|
XI. Безопасность движенияФункциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процессаПрограмма повышения безопасности движения Повышение безопасности работы железнодорожного транспорта является одной из важнейших целей реформирования, зафиксированных в программе структурной реформы, утвержденной Правительством Российской Федерации. Для реализации этой цели предусмотрены принципы постепенности и минимизации риска необратимых действий. Уже на протяжении последних 3,5 лет главным направлением в обеспечении безопасности движения в компании является "Функциональная стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса". Стратегия определила переход к новой системе управления безопасностью движения – построения и развития Системы Менеджмента Безопасности на основе новых принципов, методов и инструментария. Базовой методологией данной системы является риск-менеджмент, что позволит установить системный приоритет. За истекший период была проделана следующая работа:
В развитие Стратегии в компании было принято решение о создании в ОАО "РЖД" Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями. В связи с этим была разработана и утверждена концепция Ситуационного центра, а также меры по его созданию и функционированию. Современная экономическая ситуация требует от компании наличия эффективного механизма реагирования на ситуацию с безопасностью перевозок, позволяющих использовать комплекс экономических, юридических и технических мер. Для реализации такого механизма компанией осуществляется системная работа в вопросах мотивации труда работников железных дорог, обеспечивающих безопасность движения. Вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов в 2010 году выплачено 119 тыс. работников на сумму более 2 млрд рублей. Знаком "За безопасность движения" с выплатой премии в размере 12 тыс. рублей награждено 184 человека на общую сумму 2,208 тыс. рублей. На протяжении деятельности ОАО "РЖД" только в реализацию программы повышения безопасности движения, не считая комплексных проектов, инвестировано более 33 млрд рублей. 25 февраля 2010 года на специальном заседании правления ОАО "РЖД" был рассмотрен и утвержден комплекс мер по повышению надежности работы технических средств и обеспечению безопасности движения. Реализация данного комплекса позволит повысить качество поставляемой продукции для нужд компании, надежность работы объектов инфраструктуры и подвижного состава и уровень безопасности движения. Постоянный мониторинг и анализ нарушений безопасности движения и их экономических последствий является неотъемлемой частью комплексной системы управления безопасностью движения в ОАО "Российские железные дороги". Ежегодно проводится научно-практическая конференция "Безопасность движения поездов" руководителей и специалистов департаментов, дирекций, филиалов и их структурных подразделений ОАО "РЖД" с участием представителей отраслевой науки, высших учебных заведений, конструкторских бюро, заводов и стран СНГ. В работе конференции участвуют руководители компании. По итогам работы конференции разрабатываются рекомендации по выполнению работ, прежде всего, направленных на решение накопившихся проблем в области безопасности движения. В апреле 2010 года были приняты меры по оптимизации структуры аппаратов главных ревизоров по безопасности движения поездов железных дорог. В аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов органа управления железных дорог – филиалов ОАО "РЖД" были переданы ревизоры по безопасности движения отделений железных дорог. Проведенная реорганизация позволила более эффективно использовать ревизорский аппарат, гармонизировать работу региональных ревизоров. В 2010 году проведены технические ревизии организации обеспечения безопасности движения на Горьковской, Западно-Сибирской, Дальневосточной, Октябрьской, Северной, Свердловской, Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской железной дороге, а также проверки Калининградской, Приволжской, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Восточно-Сибирской, Сахалинской, Забайкальской, Красноярской железной дороги, включая проверки структурных подразделений центральных дирекций и других филиалов ОАО "РЖД", расположенных в границах соответствующих железных дорог. В результате этих проверок было отставлено от эксплуатации 8 318 локомотивов, приостановлена работа 1 623 цехов и участков, отменена готовность 1 230 пассажирским и грузовым поездам; закрывались для движения 399 перегонов, 22 209 стрелочных переводов и 6 252 станционных пути. Показатели безопасности В 2010 году на сети железных дорог было выявлено более 38 тыс. остродефектных рельсов, при этом допущено 56 изломов рельсов (в 2009 году – 58), в пяти случаях изломы привели к четырем сходам подвижного состава и крушению грузового поезда. Постоянное увеличение полигона бесстыкового пути и длин плетей (в блок-участок и перегон) ведет к увеличению сварных стыков, однако сварочные машины и сваренные ими стыки не соответствуют современным требованиям. За период функционирования компании излома рельсов в сварных стыках допущено 194 случая или 30% от общего количества изломов. Основными причинами изломов рельсов явились:
Решение задачи по выявлению всех дефектов в рельсах на ранней стадии их образования позволит минимизировать уровень риска изломов рельсов. В локомотивном комплексе на 62% возросло количество порч локомотивов с пассажирскими поездами. В 2010 году на локомотивах произошло 65 случаев возгораний, что на 81% выше уровня 2009 года. Основными причинами возгораний локомотивов явились неисправности:
В вагонном комплексе основной проблемой являются изломы боковых рам тележек грузовых вагонов по вине заводов-изготовителей:
86% изломавшихся рам были изготовлены в период 2006-2008 годов. ОАО "РЖД" неоднократно информировало производителей о низком качестве выпускаемых вагонов и, прежде всего, литых деталей тележек, однако проблема качества продукции остается. Для снижения риска сходов подвижного состава ОАО "РЖД" вынуждено в 2010 году вновь проводить внеплановые технические ревизии основных узлов полувагонов. С начала 2010 года проведено техническое обслуживание в объеме ТО-3 6962 вагонам, в ходе которого забраковано 3453 боковых рам и 396 надрессорных балок. За последние 3 года ТО-3 проведено 52621 вагону, при этом были забракованы 9174 боковые рамы и 1552 надрессорные балки. Создавшаяся обстановка требует и в дальнейшем проведения данных мероприятий на железных дорогах. Компания ежегодно с целью предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) проводит работу по оборудованию переездов современными предупредительными и заградительными устройствами, выделяет около 500 млн. рублей на содержание железнодорожных переездов. Ежегодно в России происходит более 200 дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, при которых погибает и получает увечья большое количество участников движения, наносится серьезный материальный ущерб. Практически все ДТП на железнодорожных переездах происходят из-за невыполнения водителями автотранспортных средств требований "Правил дорожного движения". В 2010 году количество ДТП на переездах составило 260 случаев с ростом к уровню 2009 года на 29%. Допущено 79 столкновений автотранспорта с пассажирскими поездами. При дорожно-транспортных происшествиях пострадало 225 человек, 72 из которых погибли. Повреждено 107 локомотивов и 26 вагонов. Прямой материальный ущерб составил более 27 млн рублей. На железных дорогах проводится профилактическая работа в автотранспортных предприятиях и непосредственно на переездах с водителями автотранспортных средств по предупреждению ДТП и разъяснению правил проезда через железнодорожные переезды. С органами ГИБДД заключено 93 договора на работу дополнительных постов, созданы и действуют 1210 групп ГИБДД, которые совместно с сотрудниками ОАО "РЖД" проводят проверки на железнодорожных переездах. В 2010 году было произведено более 11 тыс. проверок правил проезда через переезды. В ОАО "РЖД" реализовывалась программа по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах, разработанная на период 2006-2010 годов. Устанавливается система видеофиксации с выводом информации на мониторы Управлений ГИБДД. В 2010 году установлено 19 таких систем. Полностью проблема безопасности на железнодорожных переездах может быть решена только строительством путепроводов (тоннелей). В настоящее время строительство ведется очень низкими темпами. По состоянию на текущий момент из предусмотренных к строительству 118 путепроводов построено всего 23. По данным железных дорог и функциональных филиалов получено значение экономического ущерба в размере 280,384 млн рублей, причиненного компании ОАО "РЖД" в 2010 году нарушениями безопасности движения. По вине структурных подразделений компании ущерб составляет 171,1 млн рублей, 109,3 млн рублей – потери, причиненные сторонними участниками перевозочного процесса. Общая сумма ущерба снизилась по сравнению с предыдущими годами. Следует отметить более активную работу по учету экономических последствий нарушений безопасности движения, произошедших по вине различных предприятий и частных лиц. На железных дорогах подробно рассматриваются все составляющие ущерба не только по транспортным происшествиям, но и по всем видам событий. Около 50% материальных потерь связано с четырьмя сходами подвижного состава, виновником которых было ОАО "Азовэлектросталь". Четверть ущерба причинена компании дорожно-транспортными происшествиями на железнодорожных переездах, виновниками которых были водители различных автотранспортных средств. Основная часть ущерба, происшедшего по вине сторонних организаций (81,1%), причинена объектам железнодорожной компании. Версия для печати |