XI. Безопасность движения

Функциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса

Программа повышения безопасности движения

Повышение безопасности работы железнодорожного транспорта является одной из важнейших целей реформирования, зафиксированных в программе структурной реформы, утвержденной Правительством Российской Федерации. Для реализации этой цели предусмотрены принципы постепенности и минимизации риска необратимых действий.

Уже на протяжении последних 3,5 лет главным направлением в обеспечении безопасности движения в компании является "Функциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса".

Стратегия определила переход к новой системе управления безопасностью движения – построения и развития Системы Менеджмента Безопасности на основе новых принципов, методов и инструментария. Базовой методологией данной системы является риск-менеджмент, что позволит установить системный приоритет.

 За истекший период была проделана следующая работа:

  • структурные подразделения, железные дороги, дирекции совместно с департаментами вовлечены в решение основных функциональных задач стратегии;
  • разработаны стандарты анализа и улучшений;
  • ревизии и проверки дорог проводятся с элементами технического аудита, по результатам ревизий определяются "узкие" места для проведения профилактической работы;
  • на основании "Методических рекомендаций по расчету ущерба от транспортных происшествий" проводится многофакторный анализ состояния безопасности движения, в котором учитываются не только факты наступления транспортных событий и происшествий, но и экономические последствия, связанные с ними.
  • развернута работа по проведению прогноза возникновения рисков опасных состояний на объектах инфраструктуры и в подвижном составе.

В развитие Стратегии в компании было принято решение о создании в ОАО "РЖД" Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями. В связи с этим была разработана и утверждена концепция Ситуационного центра, а также меры по его созданию и функционированию.

Современная экономическая ситуация требует от компании наличия эффективного механизма реагирования на ситуацию с безопасностью перевозок, позволяющих использовать комплекс экономических, юридических и технических мер.

Для реализации такого механизма компанией осуществляется системная работа в вопросах мотивации труда работников железных дорог, обеспечивающих безопасность движения.

Вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов в 2010 году выплачено 119 тыс. работников на сумму более 2 млрд рублей. Знаком "За безопасность движения" с выплатой премии в размере 12 тыс. рублей награждено 184 человека на общую сумму 2,208 тыс. рублей.

На протяжении деятельности ОАО "РЖД" только в реализацию программы повышения безопасности движения, не считая комплексных проектов, инвестировано более 33 млрд рублей.

25 февраля 2010 года на специальном заседании правления ОАО "РЖД" был рассмотрен и утвержден комплекс мер по повышению надежности работы технических средств и обеспечению безопасности движения. Реализация данного комплекса позволит повысить качество поставляемой продукции для нужд компании, надежность работы объектов инфраструктуры и подвижного состава и уровень безопасности движения.

Постоянный мониторинг и анализ нарушений безопасности движения и их экономических последствий является неотъемлемой частью комплексной системы управления безопасностью движения в ОАО "Российские железные дороги".

Ежегодно проводится научно-практическая конференция "Безопасность движения поездов" руководителей и специалистов департаментов, дирекций, филиалов и их структурных подразделений ОАО "РЖД" с участием представителей отраслевой науки, высших учебных заведений, конструкторских бюро, заводов и стран СНГ. В работе конференции участвуют руководители компании. По итогам работы конференции разрабатываются рекомендации по выполнению работ, прежде всего, направленных на решение накопившихся проблем в области безопасности движения.

В апреле 2010 года были приняты меры по оптимизации структуры аппаратов главных ревизоров по безопасности движения поездов железных дорог. В аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов органа управления железных дорог – филиалов ОАО "РЖД" были переданы ревизоры по безопасности движения отделений железных дорог.

Проведенная реорганизация позволила более эффективно использовать ревизорский аппарат, гармонизировать работу региональных ревизоров.

В 2010 году проведены технические ревизии организации обеспечения безопасности движения на Горьковской, Западно-Сибирской, Дальневосточной, Октябрьской, Северной, Свердловской, Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской железной дороге, а также проверки Калининградской, Приволжской, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Восточно-Сибирской, Сахалинской, Забайкальской, Красноярской железной дороги, включая проверки структурных подразделений центральных дирекций и других филиалов ОАО "РЖД", расположенных в границах соответствующих железных дорог.

В результате этих проверок было отставлено от эксплуатации 8 318 локомотивов, приостановлена работа 1 623 цехов и участков, отменена готовность 1 230 пассажирским и грузовым поездам; закрывались для движения 399 перегонов, 22 209 стрелочных переводов и 6 252 станционных пути.

Показатели безопасности

В 2010 году на сети железных дорог было выявлено более 38 тыс. остродефектных рельсов, при этом допущено 56 изломов рельсов (в 2009 году – 58), в пяти случаях изломы привели к четырем сходам подвижного состава и крушению грузового поезда.

Постоянное увеличение полигона бесстыкового пути и длин плетей (в блок-участок и перегон) ведет к увеличению сварных стыков, однако сварочные машины и сваренные ими стыки не соответствуют современным требованиям. За период функционирования компании излома рельсов в сварных стыках допущено 194 случая или 30% от общего количества изломов.

Основными причинами изломов рельсов явились:

  • несовершенство средств дефектоскопии сплошного контроля рельсов;
  • неэффективный технологический контроль за качеством использования дефектоскопных средств;
  • недостаточное качество сварных стыков.

Решение задачи по выявлению всех дефектов в рельсах на ранней стадии их образования позволит минимизировать уровень риска изломов рельсов.

В локомотивном комплексе на 62% возросло количество порч локомотивов с пассажирскими поездами.

В 2010 году на локомотивах произошло 65 случаев возгораний, что на 81% выше уровня 2009 года.

Основными причинами возгораний локомотивов явились неисправности:

  • электропроводки и электроаппаратуры – 19 случаев;
  • тяговых электродвигателей и кабелей – 20;
  • дизеля и его оборудования – 8.

В вагонном комплексе основной проблемой являются изломы боковых рам тележек грузовых вагонов по вине заводов-изготовителей:

  • 10 случаев допущено по ответственности за ОАО "НПК "Уралвагонзавод";
  • 5 – ЗАО "Азовэлектросталь";
  • 4 – ОАО "Промтрактор-Промлит";
  • по одному за Бежицким и Кременчугским сталелитейными заводами.

86% изломавшихся рам были изготовлены в период 2006-2008 годов.

ОАО "РЖД" неоднократно информировало производителей о низком качестве выпускаемых вагонов и, прежде всего, литых деталей тележек, однако проблема качества продукции остается.

Для снижения риска сходов подвижного состава ОАО "РЖД" вынуждено в 2010 году вновь проводить внеплановые технические ревизии основных узлов полувагонов.

С начала 2010 года проведено техническое обслуживание в объеме ТО-3 6962 вагонам, в ходе которого забраковано 3453 боковых рам и 396 надрессорных балок. За последние 3 года ТО-3 проведено 52621 вагону, при этом были забракованы 9174 боковые рамы и 1552 надрессорные балки.

Создавшаяся обстановка требует и в дальнейшем проведения данных мероприятий на железных дорогах.

Компания ежегодно с целью предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) проводит работу по оборудованию переездов современными предупредительными и заградительными устройствами, выделяет около 500 млн. рублей на содержание железнодорожных переездов.

Ежегодно в России происходит более 200 дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, при которых погибает и получает увечья большое количество участников движения, наносится серьезный материальный ущерб. Практически все ДТП на железнодорожных переездах происходят из-за невыполнения водителями автотранспортных средств требований "Правил дорожного движения".

В 2010 году количество ДТП на переездах составило 260 случаев с ростом к уровню 2009 года на 29%.

Допущено 79 столкновений автотранспорта с пассажирскими поездами.

При дорожно-транспортных происшествиях пострадало 225 человек, 72 из которых погибли. Повреждено 107 локомотивов и 26 вагонов. Прямой материальный ущерб составил более 27 млн рублей.

На железных дорогах проводится профилактическая работа в автотранспортных предприятиях и непосредственно на переездах с водителями автотранспортных средств по предупреждению ДТП и разъяснению правил проезда через железнодорожные переезды.

С органами ГИБДД заключено 93 договора на работу дополнительных постов, созданы и действуют 1210 групп ГИБДД, которые совместно с сотрудниками ОАО "РЖД" проводят проверки на железнодорожных переездах. В 2010 году было произведено более 11 тыс. проверок правил проезда через переезды.

В ОАО "РЖД" реализовывалась программа по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах, разработанная на период 2006-2010 годов. Устанавливается система видеофиксации с выводом информации на мониторы Управлений ГИБДД. В 2010 году установлено 19 таких систем. Полностью проблема безопасности на железнодорожных переездах может быть решена только строительством путепроводов (тоннелей).

В настоящее время строительство ведется очень низкими темпами. По состоянию на текущий момент из предусмотренных к строительству 118 путепроводов построено всего 23.

По данным железных дорог и функциональных филиалов получено значение экономического ущерба в размере 280,384 млн рублей, причиненного компании ОАО "РЖД" в 2010 году нарушениями безопасности движения.

По вине структурных подразделений компании ущерб составляет 171,1 млн рублей, 109,3 млн рублей – потери, причиненные сторонними участниками перевозочного процесса. Общая сумма ущерба снизилась по сравнению с предыдущими годами.

Следует отметить более активную работу по учету экономических последствий нарушений безопасности движения, произошедших по вине различных предприятий и частных лиц. На железных дорогах подробно рассматриваются все составляющие ущерба не только по транспортным происшествиям, но и по всем видам событий.

Около 50% материальных потерь связано с четырьмя сходами подвижного состава, виновником которых было ОАО "Азовэлектросталь". Четверть ущерба причинена компании дорожно-транспортными происшествиями на железнодорожных переездах, виновниками которых были водители различных автотранспортных средств. Основная часть ущерба, происшедшего по вине сторонних организаций (81,1%), причинена объектам железнодорожной компании.


Адрес страницы в сети Интернет:  http://annrep.rzd.ruhttp://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4350&layer_id=5184&refererLayerId=5183&print=1

screenRenderTime=1