XVII. Финансово-экономические результаты

ОАО "РЖД" закончило 2010 год с позитивными результатами: достигнуты они, с одной стороны, благодаря росту экономики страны, а с другой – продолжением реализации в Компании комплекса антикризисных мер по снижению издержек и мероприятий по повышению эффективности работы.

Напряженная работа Компании в течение 2010 года позволила обеспечить реализацию всех мероприятий по выполнению плановых показателей, которые явились ключевыми факторами в обеспечении финансовой стабильности и устойчивости в течение 2010 года.

Производственно-экономическая деятельность

  • Улучшены производственные параметры – увеличение погрузки к 2009 году составило 8,8%, а также увеличение грузооборота составило 10,1%.
  • Доходы от грузовых перевозок выросли почти на 20 % к 2009 году и сложились в сумме 936,2 млрд рублей.
  • Несмотря на снижение пассажирооборота на 8,2%, объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования в России по данным Госкомстата в 2010 году увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,5%.
  • Объем капитальных вложений увеличился на 19,5% по сравнению с 2009 годом и составил 317,4 млрд рублей (в т ом числе за счет привлеченных средств выполнено 0,6 млрд рублей).
  • ОАО "РЖД" эффективно сработало на финансовых рынках - компании удалось успешно реализовать 35% пакет акций ОАО "Трансконтейнер", доходы от продажи которого составили 12 млрд рублей, что в 2,4 раза выше балансовой стоимости.
  • В 2010 году обеспечено расширение и развитие рынка железнодорожных транспортных услуг, что привело к росту доходов по прочим видам деятельности почти на 25%.
  • За 2010 год фактически достигнутая экономия расходов в сопоставлении с ценами 2008 года составила – 16,4 млрд рублей (средний процент снижения – 10,5%).
  • Компании удалось сдержать рост себестоимости перевозок на уровне 4,7% к уровню 2009 года (в сопоставимых условиях) при инфляции 6,9% и росте цен в промышленности на 14,9%

Ликвидность и финансовые риски

  • Компании удалось не допустить увеличения доли просроченной дебиторской задолженности, которая составила лишь 2% от объема задолженности.
  • В конце первого квартала 2010 года была реализована одна из самых знаковых сделок за всю историю Компании – размещение дебютного выпуска еврооблигаций ОАО "РЖД" на сумму 1,5 млрд долларов США со сроком обращения 7 лет.
  • В целом за 2010 год ОАО "РЖД" добилось значительного снижения стоимости заемного капитала.
  • Средневзвешенная ставка по кредитному портфелю снизилась более чем на 1,2 процентных пункта и по состоянию на конец 2010 года составила 8,7%.
  • Показатель EBITDA за 2010 год вырос на 22,9%, ROA увеличилась с 2,4% до 4,0%, что является индикатором роста доходности деятельности компании в следствие увеличения отдачи использования активов.
  • За 2010 год достигнуты значительные успехи в области урегулирования страховых случаев, а именно, средний показатель возмещения убытков, понесенных Компанией в результате страховых случаев, достиг 93,8%.

Взаимоотношения с государством

  • В 2010 году в счет оплаты текущих налогов направлено почти 253 млрд рублей ( с учетом НДФЛ), при этом государственная поддержка компании составила 163,0 млрд рублей.
  • Впервые реализована система государственного участия в затратах компании по ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - сумма поддержки составила почти 40 млрд рублей.
  • В сфере грузовых перевозок ключевым направлением государственной поддержки Компании явились субсидии на грузовые перевозки, связанные с административными действиями государства по регулированию тарифов на грузовые перевозки.

Управление Холдингом РЖД

  • Интеграция всей группы компаний РЖД в долгосрочную систему консолидированного финансового плана "РЖД" и единую модель управления холдингового типа.
  • Дальнейший переход к экономически обоснованному ценообразованию на все виды услуг транспортного холдинга.
  • Внедрение глобальной внутрихолдинговой расчетной системы, направленной на оптимизацию затрат на финансово-экономическое управление и повышение контроля за распределением финансовых ресурсов РЖД.
  • Обеспечение финансово-экономической стабильности деятельности пригородного комплекса с активным участием субъектов Российской Федерации на основе межбюджетных трансфертов на компенсацию регионами выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний.

С учетом постепенного восстановления конъюнктуры рынка и выхода мировой экономики из финансового кризиса Компанией выбрана эффективная политика по наращиванию объемов перевозочной работы переходу к фазе экономического роста. В результате, благодаря ускоренному росту грузовых перевозок, ОАО "РЖД" смогло перевыполнить установленные планы по доходным показателям и получить выручку в целом по компании около 1,2 трлн рублей. При этом данные параметры были достигнуты с учетом окончательного выхода с 1 октября 2010 года наиболее высокорентабельного вида бизнеса из ОАО "РЖД" – создание перевозочной компании в сфере грузовых перевозок – ОАО "Вторая грузовая компания".

Несмотря на выполнение доходных параметров, Компания столкнулась с активным ценовым давлением в смежных отраслях экономики (электроэнергетика, металлургия и т.д.), рост цен в которых значительно превысил прогнозы. В связи с отсутствием у ОАО "РЖД" механизмов влияния на сложившуюся ситуацию на протяжении 2010 года Компания несла дополнительные затраты на потребляемые ресурсы.

В этих условиях Компания "Российские железные дороги" самым активным образом включилась в работу по выполнению Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". В январе 2010 года утверждена "Программа мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности холдинга "Российские железные дороги" в 2010 году". Всего на повышение энергоэффективности и инновационное развитие компании в 2010 году было направлено 4 168 млрд рублей. В результате реализации запланированных мероприятий в 2010 году в ОАО "РЖД" получен эффект в объеме 347 369 тыс. т у.т. в натуральном исчислении и 2 554 млн рублей в стоимостном исчислении.

Также по итогам 2010 года Компании удалось успешно реализовать 35% пакет акций ОАО "Трансконтейнер", доходы от продажи которого составили 12 млрд рублей, что в 2,4 раза выше балансовой стоимости. Был реализован подвижной состав с истекшим и истекающим сроком службы сторонним перевозчикам, доходы от чего составили 8,5 млрд рублей, а прибыль превысила 8,2 млрд рублей.

Дополнительное влияние на деятельность Компании в 2010 году оказал постепенный возврат к более высоким темпам восстановления и обновления основных фондов, которые были замедлены в период финансового кризиса. В первую очередь, увеличение инвестиционной программы связано с принятыми решениями по вопросу совершенствования системы оперативного реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

Проводимая работа по росту энергоэффективности, внедрению ресурсосберегающих технологий и сдерживанию роста цен, реальное снижение численности работников Компании – все это в комплексе позволило удержать рост себестоимости перевозок в 2010 году ниже уровня инфляции, который составил лишь 6%, и получить положительный финансовый результат в размере 78,5 млрд рублей, а также существенно увеличить инвестиционную программу по сравнению с первоначальными планами, которая по результатам 2010 года выполнена на сумму 317,4 млрд рублей.

Финансовые результаты, млрд рублей
ПоказательЕд. изм.2008 г., факт2009 г., факт 2010 г.Факт 2010 г. к факту 2009 г.
ПланФакт+/-%
Всего доходов млрд рублей 1101,7 1050,2 1166,6 1195,1 +145,0 13,8
Всего доходов от перевозок: млрд рублей 1014,5 956,8 1064,5 1079,3 122,5 12,8
пассажирские перевозки: млрд рублей 150,4 151,0 41,4 42,9 -108,1 -71,6
     дальнее следование млрд рублей 130,7 132,6 27,8 29,1 -103,5 -78,1
     пригородное сообщение млрд рублей 19,7 18,4 13,6 13,8 -4,6 -25,0
грузовые перевозки млрд рублей 847,0 783,0 919,5 936,2 153,2 19,6
предоставление услуг локомотивной тяги млрд рублей 10,6 11,0 11,8 11,8 0,8 7,2
предоставление услуг инфраструктуры млрд рублей 6,4 11,8 91,8 88,4 76,6 в 6,5 раз
Доходы от прочих видов деятельности млрд рублей 87,2 93,4 102,1 115,8 22,4 24,1
Всего расходов млрд рублей 1035,3 999,9 1084,9 1080,5 80,6 8,1
Расходы от перевозок: млрд рублей 952,1 913,8 991,8 983,0 69,2 7,6
пассажирские перевозки: млрд рублей 216,9 203,3 88,4 94,9 -108,4 -53,3
     дальнее следование млрд рублей 162,4 160,1 50,6 52,0 -108,1 -67,5
     пригородное сообщение млрд рублей 54,5 43,2 37,8 42,9 -0,2 -0,6
грузовые перевозки млрд рублей 722,7 691,1 811,6 793,4 102,3 14,8
предоставление услуг локомотивной тяги млрд рублей 7,8 8,3 8,8 8,8 0,5 6,0
предоставление услуг инфраструктуры млрд рублей 4,7 11,1 82,9 85,9 74,8 в 6,7 раза
Расходы от прочих видов деятельности млрд рублей 83,2 86,1 93,1 97,5 11,4 13,2
Всего прибыль от продаж млрд рублей 66,4 50,2 81,7 114,6 64,4 в 1,3 раза
Прибыль по перевозкам: млрд рублей 62,3 43,0 72,7 96,3 53,3 в 1,2 раза
пассажирские перевозки: млрд рублей -66,5 -52,3 -47,0 -52,0 0,3 -0,4
     дальнее следование млрд рублей -31,7 -27,5 -22,8 -22,9 4,6 -16,5
     пригородное сообщение млрд рублей -34,8 -24,8 -24,2 -29,1 -4,3 17,4
грузовые перевозки млрд рублей 124,3 91,9 107,9 142,8 50,9 55,4
предоставление услуг локомотивной тяги млрд рублей 2,8 2,7 3,0 3,0 0,3 11,6
предоставление услуг инфраструктуры млрд рублей 1,7 0,7 8,9 2,5 1,8 в 3,1 раза
Прибыль от прочих видов деятельности млрд рублей 4,1 7,2 9,0 18,3 11,1 в 1,5 раза
Себестоимость перевозок коп./10 прив.ткм 366,3 377,2 377,1 372,2 -5,0 -1,3
Результат от прочих доходов и расходов млрд рублей -11,6 10,1 9,0 15,7 5,6 55,9
Прибыль до налогообложения млрд рублей 54,8 60,3 90,7 130,4 70,0 116,1
Чистая прибыль млрд рублей 13,4 14,4 42,4 78,5 64,1 в 4,4 раза

 

Показатели доходности и себестоимостиЕд.20092010+/-%
Средняя доходная ставка по перевозкам коп/10 прив. ткм 394,6 408,9 +14,3 +3,6
Себестоимость перевозок  без амортизации коп/10 прив. ткм (304,5) (310,4) -5,9 +1,9

Рентабельность деятельностиПоказатели эффективности деятельности Компании характеризуют постепенное увеличение рентабельности по чистой прибыли и продажам за счет проводимой работы по росту энергоэффективности, внедрению ресурсосберегающих технологий и сдерживанию роста цен. Это позволило удержать рост себестоимости перевозок в 2010 году ниже уровня инфляции и получить положительный финансовый результат в размере порядка 78,5 млрд рублей Однако, в условиях ограничения роста тарифов рентабельность деятельности ОАО "РЖД" остается низкой, а собственные инвестиционные источники Компании ограничены.


Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала

Уровень финансового левериджа

Уровень финансового левериджа

Соотношение заемного и собственного капитала Компании на конец 2010 года уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 0,014 п.п. и составило 0,096 п.п. Незначительный диапазон изменения этого показателя, а также достаточно низкий уровень значения коэффициента характеризует финансовую устойчивость и стабильность финансового состояния Компании. Проведенная политика по оптимизации структуры кредитного портфеля с целью снижения зависимости от волатильности финансового рынка позволила снизить затраты по обслуживанию долга на 2,9 млрд рублей до 22,3 млрд рублей  и избежать убытков от курсовых разниц при переоценке валютных обязательств. Таким образом, Компания добилась значительного снижения стоимости заемного капитала.

Уровень долговой нагрузки

Общий долг/ EBITDA

Чистый долг/ EBITDA

Уровень долговой нагрузки Компании в 2010 году по сравнению с 2009 годом значительно сократился и составил 0,89 пункта. В основном это связано с увеличением показателя EBITDA на 21% и сокращением основной суммы долга в 2010 году. Эффективность деятельности компании достигнута благодаря успешной работе на мировых финансовых рынках. Знаковым событием стало размещение дебютного выпуска еврооблигаций компании на сумму 1,5 млрд долларов США со сроком обращения 7 лет.

Показатели использования инвестиций

Показатели использования инвестиций Увеличение коэффициента чистых активов (ROA) на 1,5 п.п. и коэффициента собственного капитала (ROE)  на 1,7 п.п. в 2010 году является индикатором доходности деятельности компании в следствие увеличения отдачи использования активов. Однако, несмотря на увеличение, Компания продолжает привлекать заемные средства на финансирование инвестиционных проектов, так как рентабельность "собственных проектов" составляет 0-1%, а величина средневзвешенной стоимости заемного капитала составила 9,3% годовых.

Коэффициенты ликвидности

Коэффициенты ликвидностиПо итогам 2010 года коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,202, что на 0,125 пункта выше значения на начало года. Данное повышение связано с увеличением депозитных вкладов на 34,5 млрд рублей При этом коэффициент абсолютной ликвидности находится в зоне рекомендуемых значений, что обусловлено эффективным управлением остатками денежных средств  на счетах компании за счет их размещения в депозиты. Достижение подобных результатов стало возможным благодаря повышению эффективности планирования финансирования расходов и денежных поступлений, что в свою очередь позволит минимизировать остатки денежных средств на расчетных счетах.

Также, реализуемая компанией политика управления ликвидностью, с одной стороны, обеспечивает своевременное финансирование оборотных активов, а с другой – позволяет существенно сократить потребность привлечений заемных источников финансирования. При этом, увеличение показателя текущей ликвидности на 0,3 пункта характеризует стабильность финансового положения и улучшение платежеспособности Компании.


Адрес страницы в сети Интернет:  http://annrep.rzd.ruhttp://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4356&layer_id=5184&refererLayerId=5183&print=1

screenRenderTime=1