Динамика объемов грузовых перевозок

Погрузка

По итогам работы в 2010 году погрузка составила 1 205,8 млн тонн (3 303,5 тыс. тонн в сутки), что выше уровня 2009 года на 97,6 млн тонн или на 8,8%.  Высокая динамика во многом обусловлена низким базовым значением погрузки (спад погрузки в 2009 году составил 15%). Значительный прирост погрузки более 50% к уровню 2009 года обеспечен за счет нефтяных грузов (10,8%), каменного угля (3,9%) и строительных грузов (11,2%).

Погрузка грузов 1 класса увеличилась по сравнению с 2009 годом на 49,8 млн тонн или 7,6%, грузов 2 класса – на 28,0 млн тонн или 8,9%, грузов 3 класса – на 19,8 млн тонн или 14,0%.

Доли доходов по классам грузов,
% Доли объемов по классам грузов, %

Максимальное увеличение погрузки
по грузам, тыс. тоннМаксимальное увеличение погрузки относительно уровня 2009 года достигнуто по следующим группам грузов:

  • нефтеналивным грузам – на 24,7 млн тонн или на 10,8%;
  • строительным грузам – на 14,4 млн тонн или на 11,2%;
  • каменному углю – на 10,9 млн тонн или на 3,9%.

 

В общем объеме погрузки  доля  нефтяных грузов возросла на 0,4% (с 20,6% в 2009 году до 21,0% в 2010 году), черных металлов – на 0,2% (с 5,8% в 2009 году до 6,0% в 2010 году) и удобрений – на 0,3% (с 3,5% в 2009 году до 3,8% в 2010 году). При этом доля угля, железной руды, лесных грузов и зерна снизилась на 1,1%; 0,2%; 0,3% и 0,5%.

Росту погрузки способствовало повышение уровня использования потенциальной грузовой базы.

Факторный анализ показывает, что при увеличении объема погрузки грузов по сети железных дорог в 2010 году на 97,6 млн тонн, прирост погрузки в результате увеличения объемов производства продукции составил 91,7 млн тонн.

При этом улучшилось использование потенциальной грузовой базы железнодорожного транспорта по отдельным группам грузов, что способствовало росту их погрузки. В частности:

  • сырой нефти – на 14,9 млн тонн;
  • цветной руды и серного сырья – на 3 млн тонн;
  • лома черных металлов – на 2,3 млн тонн;
  • промышленного сырья и формовочных материалов – на 1,3 млн тонн.

В то же время, по углю, железной руде, дизельному топливу, удобрениям, лесным грузам, строительным грузам и ряду других грузов использование грузовой базы ухудшилось, что явилось ограничивающим фактором для увеличения погрузки этих групп грузов.

Доля погрузки различных категорий грузов, %

Доля погрузки различных категорий
грузов, %

По причине отложенного спроса на перевозки в ожидании улучшения рыночной конъюнктуры, недостаточно высокого уровня межвидовой конкурентоспособности и, как следствие, "ухода грузов" на другие виды транспорта, а также других факторов фактический рыночный спрос на перевозки ряда грузов железнодорожным транспортом был ниже, чем потенциально возможный с учетом динамики производства продукции.

В целях более полного использования потенциала грузовой базы и повышения доходов от грузовых перевозок, особое внимание при работе с грузовладельцами следует уделить привлечению к погрузке дополнительных объемов дизельного топлива, автомобилей, продовольственных товаров, угля, удобрений, лесных грузов.

Динамика объемов погрузки в 2004-2010 гг.

Динамика объемов погрузки в 2004-2010
гг.

Изменение объемов среднесуточной погрузки за 2007-2010 гг., тыс. тонн

Изменение объемов среднесуточной
погрузки за 2007-2010 гг., тыс. тонн

Изменение среднесуточной погрузки в 2010 году, тыс. тонн

Изменение среднесуточной погрузки
в 2010 году, тыс. тонн

Высокая динамика погрузки в прошлом году была обусловлена, главным образом, ускоренным восстановлением производства в черной металлургии, промышленности строительных материалов, угольной отрасли и химической промышленности, а также увеличением экспортных железнодорожных перевозок сырой нефти в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди трубопроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан".

Причем, если в начале года динамика отраслей, формирующих грузовую базу железнодорожного транспорта, значительно опережала динамику промышленности, то есть происходило интенсивное послекризисное восстановление производства в данных отраслях, то к концу года темпы роста грузовой базы и промышленности практически сровнялись.

Анализ динамики погрузки (в сопоставимых условиях), показывает, что спад, начавшийся в I полугодии 2008 года и достигший дна в январе 2009 года, затем сменился восстановительным ростом. Однако в период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года рост практически прекратился и снова возобновился лишь в октябре 2010 года.

Динамика среднесуточной погрузки относительно докризисного уровня (% к соответствующему месяцу 2007 г.)

Динамика среднесуточной погрузки
относительно докризисного уровня (% к соответствующему месяцу 2007 г.)

Объемы погрузки грузов в 2010 году примерно соответствуют уровню 2004 года.

Грузооборот

По итогам 2010 года грузооборот транспорта в России вырос на +6,9%.

В 2010 году грузооборот железнодорожного транспорта составил 2501,8 млрд т-км (+10,1% к уровню 2009 года). Грузооборот без учета пробега вагонов иных собственников, арендованных и ДЗО ОАО "РЖД" в порожнем состоянии увеличен на +7,8% и составил 2011,3 млрд т-км.

Помесячная динамика грузооборота нетто в 2008-2010 гг. (темп роста к аналогичному периоду предыдущего года), %

Помесячная динамика грузооборота
нетто 2008 - 2010 гг.

Динамика грузооборота нетто в 2007-2010 гг. (помесячно), млрд т-км

Динамика грузооборота нетто в
2007-2010 гг.

Грузооборот (без учета порожнего пробега приватного и арендованного подвижного состава), 2004-2010 гг., млрд т-км

Грузооборот без учета порожнего
пробега

Грузооборот (с учетом порожнего пробега приватного и арендованного подвижного состава), 2004-2010 гг., млрд т-км

Грузооборот с учетом порожнего
пробега

Темпы прироста грузооборота железнодорожного траноспрта (без учета порожнего пробега приватного и арендованного подвижного состава, по отчетным данным ОАО "РЖД"), 2009-2010 гг., % к аналогичному периоду предыдущего года

Темпы прироста грузооборота

Версия для печати
screenRenderTime=1