XVI. Инвестиционная деятельность

Приоритетные направления деятельности

Темпы развития российской экономики требуют соответствующего совершенствования и развития железнодорожной инфраструктуры, которая является основой транспортной системы страны.

Главными задачами, закладываемыми в основу Инвестиционной программы ОАО "РЖД", являются:

  • ликвидация "узких мест" на основных направлениях сети железных дорог с учетом перспективных объемов перевозок (строительство дополнительных главных путей, развитие железнодорожных станций, модернизация средств автоматики и связи и другие работы);
  • обновление парка подвижного состава;
  • обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса (снижение износа основных фондов, увеличение надежности работы устройств, оборудования, машин и механизмов, обеспечение их соответствия современным требованиям);
  • обеспечение инфраструктуры железных дорог новыми эксплуатационными качествами (возможности пропуска тяжеловесных грузовых поездов, пассажирских поездов с более высокими скоростями или новыми габаритами).

В тоже время, значительное влияние на рост объемов перевозок ОАО "РЖД" и их географию оказывают:

  • реализация проектов развития мощностей существующих и строительства новых морских портов России: Усть-Луга, Железный Рог, Восточный, Ванино-Совгаванский транспортный узел;
  • освоение перспективных месторождений полезных ископаемых, большая часть которых расположена в восточном регионе. Крупнейшими из них являются угольные - Эльгинское, Элегестское, Денисовское и Чульмаканское; железорудные - Таежное, Тарыннахское, Приоскольское, Гаринское, Кимкано-Сутарское, Чинейское полиметаллическое и Удоканское медное месторождения;
  • организация скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения;
  • развитие Московского транспортного узла, связанное, главным образом, с обеспечением объёмов перевозок пассажиров и максимально возможным выносом грузового движения за черту Москвы.

В  последние годы в рамках решения задачи повышения пропускной способности на основных направлениях сети железных дорог реализованы проекты по развитию и совершенствованию инфраструктуры железнодорожных направлений Кузбасс - Северо-Запад, Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел, ориентированных на морские порты Мурманска, Балтийского моря, Дальнего Востока, Черного и Азовского морей, в адрес которых осуществляется подавляющее большинство перевозок массовых грузов.

Производилась электрификация железнодорожных направлений на Октябрьской, Северной, Юго-Восточной, Куйбышевской, Приволжской, Северо-Кавказской, Дальневосточной и производится на Забайкальской железной дороге. По всей сети железных дорог осуществляется реконструкция мостов и тоннелей, модернизация и усиление земляного полотна.

Значительные капитальные вложения осуществлены в переоснащение и модернизацию объектов локомотивного, вагонного и путевого хозяйств, в программы безопасности, информатизации и ресурсосбережения.

Стоит отметить, что в этих условиях важным этапом в развитии системы управления инвестиционной деятельностью ОАО "РЖД" стал переход в 2006 году к проектному принципу формирования Инвестиционной программы, что обеспечило отбор и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов. Процесс рассмотрения и анализа потенциальных инвестиционных проектов предусматривает, в частности, оценку инвестиционных рисков (макроэкономические, отраслевые, финансовые и т.д.) и выработку комплекса мероприятий по их предотвращению или снижению. Внедряемая в ОАО "РЖД" система проектного управления направлена на повышение эффективности реализации проектов за счет формирования и своевременного предоставления руководству Компании и другим участникам инвестиционного процесса достоверной информации о ходе реализации проекта. Это позволяет выработать своевременные и эффективные управленческие решения для устранения (или уменьшения) негативных факторов, связанных с рисками проектов.

Для обеспечения до 2020 года необходимой провозной способности железнодорожной сети, соответствующей потребностям развития российской экономики, требуются инвестиции в железнодорожную инфраструктуру только основных направлений порядка 2,24 трлн рублей (в ценах 2010 года). В этой связи необходимы долгосрочные государственные решения, обеспечивающие требуемое финансирование проектов развития железнодорожного транспорта. Такой поддержкой могут быть: увеличение уставного капитала ОАО "РЖД", дополнительная индексация тарифов на грузовые перевозки, софинансирование за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, софинансирование за счет Федеральных целевых программ.

Масштабное развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, в первую очередь, необходимо осуществлять на направлениях:

  • развитие подходов к портам Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока;
  • развитие инфраструктуры в Западной Сибири и на Северном Урале для освоения месторождений и создания промышленных зон;
  • развитие выходов из Кузбасского бассейна и республики Тыва в восточном направлении;
  • развитие Байкало-Амурской магистрали;
  • улучшение транспортного обеспечения центрального региона и Московского транспортного узла;
  • дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного сообщения.


Адрес страницы в сети Интернет:  http://annrep.rzd.ruhttp://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4355&layer_id=5184&refererLayerId=5183&print=1

screenRenderTime=2