Конкурентная среда на транспортном рынке грузовых перевозок

Холдинг "РЖД" в течение последних лет сохранил за собой лидирующие позиции на рынке грузовых перевозок в России. Практически не изменился уровень монопольной позиции холдинга "РЖД" в сегменте грузовых железнодорожных перевозок. При этом наблюдается значительное  усиление конкурентных позиций ОАО "РЖД" в ряде новых сегментов транспортного рынка, таких как: контейнерные перевозки, примыкающая интермодальная логистика, портовые операции и пр. Данное усиление связано с развитием мощностей и активов компании "ТрансКонтейнер" и ряда других специализированных ДЗО и подразделений (ремонтные дирекции), а также за счет приобретения ряда миноритарных пакетов в независимых транспортных компаниях и совместных предприятиях (например, Усть-Луга).

Вместе с тем, холдинг потерял существенную долю рынка в сегменте оперирования грузовыми вагонами. Постепенно (хотя и незначительно) снижалась доля холдинга в общем транспортном балансе за счет роста доли перевозок автомобильным и трубопроводным транспортом. Кроме того, холдинг начал терять монопольные позиции в сегменте грузовых локомотивов, где появление частных локомотивов (около 3% от парка) оказало существенное влияние на денежную долю рынка (оценочно до 7%). Частные локомотивы в настоящее время применяются на оптимизированных с точки зрения затрат маршрутах. Холдинг "РЖД" по-прежнему практически не представлен в сегменте ППЖТ, где сохраняется доминирование частных транспортных компаний и внутренних железнодорожных цехов компаний-грузоотправителей.

В настоящее время при осуществлении транзитных контейнерных перевозок грузов ОАО "РЖД" конкурирует с трансконтинентальными грузоперевозками и перевозками морским транспортом. Экспертным советом ФАС России принято решение о необходимости дерегулирования ценообразования в этом секторе рынка железнодорожных перевозок и переходу на свободные контрактные цены. 

Конкурентная позиция Холдинга в железнодорожных грузовых перевозках, определяемых как все виды транспортных услуг по предоставлению инфраструктуры и локомотивов для грузовых перевозок (исключая ремонты и обслуживание железнодорожных мощностей и подвижного состава), с точки зрения доли рынка характеризуется следующими основными параметрами:

  • сохранение практически монопольных позиций и близкой к 100% доли рынка в грузовых перевозках по инфраструктуре общего пользования при начавшемся давлении частного бизнеса в подсегменте предоставления локомотивов (потеря около 3% рынка в перевозке на путях общего пользования без учета предприятий промышленного железнодорожного транспорта) в силу частичного допуска частных локомотивов;
  • незначительное присутствие в грузовых железнодорожных перевозках на путях необщего пользования (сегмент ППЖТ),  подавляющее большинство таких железнодорожных компаний/цехов являются локальными монополиями;
  • для более чем 70% объема перевозок холдинга железнодорожная перевозка является единственной физической и/или экономической альтернативой ("защищенный рынок "РЖД"), при этом размер этого сегмента рынка постепенно сужается в силу развития автодорожной и трубопроводной инфраструктуры;     
  • незначительное, но устойчивое сокращение доли рынка железнодорожных грузовых перевозок холдинга "РЖД" по отношению к автомобильным перевозкам (прежде всего на расстояниях до 1 000 – 1 200 км по всей номенклатуре несырьевых грузов) и трубопроводному транспорту (нефтепродукты и нефтехимические продукты всех видов при любой дальности перевозки);
  • минимальный уровень прямого присутствия за пределами России (Армянская железнодорожная концессия (2008 год), по объемам перевозки составляющая менее 4% от рынка СНГ и менее 2% от российского рынка), при возможном выходе в кратко- и среднесрочной перспективе на ряд других рынков (коридоры/концессии в Центральной Азии и Ирано-Азербайджанском коридоре).

С точки зрения других ключевых факторов, определяющих конкурентную позицию холдинга в сегменте, можно отметить следующее.

  1. В 2010 году в процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте продолжилось развитие конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок.
  2. За 2010 год российский парк грузовых вагонов увеличился на 3,4% и составил более 1 млн 25 тыс. вагонов (на 31 декабря 2009 года – 991 тыс. вагонов).
  3. По состоянию на 31 декабря 2010 года инвентарный парк ОАО "РЖД" насчитывает более 212 тыс. вагонов или 20,7% от общего российского парка. На 31 декабря 2009 года доля ОАО "РЖД" составляла 34,1% (парк ОАО "РЖД" - 337,9 тыс. вагонов).

Структура российского парка грузовых вагонов, % (без учета вагонов - "транспортер")

Структура российского парка грузовых
вагонов

В связи с преобладанием выбытия вагонов ОАО "РЖД" над их поступлением при увеличении количества приватных вагонов изменилась структура парка по видам собственности.

Доля парка ДЗО ОАО "РЖД" составила 29,7%, а независимых частных собственников – 49,5% в общей структуре парка (против 23,9% и 41,9% на 31 декабря 2009 года)

Увеличен принадлежащий независимым частным компаниям парк полувагонов (+22,3%), в т.ч. прочих (специализированных) вагонов (+36,0%), крытых вагонов (+7,9%), цистерн (+8,9%) и платформ (-2,5%).

Доля холдинга "РЖД" уменьшилась по всем родам вагонов, кроме прочих. Наибольшими темпами сокращалась доля парка полувагонов ОАО "РЖД" (снижение более 50%) (в связи с передачей части парка полувагонов ОАО "Вторая грузовая компания" и их продажей независимым частным собственникам).

Структура российского рынка оперирования грузовыми вагонами по объемам в 2003-2010 гг., %

Структура российского рынка оперирования
грузовыми вагонами по объемам в 2003-2010 гг., %

В 2010 году по сравнению с 2009 годом доля ОАО "РЖД" (без учета дочерних и зависимых обществ) на рынке оперирования грузовыми вагонами по объемам грузовых железнодорожных перевозок снижена с 33,8% до 25,5%. Доля дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" в объемах перевозок достигла 23,9%. Объемы перевозок в вагонах холдинга "РЖД" (ОАО "РЖД" и дочерние и зависимые общества) в 2010 году снижены на 1,9% (-11,9 млн т). При этом в целом по рынку прирост объемов перевозок составил 8,9%. В то же время, объемы перевозок в вагонах иных собственников увеличились на 18,5% (+104,6 млн т).

Доля ОАО "РЖД" на рынке оперирования грузовыми вагонами по объемам грузооборота сокращена с 78,2% в 2003 году до 18,6% в 2010 году.

В 2003 году доля грузооборота, приходящегося на вагоны частных собственников, составляла 21,8%, а в 2010 году аналогичный показатель достиг 81,4% (+10,6 п.п. к 2009 году).

Структура российского рынка оперирования грузовыми вагонами по объемам грузооборота в 2003-2010 гг., %

Структура российского рынка оперирования
грузовыми вагонами по объемам грузооборота в 2003-2010 гг., %

В течение 2003-2008 гг. холдинг существенно ослабил свои конкурентные позиции в области оперирования грузовыми вагонами.

Доля холдинга в 2010 году составила около 53% по числу вагонов и выручке (по сравнению с 75-78% в 2002-2003 гг.), что связано с дерегулированием рынка и тарифной свободой деятельности частных операторов, а также с активным входом на рынок частных лизинговых компаний.

Максимальные доли рынка холдинга универсального подвижного состава (полувагоны и пр.), где холдинг контролирует более 75% рынка, в сегменте зерновозов (90% рынка) и цементовозов (70% рынка), тогда как в сегменте цистерн доля рынка холдинга существенно ниже (около 25%). Таким образом, структура подвижного состава холдинга делает его менее конкурентоспособным с точки зрения перевозки грузов 3 класса.

Численность российского парка грузовых вагонов, тыс. ед. (по состоянию на 31.12.2010 г.)

Численность российского парка
грузовых вагонов, тыс. ед. (по состоянию на 31.12.2010 г.)

Вагонный бизнес холдинга фрагментирован по 3 основным группам:

  • инвентарный парк ОАО "РЖД" (около 35% рынка);
  • парк созданной в 2007 году "Первой грузовой компании" (около 28% рынка);
  • парк 3 малых по объемам ДЗО ("Рефсерсис", "РейлТрансАвто", "Русская тройка". Суммарная доля менее 3% рынка.),

При этом перевозки в инвентарном парке по-прежнему являются объектом жесткого тарифного регулирования. Планируемое создание ВГК (с 2010 года) ликвидирует тарифную дискриминацию парка холдинга в сегменте.

Холдинг обладает меньшей, по сравнению со среднерыночной, долей маршрутных перевозок (около 30% при средней цифре в 36-37%), при этом основная часть маршрутных перевозок холдинга сегодня сосредоточена в ПГК (более 45%), что фактически превратит ВГК в оператора повагонных поставок.

С точки зрения дополнительных услуг, связанных с предоставлением вагонов (экспедирование, информационно-технические услуги и пр.) холдинг занимает менее 5% национального рынка.

Холдинг на сегодня не присутствует в сегменте оперирования вагонами за пределами Российской Федерации (кроме предоставления вагонов для перевозки экспортно-импортных грузов из/в Россию).

Транспортно-логистические услуги

Представляют собой комплексное транспортное обслуживание:

  • экспедирование;
  • терминально-складские услуги;
  • контрактную логистику;
  • смежные дополнительные услуги (например, таможенно-брокерские).

Холдинг "РЖД" представлен:

  • в области терминально-складских услуг - ОАО "РЖД" (более 500 терминалов), для управления которыми создана Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом;
  • в области экспедиторской деятельности и контрактной логистики - ОАО "РЖД", ОАО "ПГК", ОАО "Трансконтейнер", ЗАО "Русская тройка", ОАО "РейлТрансАвто", ОАО "Рефсервис", ОАО "РЖД Логистика", ООО "ТрансЕвразияЛоджистикс". При этом могут быть созданы (приобретены) другие ДЗО.

Логистическая деятельность является одним из важнейших видов бизнеса, в котором холдинг "РЖД" может обеспечить устойчиво-высокий уровень финансовой, операционной эффективности и конкурентоспособности за счет сочетания факторов долгосрочной привлекательности сегмента и способности холдинга реализовывать эти возможности при приемлемой стоимости входа в сегмент. Кроме того данный вид бизнеса имеет высокий уровень синергии с основной деятельностью холдинга на рынке грузовых перевозок.

Логистический бизнес будет развиваться по трем стратегическим направлениям:

  • формирование инфраструктурных возможностей для оказания комплекса логистических услуг высокого уровня качества, что требует создания системы современных терминально-логистических комплексов на сети российских железных дорог;
  • оптимизация существующих терминально-складских активов ОАО "РЖД" и организация предоставления на их базе востребованных широким кругом клиентов терминально-складских услуг;
  • создание дополнительного интерфейса с пользователями транспортных услуг посредством развития контрактной логистики и выхода ОАО "РЖД" на рынок комплексных клиентоориентированных логистических услуг.

 ОАО "РЖД" обладает рядом дополнительных активов и мощностей, которые могут быть использованы для работы в сегменте:

  • собственный автотранспорт, используемый железными дорогами для своей производственной деятельности, но который может быть частично перепрофилирован для работы в сегменте (более 15 000 единиц автотехники);
  • производственные здания и сооружения (прежде всего, недозагруженные), расположенные в районах грузовых станций и терминалов ОАО "РЖД" (административные, складские, промышленные, и пр.).

В сегментах "Перевозки грузов в контейнерах" и "Транспортно-логистические услуги" холдинг "РЖД" сохранил и упрочил позиции в контейнерных железнодорожных перевозках (как по размеру парка, так и по терминальным мощностям), создал себе "платформы роста" в сегменте терминального бизнеса, интегрированной логистики и автоперевозок, а также активно начал развивать свое международное присутствие (физические мощности, сбытовые представительства).

При этом общая доля рынка ТЛУ холдинга (за пределами контейнерных железнодорожных перевозок) остается минимальной (менее 3% в целом, при выручке сегмента менее 2% от традиционного перевозочного бизнеса холдинга).

Версия для печати
screenRenderTime=2