Производственные достижения и основные операционные показатели

В 2010 году Компания выполнила основные бюджетные параметры по погрузке грузов, качественным показателям использования подвижного состава, производительности труда и снижению себестоимости, обеспечила рентабельную работу, реализовала основные приоритетные инвестиционные проекты.

По итогам года объем погрузки грузов составил 1205,8 млн тонн (+8,8% к уровню 2009 года). Такая динамика обусловлена, прежде всего, высоким приростом погрузки нефтяных грузов (+10,8%), удобрений (+16,2%), руды (+6,8%) и кокса (+19,8%). Но этот результат соответствует уровню только 2004 года.

Грузооборот с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов возрос на +10,1% к 2009 году и составил 2 трлн 501,8 млрд т-км.

Пассажирооборот снижен на 8,2% и составил 139,0 млрд пасс-км , в том числе в дальнем следовании – на 2,0%, в пригородном сообщении – на 26,6%. Наибольшее влияние на снижение объемов перевозок пассажиров в пригородном сообщении произошло за счет изменения системы обслуживания (уменьшение числа поездок пользователями региональных и федеральных льгот) и переход на разовые проездные документы.

Количество отправленных пассажиров снизилось к уровню прошлого года на 16,6% и составило 947,7 млн человек. Снижение произошло за счет уменьшения платежеспособности населения и влияние последствий финансового кризиса в 2009 году.

Следует отметить результаты работы нового для российских железных дорог продукта – скоростных перевозок. Поезда "Сапсан" пользуются высоким спросом – в целом за 2010 год перевезено около 2 млн пассажиров. В июле открыто движение на направлении Москва – Нижний Новгород, в декабре – скоростное сообщение между Россией и Финляндией. На маршруте между городами Санкт-Петербург и Хельсинки курсируют скоростные поезда "Аллегро".

За 2010 год по показателям эксплуатационной работы обеспечена положительная динамика: увеличен средний вес поезда как к заданию, так и к 2009 году на 12 тонн (+0,3%), задание по средней участковой скорости перевыполнено на 0,4 км/ч (+1,0%).

Улучшение производственно-экономических показателей работы способствовало отмене в Компании антикризисных мероприятий (уход в отпуск работников без сохранения заработной платы и неполный рабочий день).

Среднемесячная заработная плата работников ОАО "РЖД", занятых на перевозках, за 2010 год составила 29 432 рубля с ростом к 2009 году на 17,4%.

Реальная заработная плата работников Компании возросла на 9,8% при росте производительности труда на перевозках на 17,4%. Задание по производительности труда выполнено на 101,7%.

На капитальный ремонт основных фондов в 2010 году направлено 112,5 млрд рублей (к плану 102,5%).

По хозяйству пути и сооружений выполнение – 66,7 млрд руб. или 102,7% от годового плана. Всеми видами ремонта оздоровлено 10,295 тыс. км пути, в т.ч. выполнены работы по модернизации железнодорожного пути на протяжении 1657,1 км (100,0%), отремонтировано капитальным ремонтом на новых материалах 2300,3 км (100,0%), капитальным ремонтом на старогодных материалах – 1662,6 км (101,9%), усиленным средним – 1296,7 км (100,1%), средним ремонтом – 1146,2 км (100,0%), усиленным подъемочным – 812,8 км (100,0%), подъемочным ремонтом – 1419,5 км (101,1%).

Балловая оценка состояния главного пути составляет 29 баллов и улучшена к 2010 году на 3 балла.

По остальным хозяйствам выполнение составляет: автоматики и телемеханики – 101,7%, зданий и сооружений – 114,9%, электрификации и электроснабжения – 103,5%, пригородному – 95,8%, вагонному – 95,1%, коммерческой работы в сфере грузовых перевозок – 86,6%.

В 2010 году продолжена работа по снижению удельных расходов электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов, что позволило довести их до 115,2 кВтч/10 тыс. ткм.бр. (экономия от нормы на 0,5%) в электрической тяге и 63,0 кг у.т./ 10 тыс.ткм.бр. (экономия от нормы на 0,8%) в тепловозной тяге, удельный расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в 2010 году составил 42,2 кг у.т./10 тыс.ткм. бр. (снижение к норме на 0,7%).

Доходы по перевозкам за 2010 год составили 1079,3 млрд руб. (+12,8% к 2009 году).

Расходы по перевозкам за 2010 год составили 983,0 млрд руб., (+7,6% к 2009 году).

Снижение себестоимости к плану на 1,3%, обеспечено как за счет сверхпланового роста приведенной работы, так и за счет экономии расходов на перевозках.

Благодаря системной работе и росту прибыли инвестиционный бюджет ОАО "РЖД" в 2010 году увеличен до 315,0 млрд рублей.

Фактическое выполнение инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" за 2010 г. составило 316,8 млрд руб. Кроме того, за счет привлеченных средств выполнено 0,6 млрд руб.

По итогам 2010 года чистая прибыль ОАО "РЖД" составила 78,5 млрд руб.

Ключевые показатели деятельности ОАО "РЖД" за 2008-2010 гг.1

Показатель Единица
измерения
2008 2009 2010
Объем перевозок
Погрузка млн тонн 1 303,7 1 108,2 1 205,8
Грузооборот, в том числе: млрд т-км 2 423,8 2 271,3 2 501,8
      без вагонов иных собственников и арендованных вагонов в порожнем состоянии
млрд т-км 2 116,2 1 865,3 2 011,3
     вагонов иных собственников и арендованных вагонов в порожнем состоянии
млрд т-км 307,5 406,0 490,5
Пассажирооборот млрд пасс-км 175,9 151,5 139,0
Показатели операционной эффективности
Участковая скорость км/час 40,6 41,6 41,2
Оборот грузового вагона2 суток 7,59 7,45 13,44
Средний вес грузового поезда тонн 3 815 3 855 3 867
Производительность вагона2 т-км нетто 11 583 12 533 6 845
Темп роста производительности труда % 108,0 101,8 117,4
Финансовые результаты
Доходы всего млрд руб. 1 101,7 1050,2 1195,1
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги
млрд руб. 1 014,5 956,8 107

     От пассажирских перевозок:

млрд руб. 150,4 151,0 42,
         в дальнем следовании млрд руб. 130,7 132,6 29
         в пригородном сообщении млрд руб. 19,7 18,4 13,8

     От грузовых перевозок

млрд руб. 847,0 783,0 936,2

     Предоставление услуг локомотивной тяги

млрд руб. 10,6 11,0 11,8

     Предоставление услуг инфраструктуры

млрд руб. 6,4 11,8 88,4
Доходы от прочих видов деятельности
млрд руб. 87,2 93,4 115,8
Расходы  всего млрд руб. 1 035,3 999,9 1080,5

Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд руб. 952,1 913,8 983,0

От пассажирских перевозок:

млрд руб. 216,9 203,3 94,9

     в дальнем следовании 

млрд руб. 162,4 160,1 52,0

     в пригородном сообщении

млрд руб. 54,5 43,2 42,9

От грузовых перевозок

млрд руб. 722,7 691,1 793,4

Предоставление услуг  локомотивной тяги

млрд руб. 7,8 8,3 8,8

Предоставление услуг инфраструктуры

млрд руб. 4,7 11,1 85,9

Расходы от прочих видов деятельности

млрд руб. 83,2 86,1 97,5
Прибыль всего млрд руб. 66,4 50,2 114,6

Прибыль от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд руб. 62,3 43,0 96,3

     От пассажирских перевозок:

млрд руб. -66,5 -52,3 -52,0

         в дальнем следовании

млрд руб. -31,7 -27,5 -22,9

         в пригородном сообщении

млрд руб. -34,8 -24,8 -29,1

     От грузовых перевозок

млрд руб. 124,3 91,9 142,8

     Предоставление услуг локомотивной тяги

млрд руб. 2,8 2,7 3,0

     Предоставление услуг инфраструктуры

млрд руб. 1,7 0,7 2,5

Прибыль от прочих видов деятельности

млрд руб. 4,1 7,2 18,3
Результат от прочих доходов и расходов млрд руб. -11,6 10,1 15,7
EBITDA3 млрд руб. 243,2 269,1 330,8
Прибыль (убыток) до налогообложения млрд руб. 54,8 60,3 130,4
Чистая прибыль млрд руб. 13,4 14,4 78,5
Рентабельность % 1,2 1,4 6,6
Собственные средства, активы и обязательства
Валюта баланса млрд руб. 3 505,2 3 675,3 3 823,7
Внеоборотные активы млрд руб. 3 242,0 3 470,3 3 551,9
Оборотные активы млрд руб. 263,2 205,0 271,8
Капитал и резервы млрд руб. 2 946,3 2 971,9 3 183,3
Долгосрочные обязательства млрд руб. 185,7 355,1 328,8
Краткосрочные обязательства млрд руб. 379,2 348,4 311,6
Стоимость чистых активов млрд руб. 2 950,9 2977,5 3189,9
Инвестиции
Расходы по инвестиционной деятельности, в том числе: млрд руб. 381,7 265,6 317,4
      Без учета привлеченных средств
млрд руб. 380,7 265,1 316,8
      Привлеченные средства
млрд руб. 1,0 0,5 0,6

1 Данные в таблице при суммировании не совпадают за счет округлений, а также в связи с переходом с 01.01.2010 г. на новую систему учета значения некоторых показателей за 2009 год могут не совпадать с опубликованными ранее.

2 Данные за 2010 год не сопоставимы с данными за 2009 год в связи с переходом с 01.01.2010 г. на новую систему учета вагонов рабочего парка.

3 EBITDA=EBIT – Амортизация.

Версия для печати
screenRenderTime=2