество правонарушений снизилось почти до нуля.

Версия для печати
screenRenderTime=1