Некоторые итоги деятельности дочерних и зависимых обществ, созданных в рамках структурной реформы

По итогам 2010 года дочерними обществами ОАО "РЖД", за исключением пригородных пассажирских компаний, получены следующие совокупные показатели (млрд руб.):

Наименование обществаПланФакт+/-%
Совокупные активы 750,9 865,2 +10,8 +15,2
Чистые активы 578,7 692,5 +85,2 +19,8
Доходы от основной деятельности 436,4 453,5 +23,3 +3,9
Расходы от основной деятельности 436,6 439,0 +2,4 +0,6
Прибыль от продаж -0,2 14,5 +14,7 Х
Чистая прибыль 11,7 20,3 +8,6 +79,6

Подробная информация представлена в приложении 10-12.

Итоги деятельности дочерних и зависимых обществ, связанных с грузовыми перевозками

ОАО "Первая грузовая компания" (ОАО "ПГК")

ОАО "Первая грузовая компания" зарегистрировано 26 июля 2007 г. Уставный капитал составляет 85,652 млрд руб. Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале составляет 100% минус 1 акция.

ОАО "ПГК" как компания-оператор железнодорожного подвижного состава осуществляет следующие виды деятельности:

  • оперирование собственным подвижным составом;
  • предоставление подвижного состава в аренду третьим лицам;
  • оказание экспедиторских услуг;
  • предоставление услуг по подготовке вагонов (цистерн) к погрузке или ремонту (производственная деятельность промывочно-пропарочных станций).
Основные финансово-экономические и производственные показатели ОАО "ПГК", млрд руб.
Наименование показателейПланФакт+/-%
Совокупные активы 125,8 127,7 +1,8 +1,4
Чистые активы 100,4 107,6 +7,1 +7,1
Доходы от основной деятельности 90,9 97,1 +6,2 +6,9
Прибыль от продаж 10,1 18,4 +8,3 +82,1
Чистая прибыль 5,6 11,9 +6,3 +112,5
Производственные показатели
Наименование20092010+/-%
Грузооборот, млн ткм 470 475 533 643 +63 168 +13,4
Погрузка, млн тонн 202,7 245,7 +43,0 +21,2
Средняя дальность перевозки, км 2 301 2 168 -133 -5,8
Средняя стат. нагрузка вагона, тонн 64,7 64,4 -0,3 -0,5
Производительность, ткм/ваг в сутки 8 563 8 917 +354 +4,1

Перспективы развития ОАО "ПГК"

Общество ставит перед собой задачи продолжать динамичное развитие, наращивая рыночные доли в сегменте перевозок грузов железнодорожным транспортом и расширяя портфель оказываемых услуг, последовательно обновлять парк подвижного состава, в том числе за счет приобретения современных моделей вагонов. Стратегия среднесрочного развития ОАО "ПГК" направлена на рост стоимости бизнеса. Компания планирует продолжить географическую экспансию за счет территорий "Пространства 1520".

ОАО "Вторая грузовая компания" (ОАО "ВГК")

ОАО "Вторая грузовая компания" зарегистрировано 24 сентября 2010 г. Основными видами деятельности являются оперирование собственным подвижным составом; предоставление подвижного состава в аренду третьим лицам и оказание экспедиторских услуг. Уставный капитал составляет 46,4 млрд руб. Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале составляет 100% минус 1 акция.

ОАО "ВГК" как компания-оператор железнодорожного подвижного состава осуществляет следующие виды деятельности:

  • оперирование собственным подвижным составом;
  • предоставление подвижного состава в аренду третьим лицам;
  • оказание экспедиторских услуг.
Основные финансово-экономические и производственные показатели ОАО "ВГК", млрд руб.
Наименование показателейПланФакт+/-%
Совокупные активы 53,4 56,7 +3,3 +6,2
Чистые активы 29,2 31,6 +2,0 +8,0
Доходы от основной деятельности 3,9 3,9 0,0 -0,5
Прибыль от продаж 1,4 2,3 +1,0 +71,5
Чистая прибыль 1,1 1,8 +0,7 +65,7

Перспективы развития ОАО "ВГК"

Бизнес-планом ОАО "ВГК" в качестве бизнес-модели определена модель универсального общесетевого оператора – компании, владеющей универсальным парком подвижного состава и осуществляющей оперирование по всей сети железных дорог.

В первый год деятельности ОАО "ВГК" ставит следующие задачи:

  • завершить формирование уставного капитала Общества;
  • завершить формирование организационно-штатной структуры Общества, включая филиальную сеть;
  • завершить формирование бизнес-модели Общества в соответствии с утвержденным на Совете директоров ОАО "РЖД" бизнес-планом создания и развития ОАО "ВГК";
  • обеспечить самостоятельное оперирование не менее чем 50% общего парка вагонов ОАО "ВГК".

ОАО "ВГК" планирует предоставлять ПС под все виды перевозок – внутренние, импортные, экспортные и транзитные. С 2011 года по мере развития бизнеса планируется выход на рынки стран СНГ и Балтии. Общесетевой статус компании и широкая география обуславливают создание филиальной сети с представительством на всех ключевых железных дорогах.

Итоги деятельности дочерних и зависимых обществ, связанных с пассажирскими перевозками

Создание дочерних пригородных компаний - одно из направлений Программы структурной реформы железнодорожного транспорта, позволяющее сократить убыточность пригородного пассажирского комплекса (ППК) и улучшить качество обслуживания пассажиров.

На конец 2010 года пригородные пассажирские перевозки на территории России осуществляли шестнадцать компаний – перевозчиков и три агента по продаже билетов.

Пассажирооборот ДЗО (с учетом ООО "Аэроэкспресс") в пригородном сообщении составил 57,9% (16,2 млрд п-км) от общего объема по сети железных дорог, отправлено 514,7 млн пассажиров.

Доходы пригородных пассажирских компаний – дочерних обществ ОАО "РЖД" за 2010 год (по всем видам деятельности) составили 29,1 млрд рублей, расходы – 33,1 млрд рублей, убыток от этого вида деятельности  превышает 4 млрд рублей.

На конец года дебиторская задолженность по ППК снизилась по сравнению с началом года и составила 3,6 млрд рублей, кредиторская задолженность увеличилась с 7,6 млрд рублей до 13,3  млрд рублей

Основная причина увеличения кредиторской задолженности ППК – расширение полигона перевозочной деятельности действующими ППК и создание новых ППК-перевозчиков по отношению к началу года. Расширение полигонов ППК произошло в основном в IV квартале 2010 года в условиях, когда большинство субъектов РФ исчерпали лимиты бюджетных средств на компенсацию выпадающих доходов в адрес железных дорог в первой половине года.

ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ОАО "ФПК")

ОАО "Федеральная пассажирская компания" создано 3 декабря 2009 года. 2010 год является первым годом осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности ОАО "ФПК", как юридического лица. Основными видами деятельности являются перевозка пассажиров в дальнем следовании, включая международное сообщение, перевозка багажа и грузобагажа в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении, текущее содержание, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатация пассажирского железнодорожного подвижного состава. Уставный капитал составляет 137,2 млрд руб. Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале составляет 100% - 1 акция.

В 2010 году ОАО "ФПК" объем пассажирских перевозок в поездах компании составил в 93,0 млрд пасс-км, в том числе в поездах собственного формирования - 83,3 млрд пасс-км. Перевезено 90,9 млн пассажиров, в том числе в поездах собственного формирования – 81,7 млн чел. Использование вместимости составило 73,4%.

Запланированные на 2010 год пассажирооборот и количество отправленных пассажиров по ОАО "ФПК" выполнены в полном объеме.

Наименование показателейПлан, млрд руб.Факт, млрд руб.+/-, млрд руб.%
Совокупные активы 168,1 175,4 7,4 +4,4
Чистые активы 148,7 148,6 -0,1 -0,1
Доходы от основной деятельности 135,5 136,1 +0,6 +0,5
Прибыль от продаж -21,6 -21,6 0,0 0,0
Субсидии 26,6 26,7 +0,1 +0,4
Чистая прибыль 0,5 0,3 -0,2 -44,1

Международные перевозки

ОАО "ФПК" осуществляет перевозку в 19 стран дальнего зарубежья Европы и Азию по 57 международным маршрутам из 16 городов Российской Федерации.

Всего за 2010 год в международном сообщении было перевезено  635 тыс. пассажиров, что составляет 98% к уровню 2009 года.

Продажа и оформление проездных документов

В 2010 году на сети железных дорог оформлено 129 130 567 мест на поезда дальнего следования, что составляет 99,1% к аналогичному периоду 2009 года.

За период с 1 января по 31 декабря 2010 года через Интернет было оформлено 7 272 944 мест. Продажа электронных билетов составила 5,6% от общего количества мест, реализованных в целом по сети железных дорог.

За 2010 год электронной регистрацией воспользовалось более 1 203 570 пассажиров.

В 2010 году на ТТС оформлено 2 683 650 проездных документов, оформлено и оплачено - 360 758 мест.

Вследствие выполнения основных объемных и качественных показателей по итогам 2010 года достигнут положительный финансовый результат перевозочной деятельности.

Финансово-экономические показатели ОАО "ФПК" за 2010 год, млрд руб.
ПоказателиПланФакт+/-%
Доходы всего 135,4 136,1 +0,7 +0,5
      Доходы от пассажирских перевозок
118,9 116,9 -2,0 -1,7
      Доходы от прочих продаж
16,5 19,2 +2,7 +16,4
Расходы всего 157,0 157,7 +0,7 +0,4
      Расходы от пассажирских перевозок
142,7 143,1 +0,4 +0,3
      Расходы от прочих продаж
14,3 14,6 +0,3 +2,1
Операционная прибыль -21,6 -21,6 +0,0 0,0
      Субсидии из Федерального бюджета
26,6 26,7 +0,1 +0,4
Операционная прибыль с учетом субсидий 5,0 5,1 +0,1 +2,0
      Результат от прочих доходов и расходов
- 1,8 - 1,9 -0,1 +5,6
Прибыль 3,2 3,2 +0,0 0,0
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства 2,7 2,9 +0,2 +7,4
Чистая прибыль/убыток 0,5 0,3 -0,2 -40,0

Вследствие разработки и внедрения мероприятий по оптимизации издержек (экономический эффект - 5,4 млрд руб.) и повышению доходности деятельности ОАО "ФПК" (экономический эффект 0,6 млрд руб.) при сохранении объема работ на уровне, предусмотренном бизнес-планом создания Компании, а также с учетом получения субсидий из Федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в размере 26,7 млрд руб. был достигнут положительный финансовый результат.

В результате по итогам 2010 года получена чистая прибыль в размере 0,3 млрд руб., тем самым обеспечив Компании положительный финансовый результат в первый год перевозочной деятельности и существования в качестве дочернего общества ОАО "РЖД" путем максимально эффективного финансового управления.

Итоги деятельности дочерних и зависимых обществ, связанных с международной деятельностью

Покупка компанией "Альстом" 25%+1 акции компании "Брейкерс Инвестментс Б.В."

В марте 2010 года компанией "Альстом" и существующими акционерами (исключая ОАО "РЖД") был подписан договор купли-продажи 25% + 1 акций компании "Брейкерс Инвестментс Б.В.", являющейся единственным владельцем ЗАО "Трансмашхолдинг".

Преимущества сделки для ОАО "РЖД":

  • получение современного, высокотехнологичного и качественного подвижного состава;
  • сокращение стоимости жизненного цикла подвижного состава;
  • повышение качества, надежности и безопасности перевозок;
  • рост стоимости пакета акций компании "Брейкерс Инвестментс Б.В.".

Компания Black Sea Ferries (Мальта)

ОАО "РЖД" принимает участие в развитии бизнеса по организации работы паромных переправ на базе дочерней группы компаний Black Sea Ferries (Мальта). С начала 2009 г. осуществляется эксплуатация железнодорожно-паромной переправы порт Поти (Грузия) – порт Кавказ (Россия) в целях обеспечения сообщения с Арменией. На линии эксплуатируется два парома. В мае 2010 г.  подписано межправительственное соглашение об открытии железнодорожно-паромной линии Кавказ – 74 Самсун (Турция), в декабре 2010 года с Турецкой стороной подписано временное соглашение о совместной эксплуатации линии.

С учетом накопленного опыта на базе данной структуры планируется дальнейшее развитие паромного бизнеса с постепенной консолидацией паромных перевозок различных бассейнов. В ноябре 2010 г. заключен договор аренды парома для осуществления перевозок на линии Усть-Луга – Балтийск – Зассниц (Германия)  Рассматривается возможность постановки на линию второго парома. Также прорабатывается возможность участия холдинга "РЖД" в работе линии Махачкала – Туркменбаши (Туркменистан) в Каспийском бассейне.

КОО "Развитие Инфраструктуры" (Монголия)

В июне 2010 года Великим Государственным Хуралом Монголии одобрена Политика развития железнодорожного транспорта Монголии, подготовленная с учетом концепции развития железнодорожной инфраструктуры Монголии, разработанной по заказу совместного российско-монгольского предприятия - КОО "Развитие Инфраструктуры" (доля ОАО "РЖД" - 50%).

ОАО "ТрансКонтейнер"

  • Первый контейнерный поезд в рамках совместного проекта между ОАО "ТрансКонтейнер" и ЖЕФКО ГРУП (GEFCO GROUP) по перевозке автокомплектующих концерна "ПСА Пежо-Ситроен" прибыл на станцию Воротынск (Калужская область) 10 марта 2010 года, доставив на сборочный завод компании "ПСМА-Рус" (совместное предприятие "Пежо-Ситроен" (PSA Peugeot-Citroёn) и "Митсубиси Аутомотив") 36-ти 40-футовых HC (High Cube) контейнеров с автозапчастями концерна "ПСА Пежо-Ситроен".

Груз отправляется от грузового терминала Нэвилэнд (Naviland), расположенного недалеко от завода концерна "ПСА Пежо-Ситроен" в Везуле (Франция), следует до польско-белорусской границы Малашевиче-Брест, где контейнеры перегружаются на платформы компании "ТрансКонтейнер", и направляется до станции Воротынск в Калужской области. Расстояние в 3 тыс. км преодолевается в течение пяти дней. Добиться максимального сокращения транзитного времени данной перевозки позволяет график движения поезда, разработанный ОАО "РЖД" совместно с Белорусскими железными дорогами и компанией ЖЕФКО.

  • На сегодняшний день ОАО "ТрансКонтейнер" совместно с немецкими партнерами разработало и внедрило для заинтересованных клиентов сервис европейского уровня по перевозке, хранению и обработке танк-контейнеров с химическими грузами.

При разработке этого продукта компания DB Schenker BTT  использовала свои компетенции в сфере оборудования для контейнеров и опыт интермодальных перевозок химических грузов, а ОАО "ТрансКонтейнер" - свой опыт в сфере организации грузоперевозок в универсальных контейнерах, а также возможности собственных контейнерных терминалов в России. Основными преимуществами данного сервиса является клиентоориентированность и европейское качество.

  • ОАО "ТрансКонтейнер" продолжает развивать свой сервис по доставке грузов "от двери до двери" в страны Закавказья. Компания совместно с агентом в Республике Армения – ООО "АПАВЕН" разработала мультимодальную логистическую цепочку по доставке грузов из России назначением в Республику Армения и в обратном направлении через сухопутный погранпереход на российско-грузинской границе "Верхний Ларс - Казбеги".
  • Экспортные перевозки зерна в контейнерах в страны Юго-Восточной Азии.

Использование при экспортных поставках технологии перевозки зерновых в контейнерах позволяет избежать затрат, связанных с перегрузом и накоплением зерна в портах отправки и существенно снизить расходы на перевозку грузов.

  • Контейнерный поезд Дуйсбург - Москва

Осуществляет регулярные контейнерные перевозки между Дуйсбургом (Германия) и Москвой. Сервис включает в себя не только перевозку контейнеров, но и терминальную обработку груза в пунктах отправления и прибытия, складские услуги, постоянный контроль перемещения контейнеров, а также автодоставку от станции назначения до склада получателя. При этом может использоваться комбинированная железнодорожная накладная ЦИМ-СМГС, что существенно ускорит таможенное оформление груза на станции назначения.

  • Проект Volkswagen (г.Калуга)

Приступили к реализации проекта перевозки автокомплектующих на сборочный завод концерна Volkswagen, расположенный в городе Калуга, реализуется ОАО "ТрансКонтейнер" совместно с белорусскими, польскими, немецкими, чешскими и словацкими железными дорогами.

  • Организация перевозок авто комплектов для группы компаний SOLLERS

В июне 2010 года начались перевозки авто комплектов для группы компаний SOLLERS из Италии на сборочный завод в России. На сегодня перевезено 3068 ДФЭ груженых контейнеров.

  • Создание дочернего общества в Австрии

Летом 2010 года ОАО "ТрансКонтейнер" объявил о создании дочернего общества TransContainer Europe GmbH. Это событие обусловлено стратегическими планами Компании по увеличению объемов международных железнодорожных контейнерных перевозок путем географической экспансии бизнеса, в том числе посредством создания дочерних предприятий за рубежом.

  • Создание дочернего общества в Республике Корея

Также в сентябре 2010 года в Сеуле состоялась торжественная церемония открытия TransContainer Asia Pacific Ltd. - дочернего общества компании "ТрансКонтейнер".

Это событие стало возможно благодаря последовательной реализации стратегических планов компании по увеличению объемов международных контейнерных перевозок за счёт расширения географии бизнеса, разработки новых маршрутов и наращивания присутствия на рынках транспортной логистики стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

  • В сентябре 2010 года в рамках проекта "Фар Ист Лэнд Бридж" начались регулярные отправки в составе контейнерных поездов авто комплектов концерна BMW. Перевозки идут через терминал Добра (Республика Словакия). На текущий момент перевезено 960 ДФЭ.
  • 6 декабря 2010 года в Пекине состоялось торжественное открытие совместного российско-китайского предприятия "Рейл-Контейнер", целью которого является работа в сфере международных контейнерных перевозок. Учредителями СП являются ОАО "ТрансКонтейнер" (49%) и Китайская железнодорожная компания международных мультимодальных перевозок (China Railway International Multimodal Transport, СRIMT), владеющая 51% долей в капитале СП.

Итоги деятельности дочерних и зависимых обществ в иных сферах деятельности

ЗАО "Компания ТрансТелеКом"

ЗАО "Компания ТрансТелеКом" зарегистрировано 21 ноября 2002 года. Основным видом деятельности является создание и эксплуатация сетей связи. Уставный капитал составляет 0,002 млрд руб. Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале составляет 99,95%.

Наименование показателейПлан, млрд руб.Факт, млрд руб.+/-, млрд руб.%
Совокупные активы 17,0 15,9 -1,2 -6,8
Чистые активы 7,4 6,6 -0,8 -11,0
Доходы от основной деятельности 25,2 23,2 -2,0 -7,9
Прибыль от продаж 0,8 0,5 -0,3 -40,0
Чистая прибыль 0,2 -0,8 -1,0 -

ОАО "ТрансКредитБанк"

ОАО "ТрансКредитБанк" создано 3 декабря 2009 года. Основным видами деятельности являются осуществление банковских операций. Уставный капитал составляет 2,3 млрд руб. Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале составляет 54,39%.

Наименование показателейПлан, млрд руб.Факт, млрд руб.+/-, млрд руб.%
Совокупные активы 257,5 336,6 +79,1 +30,7
Чистые активы 244,7 323,0 +78,3 +32,0
Доходы от основной деятельности 33,0 36,4 +3,4 +10,4
Прибыль от продаж 5,1 9,7 +4,6 +90,0
Чистая прибыль 4,1 7,5 +3,4 +83,6

Информация по ОАО "ТрансКредитБанк" представлена по МФСО.

ОАО "РЖДстрой"

ОАО "РЖДстрой" зарегистрировано 19 января 2006 года. Основным видом деятельности является строительство зданий и сооружений I и II уровня ответственности, выполнение функций заказчика-застройщика. Уставный капитал составляет 9,3 млрд руб. Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале составляет 100% - 1 акция.

Наименование показателейПлан, млрд руб.Факт, млрд руб.+/-, млрд руб.%
Совокупные активы 21,5 31,8 +10,3 +47,9
Чистые активы 9,5 9,8 +0,4 +3,8
Доходы от основной деятельности 37,5 59,7 +22,2 +59,1
Прибыль от продаж 0,3 1,8 +1,5 в 4,8 раза
Чистая прибыль 0,015 0,3 +0,2 в 16 раз

ОАО "Желдорреммаш"

ОАО "Желдорреммаш" создано 4 декабря 2008 года. Основным видами деятельности являются проведение различных видов ремонта и сервисное обслуживание тягового подвижного состава, капитальный ремонт пассажирских вагонов, ремонт электрических машин, колесных пар, узлов и агрегатов локомотивов. Уставный капитал составляет 15,2 млрд руб. Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале составляет 100% - 1 акция.

Наименование показателейПланФакт+/-%
Совокупные активы 18,1 21,0 +2,8 +15,6
Чистые активы 15,5 15,5 0,0 0,0
Доходы от основной деятельности 20,9 24,3 +3,4 +16,3
Прибыль от продаж 0,5 0,7 +0,2 +47,4
Чистая прибыль 0,037 0,036 -0,001 -2,7
Версия для печати
screenRenderTime=3