Реализация третьего этапа Программы структурной реформы ОАО "РЖД"

Организационное развитие холдинга "Российские железные дороги" в 2010 году, как и ранее, было направлено прежде всего на обеспечение эффективного управления хозяйственным комплексом Холдинга с учетом продолжающихся изменений в составе активов и видов бизнеса, корпоративной структуре и во внешней среде в связи с реализацией Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и в связи с изменениями модели рынка железнодорожных транспортных услуг.

Структурная реформа на железнодорожном транспорте: содержание этапов

Структурная реформа на железнодорожном транспорте: содержание этапов

В настоящее время большинство запланированных мероприятий выполнено или находится в высокой степени готовности.

За время реформирования обеспечен системный рост эффективности и качества транспортного обслуживания в соответствии с целями структурной реформы.

В целях создания условий для устойчивого развития железнодорожного транспорта, развития рынка железнодорожных транспортных услуг Компанией совместно с федеральными органами власти разработана Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.

Важным элементом  Целевой модели является формирование системы взаимоотношений между владельцем инфраструктуры и государством. Понятные требования к пропускным способностям, требующимся затратам на эксплуатацию и развитие инфраструктуры позволят построить правильную модель функционирования железнодорожного транспорта, обеспечивающую перспективы развития экономики страны и будут способствовать повышению общей эффективности использования инфраструктуры.

Целевой моделью предусматривается сохранение единства инфраструктуры, грузовых перевозок и грузового локомотивного парка (магистрального и маневрового) в ОАО "РЖД". При этом важнейшим положением Целевой модели является развитие конкуренции в перевозочной деятельности.

В 2010 году начало хозяйственную деятельность ОАО "Федеральная пассажирская компания", в которую из ОАО "РЖД" переведено более 94 тысяч человек и передано активов на сумму 137,2 млрд рублей, тем самым решен вопрос ликвидации перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками дальнего следования.

Завершена работа по созданию на всей территории России пассажирских пригородных компаний, что направлено на решение задачи прекращения перекрестного субсидирования и создания условий для формирования рынка пригородных перевозок железнодорожным транспортом. Начиная с 2011 года функционируют 22 пригородные компании: 21 компания-перевозчик, 1 компания-агент (при этом перевозочная деятельность по перевозке пассажиров в пригородном сообщении с 2011 г. должна быть полностью выведена из состава видов деятельности ОАО "РЖД").

В августе 2010 года был одобрен пакет документов по созданию дочернего открытого акционерного общества "Вторая грузовая компания" (ОАО "ВГК"), а в октябре 2010 года компания начала свою хозяйственную деятельность. Создание ОАО "ВГК" позволяет завершить формирование структуры рынка оперирования грузовым подвижным составом, определенной Целевой моделью рынка на третьем этапе реформирования.

В 2010 году советом директоров ОАО "РЖД" была одобрена Концепция реформирования вагоноремонтного комплекса Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО "РЖД" и создания на его базе дочерних обществ ОАО "РЖД", и приняты решения о создании трех дочерних обществ ОАО "РЖД": ОАО "ВРК-1", ОАО "ВРК-2", ОАО "ВРК-3" (протокол № 28 от 20.12.2010 г.).

В 2010 году также созданы дочерние общества в других сферах: санаторно-курортного обслуживания, контрактной логистики, производства современных материалов. В научной сфере на базе имущественного комплекса института "Гипротранстэи" – филиала ОАО "РЖД" создано дочернее общество – ОАО "Институт экономики и развития транспорта".

Функционирование дочернего общества ОАО "РЖД" – ОАО "РЖД-Логистика", позволит оказывать транспортно-логистические услуги, интегрирующих услуги структурных подразделений и дочерних обществ ОАО "РЖД", а также внешних поставщиков в комплексную услугу управления цепочкой поставок, в том числе по принципу "от двери до двери" и "точно в срок".

В рамках проводимой работы по построению целевой структуры холдинга РЖД и привлечению дополнительных инвестиций на развитие железнодорожного транспорта в соответствии с задачами третьего этапа структурной реформы совет директоров ОАО "РЖД" в 2010 году предварительно одобрил сделки по продаже пакетов акций 52 дочерних обществ.

В ноябре 2010 года после получения соответствующего согласия Правительства Российской Федерации состоялось продажа широкому кругу инвесторов 35% минус 2 акции ОАО "ТрансКонтейнер" путем публичного размещения на российских биржах ММВБ и РТС, а также на Лондонской фондовой бирже. Общая сумма поступлений от продажи акций составила 11,9 млрд рублей.

Также по результатам проведенного в мае 2010 года конкурса на право приобретения принадлежащих ОАО "РЖД" 50% минус 2 акции ОАО "ЭЛТЕЗА" в декабре 2010 г. между ОАО "РЖД" и "БТ Сигналинг БВ" заключен договор купли-продажи акций указанного общества, согласно которому сделка разделена на 2 этапа:

  • 1 этап – продажа 25% плюс 1 акция ОАО "ЭЛТЕЗА";
  • 2 этап – продажа 25% минус 3 акции ОАО "ЭЛТЕЗА".

Срок завершения сделки по продаже акций 1 этапа – март 2011 года. Второй пакет акций будет продан "БТ Сигналинг БВ" при условии получения согласия Правительства Российской Федерации.

В течение 2010 года ОАО "РЖД" не осуществляло инвестиционный вложений в акции и доли хозяйственных обществ, уровень доходности которых составляет более 10% в год.


Адрес страницы в сети Интернет:  http://annrep.rzd.ruhttp://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4384&layer_id=5184&refererLayerId=5183&print=1

screenRenderTime=1