Диверсификация деятельности ОАО "РЖД" на основе маркетинговой политики и вывода на рынок комплексных транспортных продуктов

Стратегия развития ОАО "РЖД" предусматривает повышение конкурентоспособности и укрепление рыночных позиций компании. Для ОАО "РЖД", как ключевого транспортного звена России, важнейшей задачей является обеспечение комплексного, динамичного развития холдинга с учетом изменяющихся условий на внешнем и внутригосударственном рынке транспортного обслуживания, а также формирование спроса на новые виды высококачественных транспортных услуг.

В соответствии с прогнозами на период 2011-2015 гг. среднегодовой прирост грузооборота по сети железных дорог (без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) составит от 3,4% по базовому (консервативному) сценарию стратегии Холдинга, до 6,2% - по оптимистичному сценарию. Общий прирост грузооборота за этот период составит от 12,1% до 26,9% в зависимости от сценария развития.

В процессе структурного реформирования отрасли и ОАО "РЖД" большое внимание уделяется развитию конкуренции в сфере грузовых перевозок. С 2003 года в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации создавались условия для развития частной собственности на грузовые вагоны. Последствиями принимаемых решений является рост доходов от оперирования у независимых частных собственников грузовых вагонов при увеличении затрат ОАО "РЖД" на содержание и обслуживание инфраструктуры. Правительством Российской Федерации определены основные направления реформирования сектора на период до 2015 года:

  • сохранение ОАО "РЖД" как общесетевого перевозчика, интегрированного с инфраструктурой общего пользования;
  • полное выведение из ОАО "РЖД" в ДЗО грузовых вагонов;
  • продажа пакета акций ОАО "ПГК" (дочернего общества ОАО "РЖД") в целях снижения доли Холдинга в сегменте владения грузовыми вагонами менее 30% для роста конкуренции;
  • создание института частных локальных перевозчиков с собственными локомотивами.

Целевыми задачами Холдинга в сфере дальних пассажирских перевозок являются:

  • повышение конкурентоспособности Холдинга на рынке, рост качества услуг, внедрение стандартов обслуживания пассажиров, повышение уровня подготовки проводников;
  • увеличение доли объемов перевозок пассажиров в дерегулированном сегменте, снижение зависимости бизнеса от государственного заказа;
  • повышение гибкости ценообразования, сближение цен на регулируемые и дерегулированные перевозки;
  • расширение сети продаж, в т.ч. за рубежом, внедрение новых форм оплаты проезда с применением электронных проездных документов;
  • внедрение новых эффективных типов подвижного состава, сокращение стоимости жизненного цикла подвижного состава.

Учитывая особую роль железных дорог в транспортной системе страны и интеграцию в мировую транспортную систему, а также расширение внешнеторговых связей России со странами Европы и Азии,  развитие логистики является одним из стратегических аспектов деятельности на современном этапе.

ОАО "РЖД" ориентируется на имеющиеся современные подходы и инновационные решения по работе с клиентами и другими субъектами рынка транспортных услуг (экспедиторами, операторами, собственниками подвижного состава) с учетом мировых стандартов качества услуг. Активное сотрудничество, широкое внедрение  положительного опыта наших международных бизнес-партнеров и использование потенциальных ресурсов самой компании, позволяет предложить нашим клиентам конкурентоспособные комплексные логистические услуги, максимально адаптированные к условиям и особенностям российского транспортного рынка.

ОАО "РЖД" уделяет большое внимание продвижению и реализации целого ряда транспортно-логистических проектов, связанных с портами и портовой инфраструктурой, так как значительную часть  внешнеторгового оборота России формируют морские порты, являющиеся территорией аккумуляции и дистрибуции наиболее крупных товарных потоков. Именно здесь сосредоточен значительный потенциал для участия в реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства.

Внедрение логистических принципов для крупных вертикально-интегрированных корпораций предполагает широкое использование современных логистических технологий и информационных инструментов, ориентированных на обеспечение перевозок по единой технологии: от места образования грузопотоков до места их погашения. Развитие данных технологий может быть эффективным исключительно на основе кооперации и интеграции, что невозможно без тесного сотрудничества производителей и потребителей перевозочных и инфраструктурных услуг.

В системе фирменного транспортного обслуживания, обеспечивающем полный цикл взаимодействия с клиентами при формировании и исполнении заявок на перевозку грузов,  ведется активная работа по внедрению новых технологий обслуживания грузовладельцев, экспедиторских организаций, операторов подвижного состава  и других участников перевозочного процесса.

В компьютерной сети Интернет открыта для пользователей Электронная торговая площадка транспортных услуг. В настоящее время клиенты торговой площадки имеют возможность получить непосредственно со своего рабочего места следующие услуги:

  • информация о дислокации и пути следования вагона или контейнера;
  • предварительный расчет провозных платежей;
  • информация о состоянии лицевого счета плательщика;
  • доступ к централизованным справочникам железнодорожного транспорта.

С учетом устойчивых тенденций развития рынка транспортных услуг предполагается размещение на торговой площадке ресурсного парка собственников подвижного и организации его взаимодействия с непосредственными потребителями транспортных услуг, что позволит реализовать принципы клиентоориентированности для всех участников перевозочного процесса.

Широкое использование средств автоматизации, информатизации процесса перевозок, внедрение современных технологий обслуживания клиента являются основными направлениями повышения качества услуг железнодорожного транспорта.

В рамках проводимой работы, направленной на коммерциализацию деятельности ОАО "РЖД" на рынке транспортных услуг, с клиентами ЦФТО ОАО "РЖД" в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) заключены договоры на оказание услуг:

  • комплексная транспортно-логистическая услуга (перевозка груза плюс перевалка в порту);
  • железнодорожно-паромное сообщение;
  • комплексная услуга (перевозка грузов и предоставление транспортного средства);
  • мониторинг перевозки грузов по железным дорогам России;
  • услуга по организации работы с парком вагонов принадлежащих оператору;
  • организация перевозок контейнерных поездов по графику с согласованным временем оправления и прибытия.

Версия для печати
screenRenderTime=2