Принципы государственного регулирования и формирования тарифной политики в отношении ОАО "РЖД"

Новые принципы тарифного регулирования, направленные на обеспечение экономически обоснованной доходности капитала железнодорожного транспорта, а, следовательно, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, заложены в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок". Эти принципы получили развитие в принятой ФСТ России в августе 2010 года "Методике расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки", определяющей четкий алгоритм расчета экономически обоснованного уровня индексации тарифов, который должен использоваться при взаимоотношениях государства и железнодорожного транспорта при принятии решений об индексации тарифов ниже экономически обоснованного уровня.

Регулируемый сегмент государством
(инфраструктура)

Методика позволяет на базе принятого на государственном уровне методологического обеспечения определять реальные потребности организаций железнодорожного транспорта в эксплуатационных затратах и нормативной прибыли, необходимой для расширенного воспроизводства основных фондов железнодорожного транспорта общего пользования. Реальная оценка этих параметров дает возможность государству выбрать направления эффективного использования бюджетных средств. Они могут, в частности, пойти на компенсацию части транспортных затрат отдельным отраслям экономики или на возмещение потерь, которые получает железнодорожный транспорт, когда ему устанавливают уровень тарифов ниже экономически обоснованного.

Тарифы на Едином экономическом пространстве Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 9 декабря 2010 года подписаны:

  • Соглашение о регулировании доступа к услугам  железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики;
  • Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
  • Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий.

Соглашением о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта предусматривается выравнивание тарифов на перевозки грузов по железным дорогам государств-участников ЕЭП во всех видах сообщения.

Изменения в Прейскуранте №10-01

В 2010 году продолжена работа по совершенствованию тарифных руководств. Подготовлены и внесены изменения и дополнения:

  • порядка тарификации перевозок грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах;
  • порядка тарификации перевозок грузов в контейнерах комплектом на вагон после перегрузки на пограничных передаточных станциях РЖД;
  • порядка тарификации негабаритных грузов на универсальном подвижном составе;
  • уточнения порядка тарификации перевозок опасных грузов;
  • порядка взимания сбора за накатку-выкатку на паромную переправу Ванино-Холмск и перестановку колесных пар для вагона-дизель-электростанции.

Кроме того, с целью мотивации собственников вагонов к более рациональному размещению и локальному регулированию парка с 1 февраля 2010 года введена новая методика определения договорного сбора за отстой на путях общего пользования собственного подвижного состава, не используемого под перевозки грузов, которая также учитывает капиталоемкость развития пропускной и перерабатывающей способности этих путей.

Индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 3,5 раза ниже по сравнению с увеличением тарифов по транспортной системе в целом.

Прирост тарифов на грузовые перевозки в среднем по всем видам транспорта в 2010 году составил +33,1% (к декабрю 2009 года), в основном за счет роста тарифов на услуги трубопроводного транспорта, которые возросли более чем в 1,5 раза (+56%).

За период 2004-2010 гг. динамика доходной ставки по грузовым железнодорожным перевозкам значительно отстает от темпов индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

Индекс изменения тарифов по видам транспорта, 2010 г. (к декабрю 2009 г.)

Индекс изменения тарифов по видам
транспорта, 2010 г. (к декабрю 2009 г.)

Версия для печати
screenRenderTime=1