Повышение качества транспортного обслуживания

Основным стратегическим направлениям деятельности холдинга в сфере грузовых перевозок является реализация комплексной программы оптимизации технологии перевозок и на этой основе снижение издержек, а также оптимизация тарифной политики.

С точки зрения грузовладельцев первостепенной задачей железнодорожной отрасли является сохранение стабильности на рынке грузовых железнодорожных перевозок.

Реализация указанной задачи осуществляется на основе своевременной и качественной перевозки предъявляемых грузовладельцами объемов грузов, повышения  эффективности использования парков грузовых вагонов и железнодорожной инфраструктуры, а также оптимизации логистики грузовых перевозок.

В целях обеспечения стабильности и ритмичности перевозок грузов ОАО "РЖД" расширило практику заключения долгосрочных договоров с крупными клиентами на оказание услуг по перевозке грузов. Доля долгосрочных договоров в общем объеме перевозок составила на конец 2010 года 16%. В число крупнейших компаний, которые сделали свой выбор в пользу заключения долгосрочных договоров, вошли ОАО "СУЭК", ОАО "Кузбассразрезуголь", ОАО "Евразхолдинг", ОАО "Металлоинвест" и другие.

В рамках решений, принятых совместно с крупнейшими потребителями услуг железнодорожного транспорта, начата реализация комплексного транспортного обслуживания по приципу "перевозка + предоставление вагона". Удобная для грузовладельцев схема взаимодействия основных участников перевозочного процесса предусматривает выполнение ОАО "РЖД" агентских функций по предоставлению грузоотправителям подвижного состава, принадлежащего третьим лицам, под перевозки грузов (ОАО "ПГК", ОАО "ВГК", иных операторов подвижного состава).

Данная схема позволяет ОАО "РЖД" предложить комплексное транспортное обслуживание грузоотправителям, включающее в себя организацию и осуществление перевозок в вагонах приватного парка (перевозка и предоставление вагонов).

ОАО "РЖД" реализует данную схему по принципу "одного окна", обеспечивая при этом полный цикл взаимодействия с грузоотправителями при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов. При этом ОАО "РЖД" выступает гарантом качественного исполнения обязательств по сделкам (договорам перевозки и договорам на предоставление вагонов) как в части своевременной организации перевозок грузов, так и в отношении подачи железнодорожного подвижного состава под погрузку, и таким образом гарантом вывоза производимых отечественными и иностранными производителями товаров. Так ОАО "РЖД" приступило к оказанию комплексных услуг по перевозке в железнодорожно-паромном сообщении на маршруте Балтийск – Усть-Луга по сквозной тарифной ставке.

С целью обеспечения реализации данной схемы комплексного транспортного обслуживания в ОАО "РЖД" создается система управления парками вагонов различных форм собственности.

Проводится работа по оптимизации перемещения порожних полувагонов, находящихся в управлении ОАО "РЖД" по сети железных дорог, направленная на сокращение встречных порожних рейсов, снижение нагрузки на сортировочные станции и повышение маршрутизации порожнего вагонопотока.

Учитывая тот факт, что принципы управления вагонами одного собственника отработаны и сейчас применяются при управлении парком полувагонов ОАО "ПГК", на первый план выходит задача консолидации управления парками различных собственников, имеющих разные условия предоставления вагонов грузоотправителям.

Также в целях повышения качества обслуживания в настоящее время внедряется технология согласования заявок с учетом пропускной способности инфраструктуры и перерабатывающих способностей станций по погрузке и выгрузке на путях общего и не общего пользования, а также припортовых, пограничных станциях железных дорог России.

В целях перехода на качественно новый уровень обслуживания клиентов ОАО "РЖД" разработана Концепция интегрированной технологии управления движением грузовых поездов по расписанию, которая ободрена Научно-техническим советом Компании.

На основе развития технологии движения поездов по специализированным расписаниям в действующем графике предусмотрены и реализованы "твердые нитки" для  414 грузовых поездов, в т.ч. 244 - контейнерных, 102 - наливных, 71 - для перевозок угля, руды, черных и цветных металлов. В настоящее время спрос на перевозки грузов по "твердым ниткам" графика удовлетворен в полном объеме.

С начала своей деятельности ОАО "РЖД" обеспечивает устойчивую динамику роста уровня маршрутизации грузов. Так, с 2003 года процент маршрутизации повышен с 32,3% до 41 % в 2010 году. Ежесуточно более 22 тыс. вагонов отправлялось с мест погрузки организованными составами.

Динамика специализированных расписаний в графике движения поездов в период 2007-2010 гг.

Динамика специализированных расписаний
в графике движения поездов в период 2007-2010 гг.

Отправительскими  маршрутами формировалось ежесуточно:

  • каменного угля  8,7 тыс. вагонов (75,9 % от погрузки угля);
  • нефти и нефтепродуктов 5,2 тыс. вагонов (43,4%);
  • руды железной 3,3 тыс. вагонов (81,4%);
  • руды цветной 0,7 тыс. вагонов (70,7 %);
  • удобрений 0,9 тыс. вагонов (48,2%).

Это позволило повысить надежность и своевременность доставки грузов в соответствии с потребностями клиентов.

Версия для печати
screenRenderTime=2