Создание дочерних и зависимых обществ в рамках реализации третьего этапа Программы структурной реформы

На 31 декабря 2009 года холдинг "РЖД" состоял из материнской компании ОАО "РЖД" и 158 обществ. Изменение корпоративной структуры в течение 2010 года определялось деятельностью ОАО "РЖД" по созданию дочерних и зависимых обществ, а также продаже их акций в рамках реализации третьего этапа Программы структурной реформы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года № 384.

В 2010 году в рамках структурной реформы на железнодорожном транспорте было создано 14 дочерних и зависимых обществ, в том числе в сферах оперирования грузовыми вагонами, пассажирских перевозок, промышленного производства, контрактной логистики, научно-технической деятельности, терминально-складских услуг и ремонта грузовых вагонов. Всего за время реформирования советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 84 дочерних и зависимых обществ, в том числе 54 на третьем этапе (с 2006 г. по 2010 г.).

Дочерние и зависимые общества, созданные в 2010 году
Наименование общества Дата гос. регистрации
общества
Доля ОАО "РЖД"
в уставном капитале, %
1. ОАО "РЖД-ЗДОРОВЬЕ" 18.02.2010 100 - 1 акция
2. ОАО "Кубань Экспресс-Пригород" 25.03.2010 49
3. ОАО "Вагоноремонтное предприятие "Грязи" 31.03.2010 50 - 1 акция
4. ООО "Инновационные Технологии Смазок" 31.03.2010 25
5. ОАО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" 14.04.2010 100 - 1 акция
6. ОАО "Самарская пригородная пассажирская компания" 08.06.2010 49
7. ОАО "Институт экономики и развития транспорта" 10.08.2010 100 - 1 акция
8. ОАО "Вторая грузовая компания" 24.09.2010 100 - 1 акция
9. ОАО "РЖД Логистика" 19.11.2010 100 - 1 акция
10. ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" 23.11.2010 100 - 1 акция
11. ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" 26.11.2010 100 - 1 акция
12. ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" 17.12.2010 51
13. ООО Терминально-логистический центр "Белый Раст" 30.12.2010 100 - 1 акция
14. ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" 27.12.2010 51

На 31 декабря 2010 г. ОАО "РЖД" владеет акциями (долями) 169 обществ, в том числе:

  • 96 дочерних обществ (доля ОАО "РЖД" уставном капитале обществ составляет более 50%);
  • 53 зависимых обществ (доля ОАО "РЖД" от 20 до 50% уставных капиталов обществ);
  • 20 обществ, вклад ОАО "РЖД" в уставные капиталы которых составляет менее 20%.

В 2010 году на расчетный счет ОАО "РЖД" по итогам деятельности дочерних и зависимых обществ в 2009 году поступили дивиденды в сумме 1,03 млрд рублей (с учетом выплаченного налога на дивиденды). По итогам 2010 года ожидаемая сумма начисляемых ОАО "РЖД" дивидендов составляет 11,6 млрд рублей.

ОАО "Вторая грузовая компания"

Создание ОАО "Вторая грузовая компания" (далее – ОАО "ВГК") направлено на формирование полноценного конкурентного рынка в сфере предоставления вагонов для грузовых перевозок, обеспечение равных тарифно-экономических условий работы грузовых вагонов различной принадлежности, обновление парка подвижного состава и формирование дополнительных источников для финансирования развития инфраструктуры железнодорожного транспорта за счет продажи акций.

Основной деятельностью компании является предоставление собственного подвижного состава под перевозку, оказание транспортно-экспедиционных и иных услуг. ОАО "ВГК" начало хозяйственную деятельность 1 октября 2010 года и в настоящее время продолжается процесс формирования его уставного капитала.

В управление ОАО "ВГК" поэтапно передаётся 180,1 тыс. вагонов (в первую очередь универсальные), из которых по состоянию на 31.12.10 было передано 60,8  тыс.

Пригородные пассажирские компании

Создание пригородных пассажирских компаний (далее – ППК) совместно с субъектами Российской Федерации направлено на обеспечение прозрачности расходов, ликвидации перекрестного субсидирования, формирования экономически обоснованных тарифов. Данные проблемы должны быть решены с помощью внесения дополнительных мер, в том числе и законодательного характера, направленных на выстраивание взаимоотношений перевозчиков с субъектами РФ для осуществления необходимых объемов пригородных перевозок, позволяющих осуществление перевозочной деятельности в условиях полной компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов. В 2010 году приняты решения о создании 6 ППК, осуществляющих свою деятельность на полигонах Восточно-Сибирской, Калининградской, Северной, Приволжской, Южно-Уральской и Юго-Восточной железных дорог. С 2011 года по инфраструктуре ОАО "РЖД" ППК будут осуществлять все пригородные железнодорожные пассажирские перевозки в стране.

ОАО "РЖД-Логистика"

Целью создания ОАО "РЖД-Логистика" является сохранение и дальнейшее наращивание конкурентных преимуществ на российском и зарубежном рынке транспортно-логистических услуг. Основной задачей дочернего общества будет являться интеграция услуг структурных подразделений и дочерних обществ ОАО "РЖД", а также внешних поставщиков, в комплексную услугу управления цепочкой поставок, в т.ч. позволяющую реализовать сервис "от двери до двери" и "точно в срок".

ООО "Интесмо"

ООО "Интесмо" создано совместно с ООО "ЛЛК-Интернешнл" (дочернее предприятие ОАО "Лукойл") с целью обеспечить ОАО "РЖД" надёжными поставками высококачественных пластичных смазок, в том числе инновационных. Основной специализацией ООО "Интесмо" является выпуск продукции, применяемой на железнодорожном транспорте: смазок для буксовых узлов, тормозного оборудования тягового подвижного состава и лубрикации зоны контакта "колесо – рельс". Владение 25% акций совместного предприятия позволит ОАО "РЖД" отслеживать перспективы развития эксплуатационных характеристик и стабильность качества производимой продукции.

ОАО "Институт экономики и развития транспорта"

ОАО "Институт экономики и развития транспорта" создано с целью повышения эффективности исследований и развития компетенции по вопросам стратегического развития транспортного рынка и логистики, внедрения экономических инноваций и менеджмента качества в управление перевозочным процессом, а также создания и продвижения научных продуктов в сфере перевозок на российском и международном рынках. Дочернее общество будет выполнять научно-исследовательские работы в области развития моделей управления, технико-экономического проектирования, развития пропускных способностей инфраструктуры, перспективного моделирования технико-экономических параметров перевозочного процесса, инновационного развития транспортного рынка, развития региональной экономики и менеджмента качества.

ООО "Терминально-логистический центр "Белый Раст"

Целью создания терминально-логистических центров на сети железных дорог является привлечение дополнительных грузопотоков на железнодорожный транспорт за счёт построения эффективных мультимодальных маршрутов доставки. Дочернее общество ООО "Терминально-логистический центр "Белый Раст" займётся строительством  терминально-логистического центра в Дмитровском районе Подмосковья за счет привлеченных внешних инвестиций и кредитов.  Проект станет пилотным в программе ОАО "РЖД" по созданию сети современных терминально-логистических центров.

Версия для печати
screenRenderTime=1