Пассажирские перевозки в пригородном сообщении

Завершившийся 2010 год можно охарактеризовать как период активного реформирования организационно-правовой структуры пригородного пассажирского комплекса.

В прошедшем году 16 пригородных компаний осуществляли хозяйственную деятельность в качестве перевозчиков. В 2011 году вся деятельность в сфере пригородных перевозок перейдет к дочерним и зависимым обществам ОАО "РЖД".

В пригородном сообщении пассажирооборот выполнен в объеме 28 млрд пас-км (73,4% к предыдущему периоду).

Объективной причиной снижения пассажирооборота в пригородном сообщении является изменение порядка оформления проездных документов федеральным льготникам.

В связи с достигнутыми договоренностями с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации об условиях договора оказания услуг по перевозке граждан-получателей социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, начиная с 1 января 2010 года, производится только по разовым билетам.

Вместе с тем Компанией проводится работа, направленная на пресечение безбилетного проезда пассажиров в поездах пригородного сообщения, что может повлиять на увеличение пассажиропотока в пригородном сообщении. Во взаимодействии с Минтрансом России прорабатываются предложения о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части наделения перевозчика функцией по взысканию с безбилетных граждан гражданско-правовых штрафов, повышения размеров штрафных санкций за безбилетный проезд. Однако, работа в этом направлении  со стороны Минтранса России проводится медленно.

В  соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 950 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий путем установления тарифов и (или) их предельного уровня на пригородные железнодорожные перевозки.

В целях обеспечения безубыточности пригородных пассажирских перевозок между субъектами РФ и перевозчиками заключаются договоры на транспортное обслуживание населения, предусматривающие компенсацию выпадающих доходов перевозчиков от установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня. Однако субсидии, выделяемые субъектами РФ, составляют только около 10% от общей суммы потерь в доходах перевозчиков (в 2009 году – 2,8 млрд рублей, в 2010 году – 3,9 млрд рублей), что является недостаточным для обеспечения безубыточной работы пригородного комплекса и не позволяет сформировать денежный поток для осуществления инвестиций.

В случае отказа органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения перевозчики принимают самостоятельное решение по установлению оптимального уровня тарифов, способствующего увеличению денежной выручки от пригородных пассажирских перевозок. Однако любое повышение тарифов приводит к снижению объемов перевозок и порождает, в свою очередь, увеличение безбилетного проезда.

В 2010 году государством был принят ряд важных решений направленных на поддержку пригородных перевозок. Впервые осуществлялось субсидирование льготных перевозок студентов и школьников, завершено формирование нормативной базы в сфере тарифного регулирования, принято принципиальное решение о софинансировании из федерального бюджета расходов регионов на компенсацию выпадающих доходов от регулирования тарифов на пригородные перевозки.

Реформирование пригородного комплекса и взаимодействие с региональными органами власти

Пригородное сообщение железнодорожным транспортом осуществляется в 73 субъектах Российской Федерации.

До конца 2010 года пригородные перевозки являлись убыточным видом деятельности, поддерживаемым перекрестным субсидированием.

В 2010 году пригородными пассажирскими компаниями осуществлялись  57,6% общесетевых перевозок.  С начала 2011 года весь полигон пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обслуживается пригородными пассажирскими компаниями (далее – ППК).

Пригородный пассажирский комплекс, несущий на себе основное бремя социальной нагрузки деятельности ОАО "РЖД", оказался наименее защищенным в условиях формируемого рынка транспортных услуг. Одной из наиболее остро стоящих проблем, связанных с достижением безубыточности пригородных перевозок, является полное возмещение выпадающих доходов перевозчиков, возникающих в результате регулирования тарифов со стороны регионов, и реализация в этих целях постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в области государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий".

ОАО "РЖД"  проводится большая работа с федеральными органами исполнительной власти в этом направлении, в результате чего:

1. Предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на покрытие выпадающих доходов от регулирования тарифов из федерального бюджета в связи с недостаточностью средств на компенсацию выпадающих доходов в бюджетах регионов (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2010 года № 1322р):

  • 72 регионами направлены обращения в Минфин России на получение дотаций из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в 2011 году;
  • принята Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (приказ ФСТ России от 28 сентября 2010 года  № 235-т/1);
  • утверждена глава III Тарифного руководства, которая содержит тарифы на оказание услуг по использованию инфраструктуры при осуществлении пригородных перевозок (приказ ФСТ России от 28 октября 2010 года № 265-т/1).

2. Инструментом комплексного регулирования перевозок должен стать договор между регионом (заказчиком) и перевозчиком (исполнителем) на организацию транспортного обслуживания. 

В связи с этим ОАО "РЖД" разработан проект федерального закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации". Проект закона определяет системный порядок формирования и исполнения государственного заказа на перевозки пассажиров, а также систему государственной поддержки пригородных железнодорожных перевозок, предусматривает предоставление перевозчиком согласованного с заказчиком объема транспортных услуг по установленным тарифам и компенсацию потерь в доходах от регулирования тарифов. Указанный законопроект был направлен Минтрансом России в Правительство Российской Федерации в августе 2010 года. Аппаратом Правительства Российской Федерации законопроект прорабатывается, проводятся обсуждения с участием представителей причастных министерств и ОАО "РЖД".

В рамках реализации третьего этапа Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года № 384, и с целью выполнения пункта 7 "Плана мероприятий структурной реформы на железнодорожном транспорте в период 2010-2011", утвержденным заместителем председателя правительства Российской Федерации С.Б. Ивановым (от 28 мая 2010 года № 2515п-П9), в 2010 году правлением ОАО "РЖД" рассмотрены вопросы о создании 6 ППК, и в планах работы I полугодия 2011 года рассмотрение вопроса о создании ОАО "Пассажирская компания "Сахалин". Советом директоров ОАО "РЖД" в 2010 году одобрено создание 6 ППК и в плане работы совета директоров на I полугодие 2011 года - рассмотрение вопросов о создании ОАО "Забайкальская ППК" и ОАО "Пассажирская компания "Сахалин".

На конец 2010 года хозяйственную деятельность осуществляли 19 ППК (в том числе 16 компаний-перевозчиков и 3 компании-агента по продаже билетов в пригородном сообщении). С начала 2011 года число действующих ППК решено увеличить до 22 (в том числе ОАО "ППК Черноземье").

Формирование заказа на пригородные пассажирские перевозки

По итогам работы за 2010 год на компенсацию выпадающих доходов от перевозок пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении ОАО "РЖД" совместно с ППК получено  3,9 млрд рублей, что выше на 1,1 млрд руб. по сравнению с 2009 годом (2009 год – 2,8 млрд рублей).

Перечень пригородных пассажирских компаний (ППК)
Наименование ППК Распределение долей акций
1 ОАО "Центральная ППК" ОАО "РЖД" (49,33%)
Администрация г. Москвы (25% + 1 акция)
Администрация Московской области (25% + 1 акция)
2 ОАО "Омск-пригород" ОАО "РЖД" (51,02%)
Администрация Омской области (49%)
3 ОАО "Алтай-пригород" ОАО "РЖД" (51%)
Администрация Алтайского края (49%)
4 ОАО "Экспресс-пригород" ОАО "РЖД" (51%)
Администрация Новосибирской области (46%)
Администрация г. Новосибирска (3%)
5 ОАО "Кузбасс-пригород" ОАО "РЖД" (51%)
Администрация Кемеровской области (49%)
6 ОАО "Краспригород" ОАО "РЖД" (51%)
Администрация Красноярского края (49%)
7 ОАО "Свердловская ПК" ОАО "РЖД" (51%)
Администрация Свердловской области (49%)
8 ОАО "Северо-Западная ППК" ОАО "РЖД" (74%)
Администрация г. Санкт-Петербурга (26%)
9 ОАО "Экспресс Приморья" ОАО "РЖД" (51%)
Администрация Приморского края (49%)
10 ОАО "Волгоградтранспригород" ОАО "РЖД" (51%)
Администрация Волгоградской области (49%)
11 ОАО "Дон-пригород"
(ОАО "Северо-Кавказская ППК")
ОАО "РЖД" (74%)
Администрация Ростовской области (26%)
12 ОАО "Московско-Тверская ППК" ОАО "РЖД" (49,99%)
Администрация Тверской области (25% + 1 акция)
ООО "Дельта-Транс-Инвест" (25% + 1 акция)
13 ОАО "Пермская ПК" ОАО "РЖД" (51%)
Администрация Пермского края (49%)
14 ОАО "Волго-Вятская ППК" ОАО "РЖД" (49,33%)
Администрация Нижегородской области (25% + 1 акция)
Администрация Кировской области (25% + 1 акция)
15 ОАО "Содружество" ОАО "РЖД" (49,33%)
Администрация Республики Татарстан (25% + 1 акция)
Администрация Республики Удмуртия (25% + 1 акция)
16 ОАО "Кубань Экспресс-пригород" ОАО "РЖД" (49%)
Администрация Краснодарского края (51%)
17 ОАО "Башкортостанская ППК" ОАО "РЖД" (100% - 1 акция)
АНО "Желдорреформа" - 1 акция
18 ОАО "Самарская ППК" ОАО "РЖД" (49%)
Администрация Самарской области (51%)
19 ОАО "Байкальская ППК" проект - ОАО "РЖД" (50% - 1 акция)
Администрация Иркутской области (50% + 1 акция)
20 ОАО "Саратовская ППК" ОАО "РЖД" (51%)
Администрация Саратовской области (49%)
21 ОАО "Северная ППК" ОАО "РЖД" (100% - 1 акция)
АНО "Желдорреформа" - 1 акция
22 ОАО "Калининградская ППК" ОАО "РЖД" (100% - 1 акция)
АНО "Желдорреформа" - 1 акция
23 ОАО "ППК Черноземье" ОАО "РЖД" - 51 %
Воронежская область - 25,5%
Липецкая область - 5%
Тамбовская область - 10%
Белгородская область - 9%
24 ОАО "Южно-Уральская ППК"

проект - ОАО "РЖД" (100% - 1 акция)
АНО "Желдорреформа" - 1 акция

25 ОАО "Забайкальская ППК" проект - ОАО "РЖД" (51%)
Администрация Забайкальского края (49%)
26 ОАО "ПК Сахалин" проект - ОАО "РЖД" (100% - 1 акция)
АНО "Желдорреформа" - 1 акция

Версия для печати
screenRenderTime=1