Обзор основных корпоративных событий, произошедших за год

В 2010 году исполнился год скоростному сообщению в России

В декабре 2009 года был пущен первый поезд "Сапсан" по маршруту Москва-Санкт-Петербург.

Пуск 30 июля 2010 года поезда "Сапсан" на участке Москва – Нижний Новгород. С началом курсирования поездов "Сапсан" между Москвой и Нижним Новгородом ОАО "РЖД" открывает новый маршрут скоростного сообщения Нижний Новгород – Москва – Санкт-Петербург.

Открытие 12 декабря 2010 года скоростного движения Санкт-Петербург – Хельсинки с применением скоростного поезда "Аллегро" (произведенных компанией "Альстом").

16 марта Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ "О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ".  Согласно указу открытое акционерное общество "Российские железные дороги" определено единственным заказчиком при проектировании инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.

ОАО "РЖД" и итальянская Finmeccanica подписали соглашение о создании совместного предприятия для выпуска систем управления движением поездов, сигнализации, автоматизации и средств обеспечения транспортной безопасности.

Продолжение строительства железнодорожной инфраструктуры в рамках подготовки к Зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи

ОАО "РЖД" получило официальный статус генерального партнера Олимпийских зимних и Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.

В августе был открыт для движения первый участок совмещённой автомобильной и железной дороги Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис".

Завершена проходка двух железнодорожных тоннелей в рамках проекта строительства совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис".

Всего на участке Сочи - Адлер уложено 19,4 км второго главного пути из 22,5 км (86%).

В августе 2010 года открыт для движения автотранспорта первый участок автомобильной дороги протяженностью 6 км.

Выполнена целевая задача 2010 года по укладке железного пути 14 км до южного портала комплекса тоннелей № 1. Продолжается строительство второго сплошного пути на участке Сочи - Адлер, железнодорожной станции и вокзала Адлер, железнодорожной ветки Адлер - аэропорт Сочи и укладка верхнего строения пути в рамках проекта "Совмещенная (железная и автомобильная) дорога Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис".

Состоялась презентация полномасштабного макета головного вагона пригородного поезда "Ласточка". Первый поезд поступит в Россию для проведения испытаний в феврале 2012 года. Получить все 38 электропоездов планируется к октябрю 2013 года. В первую очередь эти электропоезда будут обеспечивать перевозку пассажиров и участников Олимпиады-2014.

Летом 2010 года на олимпийских объектах, возводимых ОАО "РЖД", трудились более 1000 студентов со всей страны, а также стройотряды из Армении и Казахстана. Такой масштаб участия студенческих отрядов в строительстве инфраструктурных объектов уникален в новейшей истории.

В 2010 году начала хозяйственную деятельность Федеральная пассажирская компания (ФПК)

Создание ФПК завершило реализацию Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте в сфере пассажирского комплекса дальнего следования.

Расширение полигона применения услуги электронной регистрации на поезда дальнего следования. Открытие Единого информационно-сервисного центра ОАО "РЖД". Это высокотехнологичное предприятие призвано предоставлять пассажирам широкий спектр информационных услуг.

Открытие в  сентябре прямого железнодорожного сообщения Москва – Ницца.

В течение года Компания продолжила работу по расширению географии маршрутов пассажирских поездов. И в настоящее время ОАО "РЖД" осуществляет перевозки в 19 стран Европы и Азии.

Пригородное сообщение

Правление ОАО "Российские железные дороги" одобрило пакеты документов по созданию пригородных пассажирских компаний:

  • ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье";
  • ОАО "Байкальская пригородная пассажирская компания";
  • ОАО "Северная пригородная пассажирская компания";
  • ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания";
  • ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания";
  • ОАО "Южно-Уральская пригородная пассажирская компания";
  • ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания".

Ведется работа по внедрению и развитию технологии самообслуживания при оформлении и оплате проезда в пригородном сообщении.

Распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2010 г. № 1322-р предусматриваются бюджетные ассигнования в федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов для компенсации выпадающих доходов перевозчиков по результатам регулирования регионами тарифов в пригородном сообщении.

Железнодорожные вокзалы

Дирекцией железнодорожных вокзалов (ДЖВ) разработана и презентована концепция "Умный вокзал" и проект Интегрированной интеллектуальной комплексной системы безопасности (ИИКСБ).

ОАО "Российские железные дороги" и Министерство регионального развития РФ подписали соглашение о сотрудничестве в области развития железнодорожных вокзалов. Документ предусматривает сотрудничество сторон для выработки согласованных позиций по проекту программы "Железнодорожные вокзалы – точка экономического роста субъектов Российской Федерации" в рамках комплексного территориального развития регионов.

ДЖВ реализовывает сервисные проекты "РЖД-такси" и "РЖД-трансфер".

Операции на рынках капитала

Советом директоров ОАО "РЖД" утверждены концепция и план продажи акций дочерних обществ ОАО "РЖД" в 2010-2012 гг. Средства от реализации пакетов акций будут направлены на модернизацию инфраструктуры и развитие отрасли.

Одобрены сделки по продаже в 2010-2011 годах акций более 20 дочерних и зависимых обществ компании.

Совет директоров ОАО "РЖД" одобрил продажу путем публичного предложения не более 35% минус 2 акции уставного капитала ОАО "ТрансКонтейнер". Предложение акций ОАО "ТрансКонтейнер" стало первым публичным предложением акций дочернего общества ОАО "РЖД" и ключевым этапом реформы железнодорожной отрасли России. В результате размещения выручка составила 388 млн долларов США.

В 2010 году было принято решение о продаже канадской Bombardier 50% минус 2 акции в дочерней компании "Объединенные электротехнические заводы" ("Элтеза"). Конкурс на продажу пакета акций ОАО "ЭЛТЕЗА" стал первым успешным примером приватизации дочернего общества ОАО "РЖД", относящегося к категории стратегических поставщиков с решением задач инновационного обновления производства.

Совет директоров ОАО "Российские железные дороги"  предварительно одобрил сделку по продаже 10% акций ОАО "ТрансКредитБанк".

26 марта 2010 года в Лондоне ОАО "РЖД" закрыло одну из самых знаковых сделок за всю историю Компании – было завершено размещение дебютного выпуска еврооблигаций ОАО "РЖД". Спрос на долговые бумаги Компании превысил предложение в 9,5 раз, что является абсолютным рекордом для компаний, выпускающих еврооблигации по правилу Reg S (без прямого размещения на финансовом рынке США), в результате чего было принято решение об увеличении суммы размещаемых облигаций с 1 млрд долларов США до 1,5 млрд долларов США. Срок выпуска составляет 7 лет, ставка 5,739%. Ведущими организаторами по данной сделке выступили JP Morgan Securities, Barclays Bank и VTB Capital.

Еврооблигации ОАО "РЖД" включены в международные индексы EMBI.

По итогам 2010 года вышеуказанное размещение еврооблигаций ОАО "РЖД" было признано сделкой года среди эмитентов Восточной Европы по версии "Euroweek", одного из наиболее авторитетных профильных изданий на рынке капитала.

Международная деятельность

Сотрудничество с Монгольскими железными дорогами.

В марте в Улан-Баторе состоялось заседание общего собрания акционеров АО "Улан-Баторская железная дорога". Новым председателем Правления АО "УБЖД" избран первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Николаевич Морозов. Это является признанием той роли, которую играет наша Компания в реализации стратегически важного проекта развития Монгольских железных дорог.

Подписаны соглашения с бизнес-сообществом Словакии о научно-техническом сотрудничестве между ОАО "РЖД" и АО "Татравагонка", а также о создании условий для организации совместного предприятия по проектированию и изготовлению грузовых вагонов.

Международным сообществом поддержан проект строительства железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм до Братиславы – Вены.

В рамках международного сотрудничества в течение года прошли следующие форумы:

  • Первый Международный геополитический симпозиум "1520: Стратегический диалог" в Москве;
  • II Международный региональный железнодорожный бизнес-форум "Стратегическое партнерство 1520: Балтийский регион" в Таллине;
  • V Международный железнодорожный бизнес-форум "Стратегическое Партнерство 1520" в Сочи;
  • Международный  региональный железнодорожный бизнес-форум "Стратегическое партнерство 1520: Кавказский регион" в Баку.

Открытие Центра международной логистики и управления цепями поставок ОАО "РЖД" и Немецкой железной дороги.

Инновационное развитие

21 сентября в Берлине в рамках международной выставки InnoTrans 2010 ОАО "РЖД", ЗАО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) и французская компания Alstom Transport подписали меморандум о намерениях по разработке грузового электровоза переменного тока с асинхронным тяговым двигателем 2ЭС5. Выпуск создаваемых электровозов будет организован в России, на площадях Новочеркасского электровозостроительного завода. Производство ключевых компонентов электровоза, включая тяговое оборудование, будет локализовано на российских предприятиях.

21 сентября в Берлине в рамках международной выставки "Иннотранс" ОАО "РЖД", концерн "Сименс АГ" и ООО "Сименс" подписали контракт на поставку 16 электропоездов для пригородных пассажирских перевозок с началом локализации их производства в России.

ОАО "РЖД", компания "Сименс АГ" и ЗАО Группа СИНАРА подписали контракт на поставку грузовых электровозов. Поставку электровозов с асинхронным тяговым приводом типа 2ЭС10 осуществит совместное предприятие ООО "Уральские локомотивы", учрежденное компанией "Сименс" и Группой Синара. В соответствии с соглашением, совместное предприятие на базе УЗЖМ (Верхняя Пышма, Свердловская область) должно произвести 221 грузовой двухсекционный электровоз типа 2ЭС10 в период с 2011 по 2016 годы.

Компания продолжает реализацию программы по внедрению ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте. Широкомасштабное использование светодиодной техники, внедрение светодиодного освещения пригородных платформ с интеллектуальной системой управления позволит снизить энергопотребление на этих объектах в 2-3 раза.

Социальное развитие

Утверждение Концепции системы социальной поддержки персонала. Концепция предполагает переход от социальной защиты к социальной мотивации.

Утверждение Стратегии улучшения здоровья работников ОАО "РЖД" до 2020 года.

Подписание Коллективного договора на 2011-2013 годы. В новом коллективном договоре предусмотрены две ключевые новации. Это возможность использования компенсируемого социального пакета как мотивационного инструмента в руках работодателя, а также появление нового раздела о корпоративной социальной ответственности компании.

Начало деятельности Корпоративного университета. Повышение квалификации по программам развития управленческих навыков уже прошли около 500 человек.

Общественная оценка

Политика повышения энергоэффективности деятельности ОАО "РЖД" приносит компании общественное признание: в октябре 2010 года ОАО "РЖД" стало победителем премии в области энергосбережения "Берегите энергию!" в номинации "Энергоэффективное предприятие".

ОАО "РЖД" стало победителем Всероссийского конкурса "Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность – 2009", который проводил Российский союз промышленников и предпринимателей.

Годовой отчет ОАО "Российские железные дороги" по итогам деятельности компании в 2009 году был признан победителем в XIII конкурсе годовых отчетов, организованном Фондовой биржей РТС совместно с рейтинговым агентством Standard & Poor's.

Читатели одного из популярнейших путеводителей в мире – британского Lonely Planet – выбрали Транссибирскую магистраль победителем в номинации "Лучшее путешествие 2010".

Фильм "Край", снятый при поддержке ОАО "РЖД", выдвинут на соискание премии "Оскар". Фильм край привлек большой интерес к работе железнодорожного транспорта. В фильме показаны реальные работающие паровозы 1905, 1928 и 1941 годов выпуска, предоставленные съемочной группе компанией "Российские железные дороги".

Открытие второй выставки совместного фотопроекта ОАО "РЖД" и фотографа Антона Ланге "Россия из окна поезда".

Версия для печати
screenRenderTime=1